Получи документы

Развитие умений слабослышащего воспитанника видеть и понимать прекрасное вокруг себя

Надежда Марышева
Развитие умений слабослышащего воспитанника видеть и понимать прекрасное вокруг себя

Нравственное и духовное воспитание учащихся - одна из самых важных задач школы. В современной жизни компьютер и телевизор занимают довольно значительное место в досуге школьника. Кинофильмы, видеоклипы, рекламы оказывают мощное влияние на формирование эстетических и нравственных ценностей учащихся, поэтому для слабослышащего школьника очень важно создать благоприятные условия для гармоничного развития личности.

Публикация «Развитие умений слабослышащего воспитанника видеть и понимать прекрасное вокруг себя» размещена в разделах

Стремление к красоте заложено в каждом человеке. Оно является лучшим рычагом, которым можно повернуть человека к культуре. Мы часто говорим про умение видеть прекрасное. Но давайте задумаемся: умеем ли мы просто видеть? Видеть мир в данную секунду во всей его полноте, не разделяя его на хорошее и плохое, на черное и белое.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ — УМЕНИЕ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ?

В первую очередь, это — способность всматриваться. Всматриваться свежим взглядом, так, как будто мы видим этот мир впервые, это способность замечать малейшие его изменения, способность чувствовать настроение.

Как порой бывает: идёшь и ничего вокруг не видишь, потому что каждый день идёшь по одной и той же дороге на работу, в школу, в магазин.

А если присмотреться: травка у обочины, цветочки, памятники, небо. Начинаешь к ним присматриваться, когда увлекаешься фотографированием — оказывается столько необычного и прекрасного в обычном, что просто диву даёшься!

Небо — это прекрасно! Особенно удивительное оно в эту аномальную погоду декабря. То с самого утра белые облака, то небо в темных тучах, через час- облака, озаренные солнцем, потом снова тучи, то дождь, то снег, небо меняется каждый час, меняется его цвет…. Не небо, а сплошная мозаика из облаков.

Смотрим на небо и говорим о чудесах природы с ребятами на прогулке каждый день.

А как красива Москва, особенно в Новый год!

Куда бы я с воспитанниками не ходила : на экскурсию, посвященную металлическому кружеву Москвы, в музей «Живые системы» или «Холодной войны» всегда по дороге обращаю внимание ребят на красивые особняки, современные здания, церкви, изумительные ограды, памятники и постоянно звучат высказывания детей о том, что действительно, город замечательный и его нужно не только любить, но и беречь.

Каждая экскурсия, поход или выезд завершается рассуждениями детей о наших встречах с прекрасным. Это могут быть залы метро с мраморными лестницами и бронзовыми светильниками, украшенные орнаментами из яшмы и оникса, мозаикой и картинами. Так, на Киевской станции размещены замечательные фрески, изображающие трудящихся Советской Украины. На Новослободской самым ярким элементом оформления станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража. На Белорусской панно с символикой СССР на потолке. Всего там 12 мозаичных панно, отображающих жизнь белорусского народа. Станция “Площадь Революции” имеет статус объекта культурного наследия. Главный элемент оформления – 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей.

Свод станции «Маяковская» украшен мозаиками, выполненными по эскизам художника Александра Дейнеки. В 1939 году проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Многие пассажиры даже не могут окунуться в этот прекрасный мир искусства, который создавали для них талантливейшие художники и скульпторы СССР.

Московское метро – это настоящий открытый музей.

Часто я знакомлю воспитанников с произведениями искусства, чтобы они развивали разные способы выражения своих мыслей и переживаний по поводу восприятия :

- умели рассказать о произведении искусства, откликнуться на выразительные средства,

развить навыки общения;

- Научились использовать свои впечатления о наблюдении действительности, свой собственный художественный опыт;

- Развить умение сопоставлять произведения искусства с аналогичными явлениями из области других искусств, чувствовать общие связи. Например, архитектура и живопись.

- научить детей «графической речи» в процессе восприятия (наброски по памяти). Этот метод имеет прямое отношение к развитию образного мышления и памяти у слабослышащих и глухих школьников.

Таким образом, взаимодействие ребенка и произведения искусства прежде всего начинается с восприятия. Воспитательная и образовательная цель будет достигнута, когда произведение непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.

Формирования эстетического вкуса детей происходит за счет культурного досуга:

1. театр, литература;

2. окружающий мир: выход на природу, экскурсии;

3. воспитание в семье;

4. профессиональная деятельность воспитателя и внутренний мир самого ученика.

Учитывая вышесказанное считаю, что условия эффективности воспитания состоят из :

1. качественно спланированной воспитательной работы;

2. разнообразия организуемой деятельности обучающихся;

3. благоприятного социально-психологического климата в группе;

4. отношений воспитателя и ученика.

Что такое воспитание?

Никто уже не спорит с широко распространённым мнением, что это "питание" души и сердца ребёнка всем самым возвышенным, благородным и прекрасным - "питание" Красотой.

Сегодня воспитание становится проблемой номер один. Небывалый рост жестокости, насилия, зла ставит под угрозу уже самое дорогое - жизнь детей!

"Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается", - так говорили древние греки.

Поэтому мы должны окружить воспитанников всем прекрасным, чем только сможем! И это не так уж трудно сделать, если, конечно, захотеть.

Природа, произведения искусства, литература, музыка - всё это, в большей или меньшей

мере, может дать нам всё необходимое для воспитания детей.

Сколько чудесных ощущений, впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! Важно заметить, почувствовать, понять, совершить усилие, чтобы заметить Красоту вокруг себя,

чтобы её почувствовать, зафиксировать в своём сознании и, конечно, чтобы уметь

творить, созидать.

Нужно передавать детям свою любовь к прекрасному, помогать замечать удивительное вокруг и создавать Красоту своими руками. Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность. Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди.

Через красоту в духовный мир ребенка входят чувства патриотизма, гуманизма, дружбы, коллективизма. Красота всегда будит живую мысль ребенка, стимулирует его умственное развитие.

Центральное место во всей системе моей работы по эстетическому воспитанию занимает воспитание через природу и городской пейзаж. Красота родного края - это источник любви к Родине. Учу своих воспитанников видеть и понимать эту красоту. Провожу экскурсии, беседы, диспуты.

Стараюсь научить ребят ценить все прекрасное что нас окружает, научить видеть вокруг, любить каждое мгновение за свою неповторимость, радоваться красивым листочкам и холодным ажурным снежинкам.

В императорской академии художеств в 18 веке маленьких шестилетних детей приводили на занятия. Известно, что в силу своего психологического восприятия ребёнок до 10 лет не может правильно рисовать с натуры. Поэтому детям давали копировать гравюры хороших мастеров, тем самым развивали навык к рисованию и, главное, учили видеть красоту, воспитывали в человеке вкус. Этому обязательно надо учить, само собой не приходит. Необходимо "насмотреться" красоты, и лучше ещё в детстве.

Конечно, не каждый человек может стать композитором, писателем, скульптором, художником, но каждый может научиться любить, ценить и понимать прекрасное в искусстве, природе, в общественной жизни, в поступках человека, в быту.

Умение чувствовать красоту делает жизнь человека более осмысленной, богатой, яркой. Стремление к красивому в поведении, в одежде, в быту, понимание красоты творческого труда неразрывно связано с правильными нравственными убеждениями, с воспитанием хорошего вкуса.

Идем ли мы на прогулку или просто шагаем по городу во время экскурсии - всегда находим красивые вещи или явления и обсуждаем их с детьми. Река, фасад здания, площадь – вокруг много гармонии. Говорим с ребятами об архитектуре или природных явлениях, учу их видеть прекрасное в обыденном. Это не только воспитывает эстетический взгляд на мир, но и эффективно развивает воображение.

На тему знакомства с прекрасным есть немало компьютерных обучающих программ, рассчитанных на разный возраст.

Воспитание успешно, если оно системно. Моя система воспитания начинается с того, что я сначала четко представляю себе, чего же я хочу добиться от детей на данном этапе времени, какими я хочу увидеть их в конце года, что я могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности Уважаемые коллеги! Я бы вам хотела представить консультацию на тему Формирование коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста.

Развитие певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста Пение, наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности дошкольников. Дети любят петь. Поют охотно и с удовольствием. В процессе.

Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде "формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде"Проект посвящен актуальной.

Развитие графических умений детей дошкольного возраста. Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений. Одним из видов подготовки.

Развитие художественных умений Развитие художественных умений младшая группа. "Дождик, дождик, кап, кап,кап" Цели: учить детей рисовать карандашом длинные и короткие линии,.

Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых В настоящее время приоритетным направлением деятельности педагогов становится формирование коммуникативных умений у дошкольников. Проблема.

Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста На современном этапе развития общества произошли серьезные изменения в области образования, вышли в свет новые нормативные документы (Федеральный.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников с Тяжёлыми нарушениями речи. Развитие коммуникативных умений у дошкольников с ТНР. Учитель-логопед высшей квалификационной категории Е. К. Попович Коррекционное воздействие.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников в группах смешанного состава. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в группах смешанного состава. Изучение процесса формирования коммуникативных умений у дошкольников.

Справка взаимопроверки «Развитие коммуникативных навыков и умений в продуктивной деятельности детей» Справка взаимопроверки в средней группе №1 у воспитателей Смоляровой Светланы Викторовны и Малаховой Екатерины Викторовны по теме: «Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие умений слабослышащего воспитанника видеть и понимать прекрасное вокруг себя
Опубликовано: 19 февраля 2016 в 02:22
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД