Получи документы

Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой

Оксана Соснина
Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой

Представляю вам опыт работы «Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой".

Речь – это продукт общественно-исторического развития. В ней отражаются история народа, система социальных отношений, культура.

Публикация «Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой» размещена в разделах

Овладение языковыми формами, развития речи и навыков общения у детей происходит в деятельности. В процессе общения ребенок активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.

Анализируя современную речь взрослого, можно сказать, что это далеко не идеальный образец для ребенка.

Эту проблему мы обсуждали с родителями за «круглым столом».

Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Уважаемые родители. Как часто вы используете иностранные слова в своей речи.

***

Очень часто взрослые используют иностранные слова, которыми заменяют русские. Предлагаю попробовать сделать наоборот.

«шопинг» - покупки

«менеджер» - управляющий производством.

«рейтинг» - оценка

«вау» - русское междометие «о»

«уик энд» - выходной

«хит» - популярные песни.

Стоит ли боятся новых иностранных слов?

***

Лексические заимствования, по словам академика Л. С. Щербы обогащают русский язык, если оно разумно. Когда русское благозвучное слово заменяется иностранным это тревожно.

Группа педагогов и ученых таких, как Феликс Александрович Сохин, А. Г. Арушанова, О. С. Ушакова, Л. Е. Журова и другие, пришли к выводу о том, что цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи на основе овладения литературным языком своего народа.

В наше время получая очень большой и сложный поток информации, дети зачастую теряют интерес к нашим сказкам и играм. Все это может привести к тому, что речь детей превратится в маловыразительную, скучную и однообразную. Не исключение дети и моей группы. Для того чтобы предотвратить ситуацию, я поставила следующие задачи.

Чтобы воспитать интерес, уважение, любовь к живому русскому слову и к русской культуре, необходимо ребенка «окунуть» в атмосферу прошлого, пробудить в душе ребенка любознательность и чувство прекрасного.

В соответствии с утвержденными и введенными в действие федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы я использовала проектный метод, так как он предполагает интеграцию различных видов деятельности. Совместно с детьми разработала и реализовала цикл из пяти взаимосвязанных проектов.

Цель первого проекта :научить детей находить сходства и различия в предметах современного быта и быта русского народа, приобщить дошкольников к прошлому родной культуры.

Создание в детском саду русской горницы помогло ввести детей в особый самобытный мир русской старины. Благодаря этому словарь детей расширился : они узнали названия старинной русской утвари, мебели.

Дети научились ловко управляться с ухватом и коромыслом,

люлькой и утюгом. Играя в русской горницы, дети обнаружили там рукотворную куклу.

Желание детей выяснить из чего и как делали кукол, и можно ли с ними играть стало целью следующего проекта.

Народная кукла всегда давала детям большие возможности для самовыражения. Через игру с куклой ребенок учиться выражать свои чувства, приобретает опыт общения и разрешения конфликтов.

Даже М. Е. Салтыков – Щедрин писал «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».

Многие из детства помнят слова С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора,- Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра». А что делать если нет возможности пойти в музей?

Поэтому при реализации этого проекта, мы создали собственный, пусть и маленький музей «Рукотворные куклы»

Наш музей особенный, потому что экскурсоводами в нем работают сами дети. После завершения проекта интерес детей возрос к играм прошлого. Им захотелось узнать, в какие игры еще играли их прабабушки.

Так появился следующий проект, цель которого научить детей: играть в русские народные игры и самостоятельно, весело, интересно проводить с друзьями свободное время.

Игра воспитывает навыки общения и речи, способствует расширению кругозора.

Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении текстами, побуждают детей проявлять все свои речевые знания и эмоциональные качества.

За время реализации проекта, дети узнали много новых народных игр,а вместе с тем расширили представления о быте народа, народных традициях, приметах.

Тему следующего проекта подсказали сами дети. Каждый раз наряжаясь к празднику в русские народные костюмы и любуясь собой, дети задавали много вопросов : кто и как в старину шил наряды, чем украшали одежду…

Изучив запросы детей, я подготовила развлечение, познавательный материал по детскому дизайну и рисованию. Благодаря этому дети пополнили свой словарь: они узнали что такое - кушак, кокошник, девичья головная повязка, картуз, косоворотка и др.

Дети научились комплектовать одежду для мальчиков и девочек,

узнали, какую одежду носили в праздники и в будние дни, научились самостоятельно ее украшать.

Цель последнего проекта пополнить знания детей о народных промыслах, вызвать интерес девочек к вышиванию.

Сегодня из нашей жизни исчезло кружевоплетение, забывается вышивка, только вязаные вещи остались в «почете» .

А ведь вещи сделанные своими руками с особой простотой, яркими красками и умелым использованием материала воспитывает в детях чувство прекрасного, развивает воображение, мелкую моторику рук, совершенствует речь детей. Девочки научились вышивать, подбирать нужный цвет ниток, узнали много интересного о народных промыслах.

После реализации всех проектов был проведен сравнительный анализ результатов диагностики.

высокие результаты мы добились благодаря поддержке родителей : они были активными участниками и помощниками во всех проектах.

Результатом моей работы считаю следующее: дети стали проявлять уважение и любовь к живому русскому слову и к русской культуре, интересоваться сказками, былинами, использовать в речи русские пословицы и поговорки, придумывать свои сказки с народными героями.

Детьми был создан «Толковый сказочный словарик» - он составлялся по запросам.

Логика детей проста : Если медведица, то Настасья Петровна, значит папа Петр. Почему отчество у лисы Патрикеевны нерусское….

Вот как это объясняют дети слова из толкового словарика.

Работу по ознакомлению детей с русской народной культурой я продолжила с малышами.

Так как возраст от двух до пяти лет уникален по своему значению для речевого развития.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой» Над данной темой я работаю не первый год. И пришла к выводу, что было бы непростительной ошибкой не привлечь к столь важному процессу –.

Консультация «Принципы ознакомления дошкольников с культурой родного края» 1. принцип системности представлен в поэтапном познании города ребенком за счет рассмотрения города с новых позиций на каждом этапе изучения;.

Консультация Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека.

Нравственно-патриотическое воспитаение дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образованием Кушвинского городского округа Муниципальное.

Занятие по приобщению дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с осетинской народной куклойЗанятие по приобщению дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с осетинской народной куклой О несказанные Осетии красоты! Кто вас придумал, чей гений вас творил? Мераб Зассеты Тема: Приобщение дошкольников к истокам народной культуры.

Ознакомления дошкольников с русской народной культурой и культурой других народов В последнее время в нашей стране произошло много сложных событий в общественной жизни, в системе управления. Отошли в прошлое многие праздники,.

Развитие речи у дошкольников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий Слайд № 1 Вашему вниманию предлагается презентация на тему: «Развитие речи у дошкольников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных.

Проект «Воспитание коммуникативных навыков у дошкольников посредством ознакомления с фольклором» ВВЕДЕНИЕ В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда средства массовой информации и всеобщая компьютеризация, зачастую.

Развитие речи дошкольников посредством здоровьесберегающих инновационных технологий в ДОУ Актуальность В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается.

«Русская изба». Знакомство детей раннего возраста с русской народной культурой«Русская изба». Знакомство детей раннего возраста с русской народной культурой "Русская изба" макет для использования в игровой деятельности (индивидуально, подгруппами). Цель:познакомить детей с русской народной культурой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой
Опубликовано: 8 января 2017 в 09:47
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД