«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка-дошкольника»

Татьяна Гришина
«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка-дошкольника»

Ритмическая гимнастика - это вид оздоровительной гимнастики, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения для всех частей тела (маховые и круговые движения руками, ногами, наклоны и повороты туловища, головы, приседания и выпады, упражнения в различных стойках,' упорах, седах и положениях лежа). Они, как правило, просты по своей структуре, их не сложно разучить, что объясняет доступность ритмической гимнастики всем категориям населения.

Одной из задач развития ребенка в дошкольном учреждении является повышение двигательной активности детей-Занятия ритмической гимнастикой, как нельзя лучше, подходят для решения этой задачи, регулярные и правильно организованные занятия повышают уровень двигательной активности, имеют оздоровительное и воспитательное значение. Круг задач ритмической гимнастики очень широк - от оздоровления, улучшения физической подготовленности до выработки культуры движений и навыков координации, воспитания музыкальности, чувства ритма и творческого воображения.

В ритмической гимнастике неограниченный выбор движений для всех групп мышц, поэтому занятия ритмической гимнастикой способствуют развитию таких качеств как ловкость, гибкость, выносливость, сила и быстрота. Непрерывные движения под музыку в различном темпе, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивают опорно-двигательный аппарат. На занятиях ритмической гимнастикой у детей формируется правильная осанка, вырабатывается культура движений, правильная походка, навыки координации.

Главный же результат ритмической гимнастики - воспитание потребности детей к систематическим занятиям физическими упражнениями. Причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей его природным склонностям к ритму, движению, красоте.

Воздействие занятий ритмической гимнастикой на организм занимающихся можно определить как комплексное.

Занятия ритмической гимнастикой влияют на:

1. Развитие музыкальности.

- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее

настроение и характер, понимать ее содержание;

- развитие музыкального слуха, чувства ритма;

- развитие музыкальной памяти;

- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса.

2. Развитие двигательных качеств и умений.

- развитие ловкости, точности, координации движений;

- развитие гибкости и пластичности;

- воспитание выносливости, развитие силы;

- формирование правильной осанки, красивой походки;

- развитие умения ориентироваться в пространстве;

- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческого воображения и фантазии.

- развитие способности к импровизации.

4. Развитие психических процессов.

- тренировка подвижности нервных процессов;

- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления;

- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции.

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.

- воспитание умения вести себя в группе во время движения;

- формирование чувства такта и культурных привычек в процессе

группового общения с детьми и взрослыми.

В процессе правильной организации занятий ритмической гимнастикой улучшаются все двигательные качества, развиваются положительные эмоции, совершенствуется чувство ритма и темпа, уверенность в себе и воспитывается коллективизм. Ритмическая гимнастика является прекрасным средством гармонического развития личности детей.

В работе с детьми дошкольного возраста ритмическая гимнастика применяется:

- в форме физкультурных занятий оздоровительно-тренирующей направленности с детьми 5-7 лет продолжительностью 20-35 минут;

- в виде «ритм-блоков» различной направленности, используемых как часть физкультурного занятия, для детей 4-7 лет;

- в виде утренней гимнастики, как средство, позволяющее увеличить эмоциональный фон и повысить оздоровительный эффект;

- в виде физкультурной минутки на занятиях по различным видам деятельности (труд, рисование, лепка и т. д.);

- в виде показательных номеров, для выступлений на различных физкультурных и музыкальных праздниках.

Мини - комплексы ритмической гимнастики продолжительностью от 3 до 5 мин, выполняемые под специально подобранную музыку, используются в утренней гимнастике. В комплекс обязательно включаются упражнения для мышц рук и плечевого пояса, шеи, ног и туловища, на координацию движений, потягивания, всевозможные прыжки, стимулирующие деятельность органов дыхания и кровообращения. Хороший эффект на психо-эмоциональное состояние детей дает включение в комплекс упражнений с предметами - мячами, обручами, кубиками и любыми игрушками, в том числе мягкими. Комплекс выполняется в течение нескольких недель и, если интерес к упражнениям пропадает, то он заменяется новым.

Такие же мини - комплексы продолжительностью от 1,5 до 2 минуты применяются во время проведения физкультурной минутки. Они направлены на то, чтобы снять утомление, исправить осанку, улучшить физическое состояние ребенка, повысить его внимание. В эти комплексы включают несколько упражнений и их дозировка не велика.

Упражнения ритмической гимнастики могут применяться во всех частях физкультурного занятия в дошкольном образовательном учреждении.

В подготовительной части урока или занятия (во время ходьбы и бега) применяются несложные упражнения характерные для ритмической гимнастики. Музыкальное сопровождение помогает выполнить их с большей амплитудой, четко и с хорошим настроением.

В основной части занятия упражнения ритмической гимнастики используются с целью развитиявсех основных физических качеств: силы, гибкости, быстроты и координации движений, общей и скоростной выносливости. В этой же части для переключения внимания и повышения эмоционального подъема занимающихся применяют мини - комплексы танцевальной направленности.

Более спокойные танцевальные шаги, упражнения с плавными, мягкими движениями, а также упражнения корригирующей направленности, цель которых — снизить физическую нагрузку, используют в заключительной части занятия.

Музыкально-ритмические композиции для старших детей различаются по своей функциональной направленности и в них есть разные типы двигательных упражнений. Ритмическая гимнастика со старшими дошкольниками проводятся в виде полноценного занятия. В занятия включаются достаточно сложные в координационном отношении движения, упражнения спортивно-гимнастического стиля, акробатические элементы, танцевальные элементы. Темп исполнения упражнений в этих группах более быстрый.

Поскольку основным содержанием ритмической гимнастики являются обще развивающие упражнения, то, как и в любом виде гимнастики,эти упражнения можно выполнять с предметами: гимнастическими палками, обручами, мешочками с песком, мягкими игрушками, мячами разного размера, самодельными предметами и многим другим. Применение этих и других пособий позволяет значительно разнообразить общеразвивающие упражнения, повысить эмоциональный фон занятий и повысить интерес детей к физическим упражнениям.Использование на занятиях предметов дает возможность решать и воспитательные задачи: дети приучаются к аккуратности, бережливости и порядку.

Музыка является обязательным элементом занятий ритмической гимнастикой и в данном случае носит лидирующий характер, определяя ритм и темп движений. Являясь одним из определяющих факторов, стимулирующим движения, музыкальная фонограмма повышает эмоциональность и эффект всего занятия в целом. Как показывают исследования, хорошо подобранное музыкальное сопровождение комплексов ритмической гимнастики является дополнительным фактором, положительно влияющим, на динамику выносливости и состояние здоровья детей. Музыка помогает детям запомнить движения, передать нерачительно ее характер. И еще одна важная роль музыки - это привлечение к занятиям физической культурой большего числа детей.

Безусловно, успех в музыкально-ритмическом развитии детей зависит в первую очередь от того, насколько сам педагог увлечен движением под музыку и владеет техническими и выразительными движениями.

Для педагогов по ритмической гимнастикедолжны быть актуальны следующие задачи:

1.Совершенствование двигательных навыков и умений:

а) развитие и совершенствование всех видов движений, которые предлагаются детям, умение выполнять их легко и выразительно, максимально артистично и в соответствии с музыкой;

б) обогащение двигательного опыта — использование разнообразных исходных положений,двигательных комбинаций:

в) освоение обширного и разнообразного музыкально-ритмического репертуара.

2. Совершенствование музыкальности

3. Развитиетворческих способностей:

развитие творческого мышления, воображения и фантазии;

развитие способности "видеть" и ясно представлять музыкальный образ, способы его пластической интерпретации;

развитие способности к педагогической импровизации в процессе интеграции музыкального движения с другими видами художественно-творческой деятельности на занятиях;

• воспитание потребности вести постоянный творческий поиск, вносить новое в свою работу из других областей науки и искусства;

развитие художественного вкуса на основе постоянного пополнения впечатлений — в театрах, музеях, в общении с творческими людьми.

4.Совершенствование психолого-педагогических знаний и умений:

развитие умения адекватно анализировать результаты собственной деятельности, собственного творчества, а также эффективности работы других педагогов;

• совершенствование умения диагностировать музыкальное, психомоторное развитие детей, пользуясь педагогическими методами исследования;

• умение предоставлять детям инициативу в творческих проявлениях, наблюдать и замечать в них оригинальность и одаренность, а также и тревожные симптомы;

развитие коммуникативной культуры, умений пропагандировать педагогические и музыковедческие знания среди родителей и других педагогов.

Систематические занятия по ритмической гимнастике позволяют детям легко и красиво двигаться, выполнять большой объем различных движений и не останавливаться на достигнутом.

Еще раз хочется подчеркнуть, что влияние средств музыки и ритмических движений ритмической гимнастики в частности) на развитие умений, способностей и качеств личности ребенка очень велико и разнообразно.

Движение - это жизнь!

Автор публикации:
«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка-дошкольника»
Опубликовано: 12 марта 2015 в 14:51
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
31 октября. Международный день Черного моря

Очередной тематический день посвящен удивительному миру Черного моря. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы зародить в ребенке интерес к морской теме и воспитать экологическое...

31 октября. Всероссийский день гимнастики

Последняя суббота октября – Всероссийский день гимнастики: спортивной, художественной, атлетической. С этими видами спорта связаны многие люди в нашей стране: спортсмены и спортсменки, тренеры и, конечно...

Объемная аппликация из цветной бумаги «Морские звезды». Мастер-класс с пошаговыми фото
Объемная аппликация из цветной бумаги «Морские звезды». Мастер-класс с пошаговыми фото Автор: Сейитмедова Оксана Сейтиевна, воспитатель, ГБОУ Школа...
Интерактивный макет «Избушка-говорушка» для развития речи детей старшего дошкольного...
«Избушка-говорушка» - интерактивный макет, предназначенный для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью инновационной ИКТ-технологии...
Конспект занятия «Права сказочных героев»
Цель: Обобщить, закрепить и углубить знания воспитанников о правах человека через сказки. Ребята, сегодня мы поиграем с вами в сказочную игру. Рассматривая...