Получи документы

Роль формирования лексического словаря в познавательном развитии дошкольников

Наталья Доценко
Роль формирования лексического словаря в познавательном развитии дошкольников

Роль формирования лексического словаря в познавательном развитии дошкольников

МКДОУ ДЕТСКИЙ САД№4 «СВЕТЛЯЧОК» г. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ

2021-2022 уч. г.

«Роль формирования лексического словаря

в познавательном развитии дошкольников»

Сообщение на тему «Организация работы по формированию лексического словаря вне занятий».

Подготовила: Доценко Наталья Юрьевна, воспитатель подготовительной общеразвивающей группы.

Публикация «Роль формирования лексического словаря в познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах

Мышление и речь ребенка развиваются одновременно. Е. И. Тихеева писала: : Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значимых по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».

Думаю, не нужно никому объяснять, как важен для человека дар слова. К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание мира внутри себя.» Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно – в дошкольном возрасте. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром слова. Необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему школьную жизнь. И вовсе не обязательно устраивать для этого некую «школу» дома или в детском саду. Нужно просто почаще играть с ребенком в игры, развивающие речь, мышление, фантазию, обогащающие пассивный и активный словарь ребенка.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, основное занятие детей, их «работа». В игре часто и сложное становится доступным. Я. Корчак рассказывал: «Один неспособный мальчик придумал себе такую игру: «Когда я решаю задачу, цифры – это солдаты, а я – полководец. Ответ – крепость, которую я должен взять. Если мне пришлось туго, я вновь собираю разбитую армию, составляю новый план битвы и веду атаку. Стихи, которые я должен выучить – это аэропланы. Каждое выученное слово – сто метров вверх. Если я выучу стихотворение без ошибок, я беру высоту в три километра».

Никогда не нужно отвечать отказом на просьбу ребенка поиграть, можно и предложить игру самим, помочь в игре познать окружающий мир, накопить знания, освоить нормы родного языка, развивать умение общаться.

Словесные игры, игры – путешествия, занимательный материал: загадки, потешки, чистоговорки и т. п. – помощники в работе по формированию лексического словаря дошкольников вне занятий. Дети открывают для себя удивительный мир слов, задумываются над их значением. Необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к слову, играть в слова, рифмовать их, сочинять свои слова – перевертыши, «добавлялки» и т. п. Обогащение лексического словаря способствует познавательному развитию ребенка, ребенок легче освоит в школе чтение и письмо. И кроме того, игра с ребенком доставляет радость и удовольствие не только ребенку, но и взрослым, оживит интерес к владению бесценным даром слова.

В работе по формированию лексического словаря вне занятий можно использовать разнообразные словесные игры в зависимости от поставленных целей и задач:

1. Знакомим детей с многозначными словами, учим объяснять значение слов, понимать и объяснять смысл поговорок, развиваем логическое мышление («Ключ», «Язык», «Меткое слово», «Отгадай и назови», «Подскажи словечко», «Подбери слово»)

2. Учим подбирать и употреблять в речи слова с обобщающими понятиями, использовать в речи сравнительные слова и обороты «Кто знает, пусть продолжит», «Наоборот», «Сравни и опиши», «Найди ошибку»)

3. Учим понимать слова с пространственными значениями, считать, рассуждать, учим выделять общий признак в словах, развиваем умение обобщать («Кто, где и какой?», «Третий лишний», «Кто кому кто?», «Разговор красок»)

4. Учим детей вести диалог, развиваем выразительность речи, обогащаем лексический словарь, знакомим с понятием «однокоренные слова» («Веселый магазин», «Магазин игрушек», «Как растут слова», «Словесный сад», «Кто больше?»)

В работе по формированию лексического словаря вне занятий и развитию речи вообще особенно актуальной является систематическая работа, направленная на формирование у ребенка умения вслушиваться в речь окружающих. Необходимо отмечать удачно употребленный оборот речи, использование сравнений, противопоставлений, правильное построение предложений. Это развивает чувство языка, без которого невозможно целенаправленное и эффективное обогащение речи ребенка.

Используемая литература:

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Москва, мозаика – синтез, 2004

2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. Москва, «Просвещение» 1987

3. Мариничева О. В., Елкина Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, Академия развития, 2001

4. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Ярославль: ТОО «Гринго», 1995

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (1 и 3 периоды, 19 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (2 период, 12 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 1 и 2 периодов по 23 лексическим темам,.

Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы (3 период 11 тем) Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 3 периода по 11 лексическим темам, изучаемым.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Консультация музыкального руководителя «Роль танцев в развитии дошкольников» Какая польза от этих танцев? Некоторые родители так и рассуждают. не зная. как много возможностей у хореографии для развития не только физических.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников»Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Целью моей работы был поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Роль сенсорных таблиц в развитии дошкольниковРоль сенсорных таблиц в развитии дошкольников «Сенсорные игровые таблицы» — развивающая игра для детей дошкольного возраста. В ходе игры ребенок учится различать геометрические фигуры,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль формирования лексического словаря в познавательном развитии дошкольников
Опубликовано: 7 ноября 2022 в 15:38
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД