Юлия Гирушева
«Роль снежных построек в развитии двигательной активности детей на прогулке»
▼ Скачать + Заказать документы
"Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство,но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения".
Ж. Тиссо
Введение.
Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. В условиях Севера в период длинной зимы у детей дошкольного возраста из режима выпадает ряд полезных игр и закаливающих процедур, отмечается вынужденная низкая ДА, что неблагоприятно влияет на физическое состояние и работоспособность детского организма. Однако в детских садах значение ДА как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается невсегда. Явно недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности детей. Поэтому особо актуальной для педагогов является чёткая организация рациональной двигательной активности детей, формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач мы обращаем внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем реализуя образовательную область «Физическая культура», «Здоровье» мы делаем акцент на формирование основных физических качеств и потребности в двигательной активности. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности. В детском саду используются разные формы работы по физическому воспитанию, направленные на повышение ДА детей. В данной работе рассматриваются вопросы организации рациональной ДА детей, её педагогического руководства в процессе игр и упражнений на прогулке с использованием снежных построек. Ведь именно прогулка является самым благоприятным временем для реализации потребностей детей в движениях. Особую роль для укрепления здоровья ребенка, его физического развития играет построение такой развивающей двигательной среды, которая должна соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребенка в группе, особенностями проведения прогулок является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности. Именно поэтому двигательная среда должна быть насыщена таким оборудованием, которое способствует развитию игры и самостоятельной ДА детей.
Публикация «„Роль снежных построек в развитии двигательной активности детей на прогулке“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Зима
- Оформление зимних участков, постройки из снега
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель нашей работы – содействовать развитию разнообразной двигательной деятельности детей на прогулке и интереса к ней, способствовать получению удовольствия и радости от двигательной деятельности.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:
расширить двигательный опыт детей;
совершенствовать имеющиеся у детей навыки основных движений;
стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка;
развивать ловкость, быстроту, выносливость;
формировать самостоятельность, активность, положительное взаимоотношение со сверстниками;
расширять представления детей о правилах безопасности;
Ожидаемые результаты:
повышение двигательной активности на прогулке;
укрепление здоровья и физического развития детей;
развитие самостоятельности и активности при организации подвижных и сюжетно-ролевых игр;
развитие положительных эмоциональных и морально- волевых проявлений детей в процессе двигательной деятельности;
Новизна данной работы в том, что в ней даны рекомендации практического характера по созданию, применению снежных построек, описание методов организации ДА детей и примерное планирование ДА детей на прогулке в зимнее время. Представленный фотоматериал также будет интересен и может применяться педагогами ДОУ практически.
Основная часть
Зима – раздолье для зимних игр и забав. Сколько веселья, радости и удовольствия доставляют детям игры в снежки, катание на санках, лыжах или коньках, спуски с ледяных горок. Именно на положительном эмоциональном фоне значительно увеличиваются функциональные резервные возможности организма, вовлекаются в работу разнообразные мышцы. Так как же сделать обычную прогулку радостным событием в режиме дня ребенка дошкольника? Для этого важно было найти вспомогательные средства, которые позволят создать и скорректировать настроение и поведение ребенка, его отношение к движениям. Что же это за средства? Это снежные постройки на участках. Для того чтобы вдохновить педагогов на создание сюжетных снежных построек на участках детского сада было разработано положение и организован смотр-конкурс «Зимняя сказка». (Приложение 1)
План работы по созданию снежных построек.
1. Разработка эскиза и дизайна участка.
2. Разработка требований к постройкам из снега.
3. Подготовка материалов и оборудования для создания построек.
4. Определить группы фигур: для равновесия, прыжков, метания, подлезания, скольжения.
5. Формирование строительных бригад с привлечением родителей; Распределение функций между членами бригады.
Инициативной группой педагогов детского сада были определены требования к постройкам :
- они должны способствовать физическому и эстетическому развитию детей;
- быть относительно легкими в изготовлении и достаточно крепкими;
- соответствовать требованиям безопасности и возрасту детей;
Подготовка материалов и оборудования заключается в том, чтобы, проанализировав эскизы построек, подобрать заранее всё необходимое. Мы используем весь имеющийся инвентарь для игр с песком - совочки, лопатки, ведёрки, тазы, формочки. При подборе материала необходимо учитывать то, для чего будет предназначена постройка. Если, например, в снежной постройке необходимо сделать перекрытие, то для его укрепления можно использовать доски, также можно использовать каркасы из деревянных брусков, доски -планки соответствующих размеров и пропорций и тогда постройки получаются прочными и гладкими. Для вырезывания крупных деталей, необходима штыковая лопата, для мелких – детские лопатки, строительные металлические шпателя. Выпуклые части можно изготовить из «снежного теста» способом налепа.
Также необходимо приготовить различные формочки для изготовления цветных льдинок, небольшие мисочки, тазы для изготовления заготовок для шляпок грибов, туловища животных или частей тела человека. Во время строительства снежных фигур также необходимы лейки, вёдра, кисти, шерстяные и резиновые перчатки, ткань для украшения, краски. Краски можно использовать натуральные: сок свеклы, отвар шелухи и др.
Работу по реализации данного плана создания построек необходимо начинать с подготовки участков. Если для построек необходимо большое количества снега, то желательно изготовить деревянные короба разных размеров и во время прогулок постепенно воспитатели, дети могут легко их заполнить снегом до требуемого уровня. Снег в них слёживается значительно быстрее, чем в кучах, что способствует повышению качества постройки. Деревянные короба желательно устанавливать за месяц-полтора до планируемых сроков оформления построек и постепенно наполнять их снегом по мере расчистки участков. Такая технология необходима при сооружении крепости, паровоза. Из снега рекомендуется устраивать валы, пеньки, удобные для упражнений для равновесия. Валы могут быть длиной 2-2,5 м, шириной 20-25 см, для устойчивости они должны расширяться книзу. Курица, белочка, крепость, медведь, лиса используются для метания; слон,
кот, конь, барашек, клоун, обезьянка, черепаха, удав — для лазания и пролезания, тигры, крокодилы, гусеницы — для равновесия. Для изготовления этих образов используется технология «снежного теста». В ведро с холодной водой накладывается снег, размешивается лопаткой и такое тесто прилепляется, добавляется к фигурам, каркасам. Вытянутые фигуры, например, змеи, хвосты динозавров, щупальца осьминогов, лабиринты можно изготовить, используя снежные шары. Их укладывают цепочкой, а образующиеся пустоты заполняются снегом, срезанным с шаров сверху и с боков лопатой, или заполняют «снежным тестом». Вместо снежных шаров можно использовать неоформленные комья, которые остаются от уже вырезанных из сугробов фигур. Одной из распространённых технологий создания снежных построек является преобразование уже имеющихся стационарных конструкций. Например, дом и пещеру можно изготовить таким способом, используя при этом листы фанеры, доски, снежные комья. На расчищенной от снега центральной площадке можно сделать цветные дорожки разной конфигурации - извилистые, прямые, замкнутые. На каждом участке главный развлекательный снаряд — горки. Поверхность горок должна быть гладкая, бортики прочные, ступеньки удобные и нескользкие. Снежную горку удобнее строить когда снег рыхлый. Место для неё следует выбирать так, чтобы дорожка проката была как можно длиннее. Утрамбованной снежной куче придаётся форма усечённой пирамиды с завершающей площадкой и скатом. Края ската ограждаются снежными бортиками. Горка строится высотой 1-1,2 м – для младших групп, 1,5-2 м – для старших. При строительстве снежных горок следует использовать рельеф участка (бугорки, уклоны.) Это облегчит и значительно ускорит её строительство.
Для выразительности образа фигур, горок их украшают яркими однотонными тканями. Основные требования к ткани — легкость и яркость. Ткань – вообще кладезь предновогоднего декора, и, если вы намочите и слегка подморозите заготовленные кусочки ткани, то легко сможете создать на поверхности фигуры любой мозаичный орнамент или изготовить настоящую ледяную одежду для сказочных персонажей: обливаете фигуру водой и быстро приклеиваете на неё кусочки ткани. Эти способом можно сделать снежной бабе яркую юбку и блузку, деду – шапку и пёструю рубаху – всё в руках вашей фантазии. Пять-шесть финальных ледяных слоёв поверх аппликации, – и ни один мелкий вандал уже не сможет испортить созданную вами красоту. Для того чтобы создать потрясающую снежную фигуру своими руками, вовсе не обязательно иметь изысканный художественный вкус и чувственное восприятие тонких материй, - достаточно иметь детскую непосредственность и устойчивое желание творить, раскрывая в приятном «детском» занятии всю свою фантазию и ребяческий энтузиазм.
Следующий этап работы – непосредственно работа педагогов по осуществлению развития ДА детей с использованием снежных построек :
• Беседа в группе перед прогулкой о безопасном поведении во время развлечений, игр со снежными постройками;
• Рассматривание детьми готовых построек на участках, беседа о том, как можно их обыгрывать;
• Постепенное вовлечение детей в игровую деятельность, самостоятельную деятельность с использованием снежных построек.
Педагогам необходимо помнить, что эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:
-удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;
-обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;
-сформировать навыки в разных видах движений;
-способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;
-стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;
-создать оптимальные условия для разностороннего развития детей : активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.
Во время прогулок важно тщательно продумывать методы и приемы регулирования двигательной активности детей, следует основное внимание обращать на создание высокой вариативности педагогических условий, способствующих более эффективной реализации ДА детей, в основном путем подбора дифференцированных заданий, используя снежные постройки на участке. Необходимо широко использовать пространство площадки, развивать у детей умение распределять роли и быть ведущим. С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы:
• Рациональное использование построек (минимум оборудования максимально обыграть).
• Включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой тренировки, станционный, индивидуальный).
• Лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений.
• Активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций).
• Создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость.
• Вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.
Важным показателем эффективности прогулки является двигательная активность, которая может удовлетворять потребность детей в движении. Двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем. Нами разработан примерный план чередования видов ДА на прогулке :
младшая группа-понедельник: П/И с подлезанием, перешагивание через предметы;вторник - с бегом, среда -с подпрыгиванием и прыжками;четверг -бросанием и ловлей; пятница -игры-забавы на ориентировку в пространстве.
Средняя группа: понедельник -п/и с бегом; вторник-бросанием и ловлей;, среда-с подлезанием, лазаньем; четверг-игры-забавы; пятница-с прыжками. Старшая группа: понедельник-с прыжками, метание в цель; вторник-игры-эстафеты;, среда-с мячами, клюшками; четверг-спортивные игры, с подлезанием, лазаньем;пятница-с бегом, игры-забавы. Подготовительная группа: понедельник-с прыжками, ориентировка в простанстве; вторник-спортивные игры;среда-эстафеты с бегом;четверг -с мячом, с клюшками; пятница-игры-забавы с подлезанием, метанием, лазаньем. Обеспечивая двигательную активность детей, воспитатели организуют игры (Приложение2)
в снежки («Салки-снежки», «Дуэль», «Снайперы», «Гонки снежных комков»)
игры – снежное строительство («Снежная крепость», «Иглу», «Снежные домики», «Чей снеговик выше», «Лабиринты и туннели», «Снежные кирпичи»)
Командные игры («Два города», «Живые мишени», «На санках с пересадкой», «Ледяные дорожки», «Следопыт», «Два Мороза», «Догнать и обогнать»)
Весёлые догонялки («Прорубь», «Лиса и гуси», «Олени», «Бег по следу»)
Игры на санках («Эстафета на санках», «Санный поезд», «С горки вниз», «Черепашки», «Тяни-толкай», «Втяни в круг»
Игры-развлечения («Снайперы», «Круговые змейки», «Снежные воротца»,
«Снежный шарик», «Допрыгни до медведя», «Сбей мяч», «Прыжки по кочкам»)
Сюжетные игры («В гости к Мишке», «Путешествие на черепахе», «Мы шофёры», «Защитники крепости», «Полёт на самолёте», «Мы в Арктике», «Дед Мороз пришёл к нам в гости», «Колобок и его друзья»)
Если дети выходят на прогулку после физкультурного занятия, то в самом начале прогулке необходимо детям предоставить возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно воспитателям организовать игры в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их последующих самостоятельных игр. При проведении игр, упражнений следует использовать разные способы организации детей. Так, подвижную игру воспитатель проводит со всей группой. Игра повторяется три-шесть раз (в зависимости от желания детей) и длится 8-12 мин.
Спортивное упражнение и упражнение в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам. Такая организация требует от воспитателя тщательного подбора упражнений, инвентаря, контроля за движениями детей. Весь участок должен хорошо просматриваться и должен быть хорошо очищена от снега его центральная часть. При делении на подгруппы важно учитывать особенности двигательной активности каждого ребёнка. Как показывает практика, целесообразно объединять детей, слабо владеющих каким-либо движением с более подготовленными. При организации подвижных игр, необходимо дать чёткое, лаконичное объяснение её содержания. С детьми необходимо играть воспитателю. Это вызывает у них положительные эмоции, интерес к игровой деятельности. В старшем дошкольном возрасте ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, он должен помочь детям разделиться на команды, примерно равные по силам. К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать дошкольников, приучать их оценивать своё поведение и поведение товарищей. Это будет способствовать формированию положительных взаимоотношений в процессе активной двигательной деятельности детей. Необходимо следить за тем, чтобы все дети были вовлечены в игру: она не только развивает и воспитывает, но и согревает в холодный день.
Итак, для зимних игр и забав необходимы следующие условия:
в деятельности должны принимать участие все дети;
не предлагайте игр, где нужно долго и интенсивно бегать, чтобы дети
не вспотели (для бега нужно ограничивать пространство);
в игре не должно быть трудновыполнимых движений (например, прыжков через
скакалку, препятствия, в высоту; гимнастических упражнений и др.);
игры со снегом следует проводить в теплую погоду, когда снег мягкий;
для игр со снегом рекомендуются непромокаемые варежки;
зимние игры, забавы, развлечения проводятся на утрамбованной площадке.
Отличительными особенностями старших дошкольников являются познавательная активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность. Поэтому во время прогулок должна быть четкая организация детей, дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время детям должны представляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу. Каждая прогулка для ребенка - это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической целесообразности. Практика показывает : одной из причин низкой ДА детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование снежных построек. Учитывая индивидуальные особенности детей и, опираясь на их интересы, педагоги должны показать разные варианты более активных действий с постройками, помочь обогатить игровые сюжеты, наполнить игру разнообразными движениями. Также важным моментом руководством ДА детей является вовлечение малоподвижных детей в деятельность, которая способствует развитию интереса к играм с высокой подвижностью, а очень подвижных детей нацелить на более спокойные игры. Например малоподвижных детей привлечь к бегу от медведя к лисичке, от неё – к черепахе, предложить активные действия, не требующие точности выполнения (игра в крепости, а активным детям показать действия, требующие точности выполнения или особой осторожности (перешагнуть через щупальца осьминожки, попасть в цель снежком или забросить его в корзину Мишке). Все предложенные педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учётом интереса ребёнка к играм и разным видам деятельности.
В зимнее время погодные условия и ограниченность движений из-за одежды не дают дошкольникам возможности много двигаться по участку, как это было в теплое время года. Большую часть площадки расчищаем от снега, чтобы дети могли свободно попрыгать, побегать, развернуть игру. Постройки из снега должны служить не только украшением участка, но и стимулом движения малышей. Дети с радостью влезают на спину черепахи, подлезают под динозавра или залазают в пасть кита, ходят по спине змеи, упражняясь в равновесии; перешагивают через гусеницу. Необходимо обязательно сооружать лабиринт с разветвлениями, с тупиками. Можно сделать широкую дорогу для катания на санках (например, от калитки до веранды, сравнительно узкие длинные проходы между снежных валов (от веранды до конца участка и далее до веранды) с ответвлениями, одни из которых заканчиваются тупиком, а другие - каким-либо препятствием, которое необходимо преодолеть (перелезть через бревно; наклонившись, пройти сквозь воротца; перешагнуть через снежный заслон высотой не более 10-15 см; перейти через мостик и т. д.) Воспитанники с удовольствием бегают по дорожкам, обозначенным краской, одни из которых извилистые, а другие прямые, перепрыгивают из одного разноцветного круга в другой. Благодаря ледяной крепости дошкольники развивают меткость и дальность броска, сражались в снежном бою, пытались попасть снежком в короб медведя или в улей веселой пчелки. Целесообразно организовывать игры вокруг снежных фигур или перебежки от одной постройки к другой. Возможно привлечение дошколят к сооружению построек, малыши много и разнообразно двигаются : то приносят снег в ведерках, то раскладывают льдинки, то сгребают снег в центр, а самое главное – чувствуют себя «значимыми». Любимое развлечение детей на участке — катание на горках.
Заключение
Для оценки эффективности нашей работы инструктор по физвоспитанию ежегодно проводит тестирование по характеристике ДА детей и проводит сравнение с предыдущим годом. Мы выявляем физическую подготовленность детей, позволяющую определить:
общую двигательную активность ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ ( проводится 2 раза в год по трем параметрам: объем, продолжительность, интенсивность, в разные режимные моменты дня: во время физкультурного занятия, на прогулке, за целый день пребывания ребенка в ДОУ). Комплексная оценка ДА детей дается с использованием методик: шагометрии, хронометрирования, педагогических наблюдений.
степень овладения ребенком «азбуки движений» : базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях; элементами техники всех основных видов движений;
умение активно участвовать в разных видах ДА самостоятельно используя свой арсенал двигательных действий в различных ситуациях;
развитие физических качеств и двигательных способностей : быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных особенностей;
За последние два года наблюдается улучшение формирования физических качеств и здоровья детей на 4%. Немаловажную роль в этом положительном результате сыграла правильная организация и руководство двигательной активности детей на прогулке с использованием снежных построек. Зимние игры – самое подходящее развлечение для закаливания организма, для развития двигательной деятельности детей. Зима в нашей республике суровая, но для наших детей она долгожданная и любимая пора. Они знают: как только выпадает снег, участки детского сада превращаются в сказочную страну, которую населяют персонажи любимых сказок, вылепленные из снега. Итак, зима - отличное время для активного и полезного отдыха на свежем воздухе, который принесёт много приятных минут и пользу здоровью наших дошколят.
Список литературы
1. Ахудеева О. Е. Оздоровительные технологии в работе с дошкольниками северного ренгиона//Воспитатель ДОУ. 2012.- № 1- С. 26-28.
2. Кириллова К. Чтобы прогулка отвечала задачам воспитания//Дошкольное воспитание. 1988.-№12.-С. 34-36.
3. Куцакова Л. На участке зимой//Дошкольное воспитание. 1988.-№12.- С. 36-42.
4. Осокина Т. И., Чунтонова В. А. Физическое воспитание детей на Севере. -М. :Просвещение, 1981.
5. Образцова Т. 100 лучших игр зимой для мальчиков и девочек. - М. :Эксмо, 2008.
6. Теплюк С. Работа с детьми на прогулке зимой //Дошкольное воспитание. 1990.-№1.-С. 34-42.