МААМ-картинки

Развитие эмоционально-оценочной лексики у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой

Екатерина Зулькорнеева
Развитие эмоционально-оценочной лексики у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой

В настоящее время актуальна проблема развития эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста. Дети испытывают большую трудность на этапе выражения эмоций. Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции, не умеют правильно оценивать эмоции других детей. Это является существенным недостатком в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Публикация «Развитие эмоционально-оценочной лексики у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой» размещена в разделах

Во многих исследованиях таких психологов, как Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Я. З. Неверович и др., отмечено, что именно в дошкольном возрасте ярко развиваются эмоции и чувства. Термин Эмоционально-оценочной лексики встречается в словарном материале исследований, направленных на обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста (Г. Н. Бавыкина, В. В. Гербова, Н. П. Иванова, В. И. Логинова, Ю. С. Ляховская, Л. А. Пеньевская, Е. И. Тихеева, В. И. Яшина).

Целью статьи является выявление условий формирования эмоционально-оценочной лексики детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы.

Объектом исследования является эмоционально-оценочная лексика детей дошкольного возраста.

Предметом данного исследования является процесс развития эмоционально-оценочной лексики детей дошкольного возраста в результате ознакомления с художественной литературой.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:

1) изучить литературу по проблеме развития эмоциональной лексики;

2) подобрать методики для выявления развития эмоциональной лексики у детей среднего дошкольного возраста;

Выстраивая работу мы опирались на ключевые теоретические положения, изложенные в концепциях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. А также базировались на авторов методики словарной работы Е. И. Тихееву, М. М. Конину, В. И. Логинову, А. М. Бородич и др.

Статья состоит из введения, основной части и заключения, списка использованной литературы и приложения.

Средствами овладения эмоционально-оценочной лексикой в дошкольном возрасте является : художественная литература, этические беседы,лексические упражнения,изобразительная деятельность,слушание музыкальных произведений, дидактические игры, рассматривание иллюстраций.

Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности художественной литературы, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на произведение, развиваемая у детей в процессе литературной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Предлагаемая нами система педагогических воздействий предусматривает различные направления работы воспитателя и родителей по обогащению словарного запаса детей, способствует эффективному решению задачи по развитию эмоционально-оценочной лексики дошкольников. Работа по овладению эмоциональной лексики у детей проводилась нами в средней группе.

В ходе работы, было установлено, что художественная литература – это тот источник, который благотворно влияет на развитие эмоционального и духовного сторон личности ребенка. В художественной литературе ярко представлена эмоциональная оценка действительности. Главными задачами по формированию эмоционально-оценочной лексики здесь является :

1. обращать внимание детей на разнообразные поступки в поведении героя;

2. учить детей определять свое эмоциональное отношение к герою и мотивировать его, употребляя эмоциональную лексику.

Для усиления воспитательного воздействия художественной литературы на детей осуществлялся подбор книг, в которых по-разному раскрываются определённые нравственные понятия, освещается одна моральная тема. Сопоставление художественных образов, моральная оценка мотивов поведения у различных литературных персонажей поможет глубже осмыслить художественные произведения и раскрываемую ими нравственную идею, усилит их воспитательное и эмоциональное воздействие на детей.

При подборе книг учитывалось моральное содержание текстов, а также приёмы, усиливающие восприятие детьми художественных образов, помогающие адекватно оценить мотивы поступков героев. Одним из таких приёмов являлось рассматривание иллюстраций. Иллюстрации должны быть правильно подобраны для понимания и эмоциональной оценки детьми поступков литературных героев, органически связаны с текстом, наглядно и выразительно отображая наиболее существенные моменты содержания художественного произведения. В книжном уголке проводились тематические выставки произведений на нравственные темы, а также юмористического характера, знакомство с которыми способствует внешнему проявлению положительных эмоций и отражению их в собственной речи (герой – смешной, забавный, весёлый, жизнерадостный, неунывающий, лукавый, хитрый, сообразительный, смекалистый). Например, это персонажи книг Н. Носова, А. Драгунского и герои весёлых русских народных сказок.

Немаловажным моментом в данной работе являлось привлечение родителей к решению проблемы развития словаря их детей, в частности, эмоционально-оценочной лексики.

Родители познакомились с содержанием работы, и главное, с приёмами, необходимыми для обогащения лексического запаса детей.

В заключение, хочется отметить, что работая над данной проблемой, мы хотим повысить воспитательную ценность эмоционально-оценочной лексики при условии расширения этой лексики и употребления ее для характеристики человека, качеств его личности, социальных отношений.

Литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок; важно лишь правильно их понять и, усвоив, правильно практически ими пользоваться.

Также важным средством развития у детей эмоционально-оценочной лексики является языковая среда.

Разнообразные игры, упражнения, прогулки, наблюдения и т. д. все это становится содержанием речи дошкольников.

Воспитатель, проявляя чуткое и доброжелательное отношение, с использованием эмоционально-оценочного словаря дает возможность возникновению потребности выразить в речи свои переживания, дать самостоятельную оценку тому или иному явлению, поступку.

Список, использованной литературы :

1. Бородич A.M.. Методика словарной работы в детском саду. — М. : Просвещение, 1968

2. Выготский JT.C. Мышление и речь. // Избранные психологические исследования. М., 1956

3. А. А. Основы психолингвистики. М. : Смысл, 1997

4. Логинова В. И. К вопросу о развитии мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования словаря на занятиях. //24 Конина М. М. Роль картинки в обучении родному языку детей в старшем дошкольном возрасте (словарная работа) // Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 16, с. 145-176.

4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М. : Просвещение, 1967, - 216 с.

Публикации по теме:

«Развитие эмоциональной сферы ребенка при вхождении в процесс социализации» Социальное развитие – это формирование отношения ребёнка к себе и окружающему, а также социальных мотивов, потребностей, самопознания. Процесс.

Эмоции ребенка Ребенок дошкольного возраста легко возбудим,может проявлять эмоции различного характера непроизвольно. Эмоции окрашивают все психические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоционально-оценочной лексики у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой
Опубликовано: 23 июля 2014 в 18:30
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД