Получи документы

Развитие творческой инициативы дошкольников

Марина Ситник
Развитие творческой инициативы дошкольников

Поддержка и развитие детской инициативы - это важнейшая часть педагогической работы, от которой зависит успешное развитие ребенка, в соответствии с принципами ФГОС ДО.

Мы продолжаем работу, начатую в этом направлении в прошлом году, и убеждаемся, что инициативность является непременным условием развития ребенка. Инициативный ребенок умеет найти себе занятие, предложить интересное дело другим детям, стремится к общению, организации игр, созданию творческих продуктов.

Публикация «Развитие творческой инициативы дошкольников» размещена в разделах

Короткова Н. А. и Нежнов П. Г. ввели понятие «творческая инициатива». Под творческой инициативой понимают включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Игра содержит в себе все тенденции развития, она источник развития и создает зоны ближайшего развития.

Выделяют три уровня творческой инициативы:

1-й уровень. Ребенок многократно воспроизводит понравившиеся условные игровые действия, содержание которых зависит от имеющейся игровой обстановки.

2-й уровень. Дошкольник имеет первоначальный замысел, называет роль; видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; развертывает сюжет в рамках привычных событий, используя условные действия и ролевую речь; в процессе игры может менять сюжеты и роли, не заботясь об их связности.

3-й уровень. Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует разные сюжетные эпизоды в новый, оригинальный сюжет; может осознанно использовать смену ролей; замысел может воплощаться преимущественно в речи (придумывание историй) или в режиссерской игре с игрушками-персонажами.

Главное, что ребенок получает в игре – возможность взять на себя роль, удовлетворение потребности быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра – наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка:

1) ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) ребенок учится подчинять свои желания правилам игры, появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо".

3) действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Выполняя различные роли, ребенок начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека - представить другой взгляд и другую точку зрения.

4) формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

5) ролевая игра имеет решающее значение для развития творческого воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей - в результате дети приобретают способность к творческому воображению.

Чем лучше развито воображение, и чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее деятельность ребёнка, его игра, а следовательно и динамичнее развитие личности.

В нашей группе мы делаем всё для развития детской инициативы - обогащаем предметно-развивающую среду, поддерживаем идеи детей, постоянно создаем проблемные ситуации в разных видах деятельности. Наше общение строится на принципах любви, понимания и терпимости, так как только такая позиция, а не авторитарное общение, является условием развития творческой инициативы детей.

Особое внимание мы уделяем сюжетно-ролевой игре. В старшей группе мы проводили НОД в форме сюжетно-ролевой игры «Идем в кино». В подготовительной группе по инициативе детей возникли такие игры, как «Почта», «Библиотека», «Школа», «Геологическая экспедиция», которые широко развивались при поддержке, косвенной помощи и партнерской позиции воспитателей.

Также с целью развития творческой инициативы дошкольников мы используем анимационную деятельность. На практике мы убедились, что создание мультфильмов своими руками - это один из эффективных инструментов разностороннего развития и воспитания ребенка. Мы с ребятами увлеклись анимацией в прошлом году и сняли мультфильм «Одинокий ослик» по сказке Г. Цыферова.

В переводе с латинского «анима» – душа, «анимация» – оживление, одушевление. Это передача движения с помощью последовательности рисунков или кадров. Более привычный для нашей страны термин «мультипликация» произошел от латинского слова «мульти» – «много» и соответствует технологии многократного размножения рисунка. Анимация и мультипликация – это разные определения одного и того же вида искусства.

История анимации очень богата, а начало её лежит глубоко в древности. Стремление оживить рисунки прослеживается по изображениям бегущих спортсменов или охотников древних цивилизаций. Первые реальные анимационные фильмы появились в начале XX века. В 1912 году в России появился первый кукольный фильм Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей», все роли в фильме выполняли засушенные насекомые.

Настоящую революцию в мире анимации произвел Уолт Дисней, американский режиссер, художник и продюсер. В нашей стране мультипликация напрямую связана с открытием крупнейшей в СССР киностудии «Союзмультфильм» в 1936 г.

Давайте вспомним пластилиновые советские мультфильмы: «Спокойной ночи, малыши!», «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег»; кукольные советские мультфильмы: «Варежка», «Крокодил Гена», «38 попугаев», «Домовёнок Кузя».

Давно известны способы создания мультфильма без использования технических средств.

Способ 1, самый простой – рисовать на уголке каждого листочка в тетрадке фазы движения фигуры, а потом быстро пролистывать тетрадку. Или верхний листочек блокнота с первой картинкой наматываем на карандаш и катаем его по нижней картинке вперед-назад как скалкой.

Способ 2 основан на принципе быстрой смены двух рисунков, сливающихся в одно движение - эффект игрушек-вертушек.

Виды анимации сегодня:

графическая (рисованная) анимация, где объекты рисуются вручную, а сегодня и на компьютере;

объемная анимация – создается благодаря персонажам – куклам, пластилиновым, песочным или иным материальным героям;

компьютерная анимация, в которой объекты создаются с помощью компьютера.

Есть и другая классификация на основе технологий создания мультфильма. Технологии создания мультфильмов, используемые традиционно:

перекладка – передвижение плоских персонажей и декораций происходит путем их перемещения по плоского фону. В этой технике можно создать мультфильм–рисунок, пластилиновый мультфильм, мультфильм–оригами, мультфильм–аппликацию.

сыпучая анимация - использование в работе сыпучих материалов (манка, сахар, гречка, горох, песок и др., движение происходит с помощью рисования руками по сыпучему фону, находящемуся на прозрачной подсвеченной поверхности.

предметная анимация - перемещение объемных персонажей и декораций в трехмерном пространстве; возможность использования природных материалов, сюжетных игрушек, поделок из бросового материала, пластилина, глины.

В настоящее время одним из факторов, которые оказывают влияние на становление личности дошкольника является развитие информационно-коммуникационных технологий. Сегодня мультфильмы играют большую роль в развитии ребенка-дошкольника.

Как показывает статистика, 100% детей любят смотреть мультфильмы, а 75% хотели бы сами научиться их создавать. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать любознательность, познавательную и творческую активность детей.

Анимационная деятельность в образовательном процессе – это новый универсальный способ развития ребенка в современном визуально и информационно насыщенном мире.

Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать любознательность, познавательную и творческую активность детей. При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития творческой инициативы детей дошкольного возраста.

Кроме того, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, анимационная деятельность позволяет решать задачи в пяти образовательных областях:

социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками, формирование навыков работы в творческом коллективе над созданием общего продукта с распределением ролей и задач, сплочение детского коллектива, формирование позитивных установок к труду и творчеству);

речевого развития детей (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров, обогащение словаря; в ходе озвучивания мультфильма - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);

познавательного развития (формирование произвольного внимания, развитие слуховой и зрительной памяти, воображения и мышления; поддержка устойчивого интереса, познавательной мотивации, формирование представлений о создании мультфильма, развитие начальных умений работы с современной цифровой техникой);

художественно-эстетического развития (воспитание культуры восприятия художественных произведений, стимулирование сопереживания персонажам, самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма, раскрытие творческого потенциала воспитанников);

физического развития (развитие мелкой моторики рук).

В рамках деятельности по созданию мультфильмов естественным образом интегрируются различные виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, конструирование.

Владея технологией создания мультфильмов, воспитатель может применять ее в своей педагогической практике.

Этапы работы над мультфильмом следующие:

1) продумывание замысла.

2) подбор сюжета, сценария.

3) выбор анимационной техники.

4) подготовка фона, декораций и персонажей.

5) съемка фильма по эпизодам.

6) монтаж в компьютерной программе (Windows Movie Maker, озвучивание.

7) совместный просмотр и обсуждение мультфильма.

В этом году мы продолжили заниматься анимацией, так как это один из эффективных инструментов развития детской инициативы. Мы сняли мультфильм по русской народной сказке «Снегурочка», обучающий мультфильм «Огород» и познавательный мультфильм «Космическое путешествие Крошки Енота».

Список использованных источников и литературы.

1. Больгерт Н., Больгерт С. Мультстудия Пластилин. – М. : Робинс, 2012.

2. Гусакова А. А. Мультфильмы в детском саду. - М. : ТЦ «Сфера», 2010.

3. Зубкова С. А., Степанова С. В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. №5.

4. Интернет- ресурс wikipedia.org

5. Ишкова Е. И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. 2013. № 8.

6. Красный Ю. Е. Мультфильм руками детей. – М. : Просвещение, 2007.

7. Милборн А. Я рисую мультфильм. М. : РОСМЭН, 2006. 64 с.

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

9. Тимофеева Л. Л. Мультфильм своими руками. // Воспитатель. 2009. № 10.

Публикации по теме:

Развитие самостоятельности детей и поддержка инициативы Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны.

Развитие инициативы у дошкольников посредством нетрадиционного рисования Видео Данный фильм рассказывает о том как развивать детскую инициативу дошкольников по средствам нетрадиционного рисования. был сформулирован.

Конспект открытого занятия по развитию творческой инициативы детей «Карлсон в гостях у ребят» во второй младшей группе Цель: закрепить знания правил дорожного движения. Задачи: - формировать представление детей о транспорте, его видах (воздушный, водный,.

Консультация для родителей «Развитие детской инициативы у дошкольников» Сафонова Марина Викторовна МДОУ ЦРР №28 "Огонёк" Воспитатель высшей категории Развитие детской инициативы у дошкольников. В соответствие.

Развитие детской инициативы через организацию конструктивной деятельности в ДОУ Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслящие люди, которые вырастают из инициативных детей. Важнейшим условием.

Развитие инициативы у детей с ОВЗ Развитие инициативы у детей с ОВЗ Учитель – логопед МАДОУ ДСКН № 3, г. Сосновоборска Веревкина Т. Н. (1 слайд) «Еще не все колеса изобретены:.

Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством экспериментирования Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством экспериментирования «Детское экспериментирование – одна из форм организации.

Развитие познавательной инициативы у старших дошкольников в проектной деятельности Развитие познавательной инициативы у старших дошкольников в проектной деятельности (группа 2-14) 2 файл. Для придания новой теме сюжетности,.

Развитие творческой активности дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности оздоровительной деятельности Чурсина Ольга Анатольевна, инструктор по физической культуре МБДОУ «ЦРР – д/с№6» Слайд 1 Роль физического.

Тезисы «Развитие творческой инициативы детей и их родителей в процессе подготовки и проведения традиционных праздников»Тезисы «Развитие творческой инициативы детей и их родителей в процессе подготовки и проведения традиционных праздников» Развитие творческой инициативы детей и их родителей в процессе подготовки и проведения традиционных праздников 1 слайд. Здравствуйте! Я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческой инициативы дошкольников
Опубликовано: 21 июля 2017 в 20:25
+62Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД