светлана Кулинич
Реализация принципа трансформируемости и гибкости РППС через использование неоформленного материала
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация принципа трансформируемости и гибкости Рппс через использование неоформленного материала
Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности.
Публикация «Реализация принципа трансформируемости и гибкости Рппс через использование неоформленного материала» размещена в разделах
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Ведь все, что будет окружать ребенка, должно является источником знаний, социального опыта и работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Мы старались создать развивающую предметно-пространственную среду в группе :
• содержательно-насыщенную;
• полифункциональную;
• трансформируемую;
• вариативную;
• доступную и безопасную.
Но сегодня хотелось бы остановиться на принципе трансформируемости, которое дает детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу.
В группе мы произвели замену тяжелых навесных полок, на полки на колесах и легкие перегородки, что способствует плавному переходу от одной деятельности к другой.
Например, центр конструирования для игр со строительным материалом сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, но он достаточно мобилен, передвинув полку с машинками, позволит организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников и развернуть строительство на ковре.
В центре игры дети с помощью ширм изготовленных из пропиленовых труб и материи могут построить многокомнатную квартиру. Что позволяет детям вырваться из мира взрослых и поселиться в своем «гнездышке».
Для центра искусства "Волшебные ладошки" отведено светлое, хорошо освещенное в группе место, украшенное картинами, поделками изготовленными детьми. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы, используя неоформленный материал.
Но вы скажете: «В центре может порисовать только один ребенок?» Дети помогли найти выход из данной ситуации (они располагались на полу, тогда мы принесли обои, где они могут коллективно, совместно со взрослыми заниматься творчеством.
Мы с уважением относимся к продуктам деятельности каждого ребёнка и поэтому в группе есть передвижная ширма, где располагаются рисунки и поделки детей.
Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности. Дети очень любят работать в этом центре. На столах- модулях размещены материалы и оборудование для познавательно - исследовательской деятельности. С помощью столов - модулев ребята создают пространство в зависимости от того сколько человек в центре присутствуют.
Наши центры легко видоизменяются (сжимаются и расширяются, то есть имеют подвижные, трансформируемые границы, так как детям дошкольникам свойственно «заряжаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к ним). Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждый центр при необходимости мог вместить всех желающих.
Наблюдая за детьми, мы заметили, что дети охотнее играют не с настоящими предметами, а с их «заместителями» — неоформленным материалом типа палочек, коробочек, кубиков, дощечек, камушков, и, предметы имеющие свое постоянное назначение, но выступающие в игре в чужой функции (стульчик — в функции машины, обруч – в функции руля и т. п.). Своеобразие этих действий в том, что они выполняются не «взаправду», а «понарошку». И мы поместили в каждый центр неоформленный материал. Различные коробки, полочки, ткань, яйца от киндоров, коретки от яйц, ленточки.
Но здесь опять возникла проблема, дети в силу своего возраста не всегда знают, как применить неоформленный материал. На первых порах мы подсказывали возможные варианты в изготовлении предметов для игры, (изготовление кукол из ткани, игрушки из соленого теста, дома из коробочек.
В центре экспериментирования дети из камушек, фасоли составляют рисунки, все это развивает у детей творчество и воображение) а сейчас они сами с удовольствием фантазируют. Наша задача как воспитателей научить ребенка использовать один и тот же неоформленный материал (кубики, палочки и др.) как можно шире и разнообразнее.
Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. Такая организация предметно-пространственной развивающей среды группы кажется нам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.