Приложение МААМ

Роль распевки в формировании певческих навыков

Ольга Цыганкова
Роль распевки в формировании певческих навыков
▼ Скачать + Заказать документы

Методическое сообщение преподавателя фольклорных дисциплин МБУ ДО «Краснознаменская школа искусств» Цыганковой Ольги Васильевны

«Роль распевки в формировании певческих навыков»

Народное пение - это один из распространенных, общедоступных видов музыкально-эстетического воспитания детей. Это – не только сольное, но и ансамблевое пение, совместное музицирование, процесс творчества, процесс обучения. Это - способ развития ребенка.

Публикация «Роль распевки в формировании певческих навыков» размещена в разделах

Перед педагогом, который является основным руководителем и воспитателем ученика в классе, стоит ответственная задача-научить ребенка правильно владеть своим голосом, т. е. не только открыть и поставить голос, а у кого он уже есть -развить.

Иначе говоря, воспитать певческий голос у ребенка путем определенного метода, который включает в себя совокупность знаний, советов, постоянное усвоение которых приведет в свою очередь, к выявлению определенных певческих навыков (вокальной техники, обеспечивших желаемый диапозон, силу и тембр голоса при неутомляемости голосового аппарата.

В настоящее время в практике и теории песенного исполнительства имеется много интересных публикаций, которые посвящены разным аспектам работы с исполнителями народных песен. Большое внимание уделяется методике работы с детскими коллективами на основе традиционной культуры.

Менее затрагиваемая тема - это методика распевания в практике народно-песенного исполнительства.

Каждое индивидуальное занятие по постановке голоса можно условно поделить на две части: распевка, которая длится 5-7 минут и работа над новым произведением и повторение старого произведения.

Распевание преследует три основные задачи:

1. Разогрев голосового аппарата.

2. Психологический настрой для вокально-хоровой работы.

3. Совершенствование певческих приемов и навыков.

Для достижения положительных результатов и выработки певческих навыков при распевании необходимо учесть следующие рекомендации:

1. Все упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей.

2. Задачи, поставленные педагогом перед исполнителем, должны быть четко сформулированы, усложнять их необходимо только по мере овладения определенными певческими навыками.

3. На начальном этапе обучения распевки необходимо исполнять в умеренном темпе, следить за чистотой интонирования.

Свою работу с учеником я начинаю с упражнения над правильным дыханием: «Шарик», элементы подражательных звуков: «Ку-ку», «Вой ветра», «Гудение шмеля», «Тушение свечи».

Распевку начинаю с примарных звуков на простом упражнении: распевание гласных «а», «э», «и», «о», «у» от ноты ми вниз по полутонам до ноты «си» малой октавы. Или с согласными звукам чередуя: «да», «дэ», «ди», «до», «ду», «ра», «рэ», «ри», «ро», «ру».

Все гласные звуки с согласными надо вести на одном дыхании, т. е. как поставили первый слог «да» так и повели последующие слоги на одном месте - голове (лобной полости) – не меняя звука, его положения и качества.

Закончив первую распевку начинаем подниматься, а именно от си- си бемоль мало октавы по полутонам вверх, но уже с текстом. Это может быть дразнилка: «Андрей-воробей», «Сорока, сорока». Всю дразнилку произносим на одном дыхании, с опорой на диафрагме, в голове, поднимаясь по полутонам до фа – фа-диез первой октавы и обратно вниз до си-бемоля. Эта распевка развивает дыхание и интонацию.

Третья распевка построена на терции со звуками «ия- а –о –о-ох-ти» Так же по полутонам от ля, си малой октавы поднимаемся до соль-ля-бемоль первой октавы и обратно вниз до ля малой октавы. При этом все время следим, чтобы начало было от груди сверху и на опоре - диафрагме. И все последующие звуки позиционно так же в голове.

Здесь нужно упомянуть о понятии опоры – ключевой особенности народной манеры пения. Произнесение на опоре позволяет извлекать сильный, ровный и продолжительный звук при минимальных затратах воздуха и усилий – вы можете петь несколько часов, не уставая, что и делают народные исполнители.

Но опора – не только положение тела, связок и мышц. Психологическое состояние также влияет на голос. Попробуйте громко запеть или прочесть стихи после того, как вас обидели, огорчили – вы обнаружите, что внутри всё сжалось и силы голоса нет, он дрожит и блекнет.

Таким образом, опора – это «земля под ногами», в широком смысле. Кстати, сюда включается также душевный комфорт. Полноценно раскрыть голос, как и душу, мы можем только в соседстве близких людей, хорошо настроенных на нас. В народной культуре широко бытовало понятие о пении как «проверке совместимости» товарищей, о супружеском пении как высшем выражении семейного лада.

Поэтому между педагогом и учеником должны быть добрые, доверительные отношения, и тогда ученик будет самостоятелен и работоспособен.

В распевке так же должны присутствовать упражнения на развития кантилены, увеличение диапазона, гибкости голоса. Но это опять- таки индивидуально, в зависимости от того, куда и как начал расти голос – вверх или вниз, и высокий он или низкий.

Завершать распевку можно с текстом, который можно уложить в пять звуков с распевом слова, в спокойном темпе, с задержкой на верхнем звуке. Например:

«Са-а-а-а-до-о-чек-мой» Эту распевку можно начинать от ля-соль малой октавы до ля первой, до второй октавы.

Иногда бывает, что у ребенка не получается то, что хотелось бы от него. Здесь дело времени, и главное - терпение.

Если ребенок приходит на урок простуженным, ни в коем случае нельзя с ним заниматься до тех пор, пока он не выздоровеет. Напротив, работа над дыханием ускоряет процесс выздоровления.

Мы все рождаемся с народным голосом, это заложено природой. Чем раньше начинаешь ставить голос, а особенно тому у кого он рано открывается, тем он с возрастом становится все лучше и лучше.

20 октября 2017 год.

Используемая литература:

Федонюк В. В. Детский голос. Задачи и метод работы с ним. Пособие для преподавателей детских музыкальных школ, лицеев искусств, средних и высших учебных заведений. Издательство «Союз художников» Санкт-Петербург 2002г.

Велижанин Д. Н. Записки хормейстера Издательство «Вектор Бук» Тюмень 2002г.

Публикации по теме:

Пальчиковая гимнастика. Ее роль в формировании техники письма В школе ваш ребенок будет учиться писать. Возможно, дошкольник учится этому уже сейчас. Очень важно, чтобы рука ребенка была хорошо к этому.

Формирование певческих навыков, как возможность творческой реализации детей дошкольного возраста Формирование певческих навыков, как возможность творческой реализации детей дошкольного возраста. Пением дети начинают заниматься с раннего.

Мастер-класс «Вокалотерапия как здоровьесберегающая технология в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста» ЕРШОВА НАТАЛЬЯ Мастер-класс «Вокалотерапия как здоровьесберегающая технология в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста».

Методические рекомендации «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста Пение – один из ведущих видов детского исполнительства. Пение играет важную.

Методическая разработка «Развитие певческих навыков у детей в дошкольном образовательном учреждении» Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает.

Методы работы над основами певческих навыков на начальном этапе обучения Введение Обучение детей пению всегда рассматривалось как особое направление в вокальной педагогике. Педагоги вокала, а также руководители.

Разработка родительского собрания «Роль педагога и родителей в формировании у детей навыков дорожной безопасности» Цель: Активизировать участие родителей в организации работы по воспитанию навыков безопасного поведения на улице. Форма проведения: познавательно.

Роль игр-драматизаций в формировании нравственных ценностей В современной дошкольной педагогике игры-драматизации относятся к разновидности творческих театрализованных игр. Театрализованные игры,.

Роль семьи в формировании личности Семья и детский сад - два воспитательных института, каждый из которых даёт ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии.

Роль семьи в формировании личности ребенка Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Но.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль распевки в формировании певческих навыков
Опубликовано: 25 января 2018 в 11:22
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль распевки в формировании певческих навыков» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Цыганкова (УИ 1439901) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД