Елена Тютюнник
«Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста, через инновационные техники изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной деятельностью.
Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Рисование имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Оно способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
Публикация «„Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста, через инновационные техники изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Маленькие дошкольники часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Для успешного развития детей в данном направлении рекомендуется придерживаться следующих условий:
- обновить и обогатить окружающую среду детей самыми разнообразными новыми для них предметами и стимулами с целью развития их чувства прекрасного, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий;
- широко использовать в работе нетрадиционные материалы и техники (рисование на смятой, мокрой, различных видах бумаги, рисование пальцами, ватой, колосками и др.);
- создать в группе благоприятную атмосферу. Предоставить детям возможность активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных эмоциональных идей;
- не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно. Давать задания по собственному эмоциональному замыслу;
- доброжелательно относиться к детям, учить детей симпатии. Воспитывать чувство коллективизма, давать задания на сплочение группы.
Таким образом, надо сказать, что развития у детей дошкольного возраста можно достигнуть чувства прекрасного, эмоционально – положительных чувств, равновесие в поведение и выплеск негативных эмоций через произведения изобразительного искусства.
Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Не сформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.
Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.
Целью моей работы является изучение процесса развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа
Поставленная мною цель привела к решению следующих задач:
-Расширять представления о многообразии техник рисования.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
-Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
-Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.
-Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
-Совершенствовать технические умения и навыки рисования.
-Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии
Занятия с детьми я начинаю со второй младшей группы. Использую разработки Р. Г. Казаковой. Начинаю со способов, не требующих от маленьких художников профессионально чётких линий, несущих важную художественную нагрузку. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования.
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными.
Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает человека к творчеству?
При организации работы по формированию творческих способностей я уделяю внимание социально – эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Результатами моей работы в данном направлении стали:
- активность и самостоятельность детей в изо деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности
Коллаж, пальчиковая живопись, кляксография, монотипия и другие технологии нетрадиционного рисования способствуют развитию у ребенка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствуют воспитанию художественного вкуса у детей.
Мною были составлены конспекты занятий по рисованию, и по нетрадиционному рисованию «Разноцветная радуга», «Добрым людям на загляденье», «Музыка русских узоров», «Волшебная страна красок» и т. д.
Совместно с родителями были подготовлены выставки детских рисунков :
- «Мой любимый герой»;
- «Город, в котором я живу»;
- «Зимушка - зима»
- «Чёрное море моё» и другие
Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями
Для родителей подготовила несколько консультаций, памяток, буклетов
«Развитие любознательности», «Польза рисования», «В игры играем, восприятие развиваем», «Рисование пальчиковыми красками» и другие
Также проводилось анкетирование по разным темам.
В дружной обстановке творчества, выдумки, фантазии прошло родительское собрание «Развитие творчества у детей». На котором я провела мастер- класс «Опускаем руки в краску», пользуясь нетрадиционными техниками рисования, родители рисовали портрет своего ребёнка.
На педсоветах делилась опытом работы со своими коллегами, проводила практические занятия, познакомила с квилингом. Подготовила и показала презентации на тему «Мастер карандаш», «Развитие творческих способностей» и др.
Нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изо деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.
Результатом моей работы являются результаты мониторинга по изо деятельности, которые показывают чему научились мои дети. Видеть окружающее, передавать чувства, настроение. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. А самое главное дети научились работать в коллективе, осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других детей.