МААМ-картинки

«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности»

Галья Бондарева
«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности»
▼ Скачать + Заказать документы

Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький ребенок, только что пришедший в этот мир, стал таковым, каким мы мечтаем его видеть? В этом сложном процессе становления Человеком немало зависит от того, как ребенок адаптируется в окружающем его социальном мире, мире людей, как найдет свое место в жизни, где человек может реализовать свои потенциальные возможности и получать удовольствие от этой реализации. Помочь малышу почувствовать свою принадлежность к роду человеческому, понять, что это означает для него, для окружающих его людей, для природы, наконец,- вот основная наша задача в процессе формирования личности ребенка.

Публикация «„Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности“» размещена в разделах

Взрослый предстает перед детьми в двух ФУНКЦИЯХ:

- как носитель социального опыта, норм и правил общежития, знаний о мире

- как организатор процесса воспитания и обучения ребенка.

Обе функции реализуются в двух формах: стихийно (общаясь со взрослым, ребенок наблюдает за его деятельностью, слышит его оценки, видит его поступки). Малыш впитывает в себя этот опыт. целенаправленно (взрослые преднамеренно демонстрируют свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Я считаю,что такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается моральных явлений.

Как способствовать социальному развитию дошкольника? Я предлагаю следующие тактики взаимодействия с детьми с целью : формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества: чаще обсуждаю последствия действий ребенка или взрослого на чувства другого человека. Подчеркиваю сходство между разными людьми. Предлагаю детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь. Вовлекаю детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве. Последовательно игнорирую случаи отрицательного поведения, обращая внимание на ребенка, который ведет себя хорошо. Стараюсь не повторять без конца одни и те же требования, запреты и наказания. Стремлюсь ясно формулировать правила поведения. Объясняю, почему следует поступать так, а не иначе.

Чрезвычайно причудливо переплетается нормативность и спонтанность поведения и оценок в дошкольный период. С одной стороны ребенок не уверен в достаточности своего опыта и весьма восприимчив к усвоению норм и правил, поэтому во всех ситуациях, контролируемых взрослым миром, ребенок стремиться быть жестко и некритично нормативным. С другой стороны, произвольный контроль за собственными действиями у маленького ребенка еще не очень стабилен, поэтому при отсутствии постоянного внешнего нормативного давления он не в состоянии самостоятельно удерживаться в рамках правильного поведения.

Работая с детьми дошкольного возраста я обратила внимание на еще одну возрастную черту дошкольника - ребенок очень чувствителен к нормам, с удовольствием копирует внешние образцы поведения, но в своем стремлении к подражанию он некритичен и «всеяден». С одинаковым упоением он воспроизводит как «хорошие», так и «плохие» социальные образы. Как распутать этот узел? Я считаю,что надо выводить ребенка на новый личностный уровень - формирования социальной независимости поведения, т. е. осознавать ошибки других людей. Наблюдая окружающую жизнь, дети отражают свои впечатления в играх, в художественно-продуктивной деятельности. Конечно, лишь те, что в наибольшей степени произвели на них воздействие, затронули их чувства и интересы. В соответствии с содержанием материала, его особенностями определяется основная деятельность ребенка, наиболее адекватная реализуемой задаче. В одном случае это может быть игра, в другом - труд, в третьем – занятия, познавательная деятельность. Формы работы – коллективные, подгрупповые, индивидуальные.

Особое внимание уделяется организации и стилю воспитательной работы, так как именно этот процесс – база и показатель успешности решения задач по социальному развитию дошкольников. Направленность воспитательной работы: ребенок должен чувствовать себя в ДОУ уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Если ребенок в чем-то ошибается, подсказываем, но так, чтобы лишний раз вызвать интерес.

В нашей группе выделены места не только для уединения – одному порисовать, посмотреть книгу, подумать, помечтать, но и для коллективных игр, занятий, опытов, труда. В целом в группе должна царить обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости, для этого я постаралась создать в группе игровые зоны по интересам : «Дом», «Гараж», «Больница», «Стройка», книжный уголок, уголок для рисования, для самых маленьких деток - сенсорную стену. Подобрала игры и упражнения способствующие развитию нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста

Ребенок знает не только свои обязанности, но и права. В обстановке, где педагог уделяет внимание каждому воспитаннику, он тем не менее не изолирован от других детей – их объединяет интересная совместная деятельность. Отношения со взрослыми доверительны, доброжелательны, но не равноправны. Ребенок понимает: он еще многого не знает, не умеет. Взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок знает, что не все взрослые образованы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям (и этого от него не скрывают). Ребенок учится отличать положительные поступки от плохих.

Моя цель – дать первоначальные представления, вызвать интерес к познанию себя, желание и умение анализировать свои поступки, действия, чувства, мысли. При этом ни на минуту нельзя забывать: слушатель – это дошкольник, существо эмоциональное, непосредственное. Рассказ (беседа) педагога отличается простотой, возникает естественно. Стараюсь пробудить в ребенке интерес, желание не только отвечать нам, но и самому задавать вопросы. Не спешу с ответом на его вопросы. Совместный поиск посредством наблюдений, опытов, чтения книг подведет к правильному ответу опосредованно. Поддерживаю в дошкольнике уверенность в том, что он САМ непременно найдет правильный ответ, додумается, решит трудную для себя задачу.

Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом уже осознают. Очень часто эмоциональные оценки опережают объективные. Малыш, к примеру, не знает взрослого человека, но, посмотрев на него, сразу тянется к нему или отворачивается. Через призму своих эмоций ребенок видит, воспринимает явления.

При организации педагогического процесса, направленного на формирование базовой культуры личности через социальную действительность, важно помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить их одни от других невозможно.

Приобщение к социальному миру требует от нас педагогов не только мастерства, знания ребенка, но и собственного переживания, явно выраженного отношения. Они порой сильнее слов воздействуют на открытую эмоциям душу малыша. В этом проявляется и большая ответственность взрослого перед ребенком. Эффективность приобщения детей к социальной действительности во многом зависит от того, какими средствами пользуемся мы педагоги.

Первым, самым объемным и значимым средством считаю, является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу.

Работу по социальному развитию начинаю уже с младшей группы, постепенно усложняя ее содержание. Младшим дошкольникам интересно включать себя в окружающую действительность через игровые действия. Соответственно, рассмотрение своего «Я» как части «взрослой» действительности позволяет формировать представление о себе, своих возможностях, воспитывать инициативность и самостоятельность, развивать активность и уверенность в своих силах. Уже в младшей группе детей активно вовлекаю в игры – имитации. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По моему показу и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый - злой, веселый – грустный) и их образы. Например: маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь.

Нашим неизменным помощником в социальном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Я стараюсь заинтересовать родителей своих воспитанников, например, желанием привить детям любовь к предкам. Стараюсь возродить ценную традицию – гордиться своей родословной, продолжать ее лучшие традиции. В этом плане полезны индивидуальные беседы, цель которых – привлечь внимание ребенка к собственной семье, учить ее любить, гордиться ею.

Взаимодействие с семьей эффективно лишь тогда, когда мы и родители доверяем друг другу, понимаем и принимаем общие цели, методы и средства социального развития. Показывая родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию позволяет стать основой наших совместных с семьей усилий и помощи ребенку в налаживании контактов с социальным миром.

Основа для накопления положительного опыта – эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.

Считаю, что воспитательная работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят. Ребенку следует иметь представления о своих правах и обязанностях, овладевать нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимать их целесообразность и необходимость. В повседневной жизни обращаю внимание на игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные, наблюдения, упражнения, трудовую деятельность, индивидуальные беседы, праздники и развлечения. Стараюсь проявлять побольше терпения и уважения к интеллектуальному потенциалу ребенка, его переживаниям и чувствам.

Стержнем культуры личности ребенка являются знания о Человеке. Именно эти знания подводят малыша к процессу самовоспитания. Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.

Публикации по теме:

С наступающим Старым Новым годом!С наступающим Старым Новым годом! Новогодние праздники, наверное, самые лучшие и самые яркие. Трудно будет найти человека, который не любил бы этих праздников.   Поэтому.

«Мечты о будущем». О воспитательной работе в выпускных группах детского сада Видео Выпускной в детском саду всегда хочется сделать праздничным и неповторимым. Непременно есть основная часть, без которой выпускной в детском.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности»
Опубликовано: 19 января 2015 в 16:25
+100Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности»» (включая файлы) размещена пользователем Галья Бондарева (УИ 221458) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 67.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД