Ирина Япончинцева
Роль музыкального фольклора в патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время много говорится о том, что нравственно-патриотическое воспитание – задача первостепенной важности. Однако, для того, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, необходимо чтобы весь педагогический процесс был пронизан темой патриотизма, то есть, нравственно-патриотическое воспитание ненавязчиво легло бы в его основу. Говоря о патриотическом воспитании ребёнка, тем более дошкольника, нельзя забывать о главном и естественном процессе – приобщению детей к культуре своего народа, к русскому национальному искусству, как источнику познания жизни. А если «проникнуться» словом патриотизм, то становится ясно, что оно означает – жизнь: а это мы и то, что нас окружает. Следовательно, патриотическое воспитание – это наука отношения к жизни.
Публикация «Роль музыкального фольклора в патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Поэтому, говоря о патриотическом воспитании, не следует забывать о корнях, ведущих нас в далёкое прошлое, в то время когда термина «патриотизм» не существовало, но то, что в него входило естественно и непринуждённо передавалось из поколения в поколение.
Погружение ребенка в атмосферу живого, идущего от сердца слова, подкрепленного выразительным напевом или эмоционально-образным движением, позволяет перейти на иной уровень коммуникации между детьми и взрослыми.
Так, например, маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок с раннего детства имел возможность слышать потешки, прибаутки, колыбельные песни, звучащие как ласковый говорок, выражающие заботу и нежность. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Ребенок, воспитанный на русских песнях, сказках, не только оперирует такими понятиями, как, «добро», «красота», «уважение», «честность», «благородство», но и способен проникнуться этим добром, чистотой, верой в светлое будущее.
Помимо этого, русский фольклор с его широкой палитрой жанров (прибаутки, шуточные, игровые и плясовые песни, игры, хороводы, театрализованные представления русские народные праздники) имеет не только воспитательный, но и образовательный и развивающий эффект.
Таким образом, осознав всю важность и необходимость русской народной культуры в жизни и деятельности детей, я решила ввести фольклор в свою повседневную работу.
Так, например, работая над интонационной выразительностью речи и чувством ритма детей, я часто использую прибаутки, русские народные песенки. Для снятия напряжения, усталости или просто для поднятия настроения я включаю в свою работу скороговорки, загадки, потешки, русские народные игры.
Как показала практика, дети с особой радость, любовью и ответственностью относятся к «наследию» своих предков.
Хотелось бы, чтоб дети как можно чаще соприкасались с богатым миром народной культуры, который способен в полной мере дать им все основы для полноценного развития и воспитания.
Считаю главным для каждого педагога иметь огромное желание не только научить и воспитать, но и помочь ребёнку стать счастливым, стать человеком с большой буквы, то есть достойным гражданином своей страны.