Получи документы

Консультация для родителей «Речь как средство общения»

Татьяна Никитина
Консультация для родителей «Речь как средство общения»

«Речь как средство общения»

«Язык - важнейшее средство общения друг с другом.

Это оружие мысли и культуры».

Ф. М. Достоевский

Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребёнка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребёнком.

Публикация «Консультация для родителей „Речь как средство общения“» размещена в разделах

Первое и особо важной формой совместной деятельности является - предметная, основы которой закладываются в младенчестве, в период эмоционально – личностного общения взрослого с ребёнком.

В раннем возрасте, когда на смену ситуативно – личностному общению приходит ситуативно – деловое (познавательное, предметная деятельность становится ведущей. Без овладения ею у малыша не возникает и потребности в речевом общении, оно не наполняется конкретным содержанием.

При правильной организации всей жизни и деятельности ребёнка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. Конечно, малыш понимает лишь часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям, её эмоциональный тон определяет настроение, направленность общения, а то, чего ребёнок не понимает, восполняют не речевые средства коммуникации – указательный и изобразительный жест, мимика, ситуация, вид деятельности.

Большую роль играет при этом действия взрослого, которым ребёнок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. Общение со взрослыми в этот период детства носит положительно – эмоциональный, предметный и деловой характер, становятся основной и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и разворачивается позднее.

При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, не насыщенности ребёнку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.

В жизни человека нет другого такого бурного всестороннего развития, как в первые три года жизни.

В развитии детей раннего возраста необходимо предупредить возникновение и укрепление отрицательных чувств, таких, как страх, гнев, зависть и др., и всячески содействовать возникновению и укреплению положительных эмоций – радости, любви к окружающим взрослым и детям.

В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции общения, передачи накопленного человеческого опыта, регуляции поведения и деятельности.

При правильной организации всей жизни и деятельности ребёнка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. При дефиците общения в раннем возрасте ребёнку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми. Он может вырасти необщительным, замкнутым.

Взрослый для ребёнка – неисчерпаемый источник положительных эмоций, интересных впечатлений, игр, в которых всё более важную роль играет слово. Стремясь к контакту с взрослым, обладанию предметами и игрушками, ребёнок откликается на побуждение использовать слово для достижения этих целей, инициативно высказывается сам. Взрослый поддерживает диалог, достраивая однословные высказывания ребёнка до полной, грамматически оформленной фразы ( Вова увидел шапку: «Па-па-па!» Мама: «Да, это папина шапка. Давай её наденем».)

На третьем году жизни ребёнок осваивает основную форму речевого общения -диалогическую. Он учится инициативно высказываться, задавать вопрос, ожидать ответа, сам отвечать, обращаться к окружающим с просьбами и предложениями. Общение со сверстниками в этом возрасте помогает устанавливать эмоциональный контакт и привлечь внимание к своей личности: играя рядом, дети сопровождают речью свои действия, но прямо к партнеру пока не обращаются.

При благоприятных условиях к концу третьего года жизни в общении со взрослым дети понимают и выражают в речи свои впечатления, не опираясь на наглядно представленную ситуацию. Они начинают высказываться о прочитанной им книжке, сказке на темы из прошлого опыта (воспоминания о поездке в деревню, о подарках Деда Мороза).

Возраст от трех лет уникален по своему значению для речевого развития.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности. Игра стимулирует общение между детьми, следовательно, и речи.

Общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям. От взрослого ребёнок ждет либо оценки своих действий, либо новой информации. В общении со сверстниками дети самостоятельно могут управлять действиями партнёра, организовывать совместную игру, сравнивать партнёра с собой. Общаясь с детьми, ребёнок может фантазировать, выражать обиду, притворяться. Общаясь друг с другом, дошкольники активно используют различные речевые средства, нежели беседуя с взрослым.

Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывают трудности и в общении с взрослым. Для полноценного развития речи необходимо как общение с взрослым, так и со сверстниками.

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребёнка, для успешного обучения в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

Речь у ребёнка развивается, прежде всего, в процессе общения с окружающими. Поэтому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребёнок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи.

Активное общение с окружающими способствует формированию не только лексического запаса, но и грамматического строя речи.

Среди самых разнообразных методов и приёмов работы по развитию речи детей дошкольного возраста важное место занимает работа с картинками. Картинки - это наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуаций, событий, эпизодов. По картинкам родителям легко провести с детьми живую, непринуждённую беседу, во время которой активизируется лексика.

Благодатный материал для развития речи детей дают картинки к сказкам. Сказочный мир увлекает, трогают радости и печали героев, захватывает динамичность событий. Сказки позволяют ребёнку понять, что такое храбрость и стойкость, добро и зло.

Развивать кругозор детей, учить их навыкам общения друг с другом и окружающими людьми, почувствовать красоту родного языка надо с самого раннего возраста.

Эта непростая работа должна проводиться с учетом детской психологии, с пониманием того, что лучше всего даже самые сложные понятия ребенок усваивает в игре.

Причины речевых нарушений.

1. Недостаточное речевое окружение в раннем возрасте: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребенок пользовался ею, связывал е с выполнением тех или иных действий в игре.

2. Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье- копирование детской речи: ребенок подражает тому, что слышит.

3. Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи «рыба») приводят к появлению искаженного звука: Р горлового, боковых шипящих и других дефектов.

4. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное небо и др.

5. Длительное пользование соской - способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.

6. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда - отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.

7. Если у ребенка лепетная речь в три- четыре года (его даже мать не понимает, если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребенок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться врачу.

Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребёнка, взрослому необходимо чётко представлять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.

Уровни развития речи детей на этапах своего взросления.

К 2 годам:

• Обладает запасом в 200 – 300 слов;

• Пользуется в речи двух-, трёхсложными словосочетаниями;

• Прислушивается к словам и понимает их смысл;

• Называет предметы, изображённые на картинках;

• Хорошо знает своё имя, произносит его;

• Пользуется словами «да», «нет», «ещё»;

• Выражает просьбу словами, а не только жестами;

• Использует существительные в разных падежах;

• Согласует предмет и действия («машина едет», «я хочу»)

К 3 годам:

• Самым значимым отличием речи трёхлетнего ребёнка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи;

• Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребёнок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи;

• Звукопроизношение ещё не полностью соответствует норме;

• В речи ребёнка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твёрдые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей;

• В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова – обобщения. Ребёнок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями;

• Если родители ребёнка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он ещё не может.

• Ребёнок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.

К 4 годам:

• К 4 годам словарный запас ребёнка достигает 2000 слов;

• Словарный запас уже обогащён за счёт наречий, обозначающих пространственные и временные признаки;

• У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих ;

• Дети начинают заниматься «словотворчеством», свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей;

• В речи всё меньше ошибок на словоизменение основных частей речи;

• В активной речи появляются слова второй степени обобщения;

• В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть. В этот период связная речь ещё не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследственность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.

К 5 годам:

• Обладает словарным запасом около 3000 слов;

• Знает свой адрес;

• Пользуется предложениями из 5 – 6 слов;

• Умеет пересказывать;

• Правильно произносит практически все звуки;

• Определяет «право – лево», у себя, но не у других;

• Знает простые антонимы (Большой – маленький, твёрдый – мягкий)

• Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем;

• Считает до 10;

• Знает значение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

К 6 годам:

• Обладает словарём около 4000 слов;

• Практически все звуки произносит правильно;

• Умеет рассказывать и пересказывать;

• Помнит и может описать прошедшие события;

• Пользуется сложными предложениями;

• Употребляет все части речи;

• Использует абстрактные и отвлечённы понятия;

• Рисует, заштриховывает и обводит;

• Хорошо ориентируется в пространстве и на листе бумаги;

• Различает и дифференцирует звуки речи.

Что необходимо помнить воспитателю при развитии речи у детей.

• Нужно помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов.

• Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими, посредством собственной речи.

• Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда.

• В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.

• Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями.

Речь воспитателя является примером для детей.

• Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают.

• Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях.

• Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

Речь является не врождённой способностью ребёнка, Приобретённой. Поэтому надо, Чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребёнком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять усечённые слова. Ребёнок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «Как развивать речь детей» Окружающий мир вдохновят вашего ребенка на новые словесные открытия и разовьют фантазию. Взрослым на прогулках нужно обращать внимание детей.

Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?»Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?» В последнее время все чаще сталкиваешься с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки,.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «Проблемы детского общения»Консультация для родителей «Проблемы детского общения» Многие взрослые помнят, как родители запрещали им водиться с ребятами постарше, объясняя свой запрет тем, что ребенок старшего возраста.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Речь как средство общения»
Опубликовано: 18 декабря 2023 в 17:18
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД