МААМ-картинки

Развитие социальной уверенности у дошкольников

ИРИНА ПИЛИПОВИЧ
Развитие социальной уверенности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Изменения, происходящие в современном мире, столь стремительны, сколь и непредсказуемы, и человек не только свидетель, не только участник перемен, он в большей или меньшей степени их творец, который тоже меняется вместе с окружающей действительностью, но меняется не так стремительно, как находящийся вокруг него мир, ибо несёт на себе груз истории, традиций, привычек, убеждений. В таких условиях задачи современной системы образования по воспитанию детей становятся все более сложными. И особенно сложной становится проблема социального развития ребёнка. Имеется серьёзный дефицит позитивного взаимодействия на детей всех институтов социализации – семьи, образовательно-воспитательных учреждений, средств массовой информации, учреждений культуры. Одним из важнейших критериев развития личности является степень развитости её «социальности». Именно социальное явление является главным содержанием развития ребёнка, который в общественных связях и отношениях присваивает и реализует свою социальную сущность (Г. М. Андреева, И. В. Дубровина и др).

Публикация «Развитие социальной уверенности у дошкольников» размещена в разделах

Сложный процесс социального развития ребёнка, овладения опытом социальных действий и отношений плохо регулируется, что затормаживает, осложняет развитие социальной уверенности у дошкольников. Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.

Как показывает моя многолетняя практика работы с дошкольниками, одним из важных показателей успешности или неуспешности развития социальной уверенности ребёнка дошкольника являются особенности его эмоциональной сферы, характер эмоциональных контактов ребёнка и его познавательная активность. Поэтому, с моей точки зрения, одна из важнейших задач моей профессиональной деятельности – формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Ребенок, который плохо приспособлен к жизни, не стремится самостоятельно найти способы решения любых жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Он ориентирован не на процесс, а на результат. Именно поэтому мудрые родители стараются помочь ребенку приобрести свой собственный опыт побед и неудач. Тогда у ребенка (а затем у взрослого человека) формируется осознанный, гармоничный выбор способов жизни. А это дает социально уверенное поведение, социально-компетентное самоощущение в любых жизненных ситуациях.

Не секрет, что для нормального развития каждый ребенок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребенок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. Ребенок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он недополучает ее по какому-либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах – беспокойство, тревогу, вину, гнев, т. е. то, что мы называем социальной неуверенностью.

Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном возрасте такой значимой группой выступают члены семьи. Нельзя не отметить то, что культура родительского воспитания, особенно в условиях Севера, такова, что при максимальной занятости родителей и отсутствии помощи старшего поколения, нормы и стереотипы не становятся эффективнее и гуманнее. Но ведь очень важно, чтобы родители относились к ребенку как к достойному существу, что формирует в нем чувство собственной значимости. Понимая значимость данной проблемы, огромное значение я придаю взаимодействию семьи и детского сада по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста. Решение данной проблемы я вижу, в первую очередь, в построении совместной деятельности в триаде «ребёнок – родитель – педагог». Поэтому мною предлагаются и внедряются нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников (родительские собрания, семинары-практикумы, круглый стол, день открытых дверей, тематические недели, совместные мероприятия, фото и видео-репортажи, открытость дошкольного учреждения другим социальным институтам, где работают родители наших дошкольников и др)

Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействий ребенка с другими людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, которые дают ребенку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающего поведения, творческого самовыражения. Создание в детском саду условий для повышения эффективности взаимодействия ребенка со сверстниками, способствующих укреплению уверенности ребенка в себе и в своих возможностях в общении с другими людьми, помочь детям приобрести опыт социально уверенного поведения и развить в процессе общения их социальные способности – это тоже важная задача педагога-психолога и педагогов возрастных групп. Мои наблюдения совпадают с мнением целого ряда психологов по поводу того, что возможной причиной, истоком «проблемности» является ограничение активности и любознательности детей, нежелание и неумение взрослых помочь детям, именно поэтому психолого-педагогическая работа с детьми, с моей точки зрения, должна осуществляться по линии побуждения их активности в поиске и раскрытии жизненных смыслов, в развитии их способностей, в побуждении интереса к предметному миру и миру человеческих взаимоотношений. Социально-неуверенные дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке, в неизменной симпатии сверстников и взрослых, то есть во всём, что способно поддержать их самооценку и тем самым снизить их агрессивность и тревожность. Все эти представления положены в основу системы психолого-педагогических методов и приёмов работы по развитию социальной уверенности у дошкольников.

Работа по данной проблеме позволяет мне строить работу вариативно, разработаны разные формы работы со всеми участниками образовательного процесса, включающие в себя разные виды деятельности – это комплексы развивающих игр и упражнений «Учим детей общению», «Агрессивный ребёнок», «Скоро в школу!» и др; психологический практикум «Шпаргалка для взрослых», «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» и др; мини-лекции с элементами игровой терапии «Гиперактивный ребёнок», «Тревожный ребёнок» и др, построенные по такому алгоритму – приветствие, мини-лекция, практическое задание, мини-лекция, упражнение на релаксацию, игры, работа с родителями (по данной проблеме, игра (способствующая созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе, обратная связь; консультации; семинары-практикумы. Социальное развитие дошкольников представляется мне в качестве комплексного процесса, поэтому моя авторская программа «Развитие словесного творчества» используется в работе с дошкольниками потому, что:

Во-первых, речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания.

Во-вторых, слово удваивает мир и позволяет человеку мысленно оперировать с предметами даже в их отсутствии. С помощью слов ребёнок может произвольно вызывать образы объективного мира независимо от их реального наличия или отсутствия, что позволяет ему произвольно совершать умственные действия.

В третьих, детское словесное творчество – это детская психика, «вынесенная наружу».

Концептуальную основу моей практической работы составляют положения, взятые из работ Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина. Согласно Л. С. Выготскому, взрослый может целенаправленно воспитывать детей лишь при постоянном сотрудничестве с ними, их средой, с их желаниями и готовностью действовать вместе со взрослыми. Эта фундаментальная идея противостоит требованиям авторитарной педагогики, согласно которой взрослый якобы может непосредственно эффективно воздёйствовать на ребёнка, исходя из своих учебно-воспитательных целей не сообразуясь мотивами, интересами и готовностью ребёнка осуществлять собственную личную деятельность. Взрослый, работая с детьми дошкольного возраста, побуждает детей к сотрудничеству в проблемных ситуациях, избегая советов, готовых рецептов и рекомендаций. Л. С. Выготским было введено в науку ёмкое понятие «зона ближайшего развития», имеющее следующий смысл: то, что ребёнок может сделать совместно со взрослым или сверстниками, а затем уже самостоятельно, как раз лежит в зоне его ближайшего развития.

При проведении мною развивающих занятий детям предоставляется возможность высказаться, проявить эмоциональную активность. Вся работа с детьми реализуется через игровую деятельность детей, создание комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Исключено всякое давление, принуждение, оценка, осуждение!

Особо хочется отметить, что игра служит универсальным средством профилактики и компенсации психоэмоциональных проблем ребенка.

В концепции Д. Б. Эльконина игра – основной вид детей дошкольного возраста, поэтому игра игровые приёмы – неотъемлемая форма обучения и развития дошкольников. Важным моментом в процессе развивающих занятий является создание мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей. Ведь именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно. На свойство игровой, «мнимой» ситуации указывал ещё и Л. С. Выготский, говоря о том, что в условиях «мнимой» ситуации ребёнку легче принять на себя роль другого. Итак, что же происходит с ребенком на игровых занятиях? «Ребёнок видит деятельность окружающих его взрослых людей, подражает ей и переносит её в игру, в игре овладевает основными социальными отношениями и проходит школу своего будущего развития» (Л. С. Выготский).

Указанные принципы оказались воплощены мною в разных формах работы, используемые для развития социальной уверенности у дошкольников. Учитывая социальный заказ со стороны родителей, я предусматриваю создание условий для формирования психически и физически здорового ребёнка.

В заключении мне хочется отметить, что успех деятельности зависит только от согласования действий всех участников образовательного процесса, от одинакового понимания ими детских проблем. В зонах пересечения каждый из специалистов занимается своим аспектом проблемы, но чрезвычайно важна согласованность этих действий, общее видение принципиальных вопросов, перспектив и путей её реализации и тогда, успех обеспечен!

Публикации по теме:

Дидактическая игра по математике «Цветные матрёшки»Дидактическая игра по математике «Цветные матрёшки» Дидактическая задача: Знакомить детей с цветами спектра. Учить сравнивать по величине. Обучать порядковому и обратному счёту. Материал:.

Стенды для информацииСтенды для информации Вокруг нас меняется все и очень стремительно. Меняются требования, способы и материал подачи информации. Мы тоже стремимся, чтобы среда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие социальной уверенности у дошкольников
Опубликовано: 7 сентября 2014 в 10:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие социальной уверенности у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем ИРИНА ПИЛИПОВИЧ (УИ 98928) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД