Ольга Рыжайкина
Развиваем речевую активность дошкольников «Культура речи и речевой этикет»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Культура речи и речевой этикет»
Воспитание культуры речи - проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времён, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса. В. А. Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры». Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился, и мыслить, и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.
Публикация «Развиваем речевую активность дошкольников „Культура речи и речевой этикет“» размещена в разделах
Обучение детей навыкам общения, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, этот круг расширяется, добавляется общение со сверстниками, воспитателями и другими работниками дошкольного учреждения. Если родитель требует, чтобы ребенок благодарил за услугу, вежливо обращался с просьбой, то постепенно вежливые слова и действия ребенка превращаются в привычные.
Обязательно педагог должен видеть, как ведет себя ребенок в детском саду, то есть, какое у него поведение в общении, в различных видах деятельности. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на доброжелательности, на уважении, с использованием соответствующего словарного запаса и форм общения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.
Полезно упражнять детей в выполнении правил и в естественных, и в специально созданных ситуациях. Использовать для этого различные поручения, задания, игры. Поручаем Сереже сходить в соседнюю группу, попросить линейку, напоминаем в форме вопросов: «Прежде чем войти, что нужно сделать? Как ты обратишься к Ольге Михайловне? Если она с кем-то разговаривает, как ты поступишь?». Когда ребенок возвратился, можно его вежливо спросить: «расскажи, как ты выполнил мою просьбу? Ты был вежлив?» - это побуждает его проанализировать собственное поведение.
Культура общения предусматривает умение воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо научит замечать состояние других людей. Уже с первых дней ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым. Именно уважение к окружающим в сочетании с культурой речи характеризует такое важное явление как общение.
Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение лаконично говорить, сохраняя спокойный тон. Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребёнок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребёнка внимательно слушать собеседника. Спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему. При непосредственной образовательной деятельности или организуемых мероприятиях поведение, вопросы и ответы детей в значительной мере зависят от заданий, содержания образовательной деятельности и формы организации детей. Понятно, что культура общения их в таких процессах формируется быстрее и легче, но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни.
Всякий раз, когда мы обращаемся к вопросам культуры общения, невольно возникает вопрос: этикет и культура общения - это одно и то же или нет, как они связаны между собой? Отвечая на него можно сказать, что этикет - это ядро, центр культуры общения, он организует и регламентирует общение по своим законам.
Обращаться на «ты» не принято с незнакомыми людьми; в официальной обстановке; со старшими по возрасту, чину иногда должности. В то же время на "вы" не стоит обращаться к друзьям и родственникам.
Если в дошкольном возрасте ребенок усвоит этикет речи, это откладывается у него на всю жизнь.
Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Это ситуации обращения: приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы совета и мн. др. Речевой этикет охватывает собой все, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику, что может создать благоприятный климат общения.
«Здравствуйте», «Добрый день»- обстановка более официальная, «Привет!»- значит неофициальная. Но представьте себе, если ребенок скажет воспитателю «Привет!».
Для эффективности работы по формированию и развитию речевого этикета у детей в группе должны быть созданы условия обучения старших дошкольников культуре речи.
В групповой комнате можно оформить карту «Азбука вежливых слов», где дети флажками разного цвета смогут обозначать вежливые слова в соответствии с ситуациями. Пополнить групповую библиотеку новыми книгами, рассказами, аудиозаписями, иллюстрациями и др. наглядным материалом. Педагогический процесс должен выстраиваться таким образом, чтобы во всех видах деятельности обогащается словарь детей различными вежливыми словами, речевыми оборотами, соответствующими требованиям этики. Например, каждая непосредственная образовательная деятельность включает в себя программу по речевой культуре, при этом осуществляется индивидуальный подход по развитию речи к каждому ребёнку. Воспитатели в своей работе должны исходить из того, что если у ребёнка плохо развита речь, то ему трудно быть интересным собеседником.
Воспитателям и всем остальным педагогам необходимо соблюдать тактичность. Например: когда воспитатель хочет привлечь внимание ребёнка или всей группы в целом, то чуть громче говорит: «Послушайте меня все.», а затем, убедившись, что они готовы выслушать, спокойно отдавать распоряжение. Такая спокойная обстановка дает возможность как можно чаще разговаривать с каждым ребёнком. Особого внимания требуют стеснительные дети, поэтому, их необходимо как можно чаще побуждать к разговору.
Кроме того, должна быть проведена разъяснительная работа среди родителей для создания благоприятной обстановки дома. Стараться убедить родителей в том, что и дома надо требовать от ребенка разговаривать спокойно, не гримасничать, не размахивать руками, общаясь, смотреть в глаза собеседнику, быть доброжелательным.
В детском саду, для формирования навыков культурного общения у детей необходимо провести ряд мероприятий, такие как:
• «Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться»,
• «Путешествие в Спасибоград», «Счастливого пути»,
• «Я приду к тебе в гости»,
• «У меня зазвонил телефон»,
• «Слово лечит, слово ранит».
Свои знания дети подкрепляли в дидактических играх : «Азбука вежливости», «Чем порадовать маму», «Испорченный телефон».
Общеизвестно, что для детей характерны «дразнилки», словесные ярлыки-«ябеда», «тормоз», «очкарик» и т. д.
Готовясь к докладу, я провела экспериментальную ролевую игру «Вежливые звери».
Ролевая игра «Вежливые звери»
Я взяла плоскостные фигурки зверей.
Лиса говорит: Заяц, а заяц, принеси-ка быстро дров в избушку!
Заяц: Прости, кумушка-лиса, не могу - спина болит!
Лиса: Ну-ну! Не придумывай, косой! Живей давай, поторапливайся! Обсуждая эту сценку, дети отметили, что зайчик был вежлив, а лиса- грубая (даже кто-то сказал «невоспитанная»). Отметили также с детьми, что насмехаться над кем-то очень нехорошо.
Эй, лягушка-желтобрюшка,
Хлеба ждешь краюшку?
Или мошку долго ждешь?
Чего рот разинула?
Он же не резиновый!
Вдруг порвется? Не сошьешь!
Дети отметили, что тут грубое, насмешливое обращение, но далеко не все уловили обидный характер. Спросила, что надо сделать, чтобы лягушка не обиделась?
Ответы детей: «Пожалеть, погладить», но никто из детей не сказал, что обзывать лягушку не надо было совсем.
Вероятно, не стоит повторять прописную истину о том, что общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности и что овладение нормами речевого этикета - одна из важнейших составляющих коммуникативной компетенции педагога.