«Реализация ФГОС в ДОУ: проблемы современной игры и пути их преодоления»

Татьяна Рыбалка
«Реализация ФГОС в ДОУ: проблемы современной игры и пути их преодоления»

Выступление на педагогической конференции.

Тема: «Реализация ФГОС в ДОУ: проблемы современной игры и пути их решения».

«То, каким образом ребёнок умеет играть, - прекрасный барометр, отражающий степень его благополучия в реальной жизни».

В. Оклендер.

Какие они, современные дети? Похожи на нас или принципиально другие? Эти вопросы волнуют каждое взрослое поколение. Между тем время, место и уровень развития общества всегда влияет на протекание детства.

Современное общество также наложило свой отпечаток на формирование особенностей современного ребёнка. На сегодняшний день мы вряд ли будем отрицать наличие таких факторов, как снижение общего уровня энергичных детей на фоне увеличения их социальной некомпетентности. В результате появляются так называемые «проблемные» дети – тревожные, агрессивные, замкнутые, беспомощные в современном мире. Игровые навыки у них не сформированы.

Печально, но сегодня маленькие жители больших городов за благополучие своих родителей и за блага цивилизации расплачиваются отказом от игры или качественным изменением её содержания. Детям встретиться с игрой можно только в специально отведённых для этого местах.

А между тем, сюжетно-ролевые игры и игры по правилам – это источник развития волевых ресурсов и навыков саморегуляции, воображения и креативности. Именно в условиях игровой культуры дворов дети могут получить лучшую подготовку к школьной жизни и взрослой жизни в целом. О. Е. Семёнова пишет: «Отсутствие игры в детском возрасте (депривация) губительна для всего развития человека, а не только детства».

Рассмотрим причины такого плачевного состояния игры в нашем обществе.

Игра много лет вытеснялась из системы дошкольного образования. Часто детям предлагались шаблоны для разыгрывания ролей под контролем воспитателя, что делало игру похожей на театральную репетицию, где отсутствовала активная позиция ребёнка как исследователя и созидателя. А на самых ранних периодах развития детей обычно игры с предметами, стимулирующие предметную игровую активность, заменялись на упражнения с дидактическим материалом.

Стремление «обыграть» занятие приводит нас, воспитателей, к тому, что часто игровой процесс, предполагающий спонтанность и инициативу его участников, подменяется так называемым игровым приёмом.

Аналогичную ситуацию с перекосом в сторону ценности интеллектуального развития мы наблюдаем и в семье. Обеспокоенные жизнью родители учат своих чад чтению, счёту, письму чуть ли не с пелёнок. В результате такие дети попадают в сложные жизненные ситуации и терпят неудачи в учёбе и обществе, поскольку уровень знаний не может компенсировать социального развития и готовности психологических функций к усвоению школьной программы.

Исчезает самоорганизованная детская общность, в которой одни участники обучают и передают игровые навыки другим. А современный городской ребёнок вынужден перескакивать с полезного «островка» (детский сад, ДДЮ и др., где всё подчинено взрослому, в атмосферу одиночества семьи, которую он стремится компенсировать потреблением простой и яркой информации (мультфильмы, компьютерные игры, интерактивные игрушки).

Отмечу, что наши дети отнюдь не стали глупее или хуже, наоборот, показатель их одарённости повысился. Просто основная проблема общества сегодня в том, что из детства уходит такой мощный инструмент подготовки к дальнейшей жизни, как игра. И нам, взрослым, надо искать пути её возвращения.

Первый шаг в этом направлении – это просветительская работа педагогов с семьёй. Важно формировать коллектив как единое целое, большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Второй шаг – это экспертиза уже существующих игр и игрушек. Качество игрушек оставляет желать лучшего. А некоторые игры уже давно устарели и не вызывают отклик у современного ребёнка. Многое из старого нужно переработать. Следует придумать новые игры, направленные на решение как комплексных задач, так и частных (работа с тревожностью, агрессивностью и т. д.)

Третий шаг – обогащение предметно-пространственной развивающей среды так, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности ребёнка. И в этой среде обязательно должно быть место для спонтанной игры.

Подведя итоги, отмечу, что сегодня нельзя отказаться ни от традиционных взглядов в отношении развития игры (они выполняют функцию фундамента, ориентира, ни от попыток их изменить. Н. А.Короткова пишет: «Смена стадий развития игры и их границы зависят не только от созревания ребёнка… но и от широких социокультурных факторов, от условий воспитания, социокультурного статуса семьи и других факторов».

Пожалуй, это тот самый вывод, который сложно отрицать.

Публикации по теме:

Музыка как условие эмоционального благополучия дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования Слайд №1 Титульный. Слайл №2 ФГОС, его документальная основа, основные принципы и первая задача. Слайд №3 Эмоциональное благополучие дошкольника,.

Участие во Всероссийской научно-практической конференцииУчастие во Всероссийской научно-практической конференции Уважаемые коллеги хочется поделиться с вами новостью. 30 ноября 2012 года вместе с коллегами мы приняли участие во Всероссийской научно-практической.

Библиотека изображений:
  • Найди отличия
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
«Реализация ФГОС в ДОУ: проблемы современной игры и пути их преодоления»
Опубликовано: 14 марта 2015 в 22:33
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 января. День детских изобретений

Очередной тематический день посвящен маленьким гениям, чьи изобретения мы применяем в повседневной жизни. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка изобретательством и вдохновить на...

17 января. День зимней одежды на МААМ

В период наступающих крещенских морозов особенно важно тепло одеваться и приучать к этому детей. На занятиях очередного тематического дня говорим с ребятами о том, во что одеваться, чтобы не простыть на...

Конспект занятия по аппликации в младшей группе «Шестигранная снежинка»
Программные задачи: Учить детей аккуратно наклеивать полоски бумаги на шестиугольную форму, составлять изображение снежинки из отдельных полосок длинные -...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: «Автобус...
Цель: Закреплять знания детей о транспорте, его видах; передавать форму основных частей деталей их величину и расположения. Задачи: 1. Формировать у...
Тематический день «Международный день «Спасибо» прошел в младшей группе
Цель: познакомить детей с днём 11 января – Всемирным днем «Спасибо», закрепить правила вежливого общения детей со сверстниками и взрослыми. Задачи: -...