Людмила Балахнина
Роль взрослого в протекании кризиса трёх лет
▼ Скачать + Заказать документы
Роль взрослого в протекании кризиса трех лет
Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец
В. А. Сухомлинский
Опираясь на концепцию Л. С. Выготского, главным условием психического развития ребенка является его общение с взрослым. В общении ребенка с взрослым создается «зона ближайшего развития», где сотрудничество со старшим партнером помогает ребенку реализовать свои потенциальные возможности.
Публикация «Роль взрослого в протекании кризиса трёх лет» размещена в разделах
Во время кризиса трех лет маленький, хороший, добрый, веселый ребенок вдруг превращается в неуправляемого, строптивого, упрямого, деспотичного ребенка. Родителям трудно адекватно реагировать на эти изменения. Они стараются перевоспитать ребенка, однако это не приносит ожидаемого результата.
Дело в том, что с изменениями малыша, должны меняться и сами родители – в своем отношении к нему, во взаимодействиях с ним.
Условиями психического развития, как усвоения социального опыта выступает активная деятельность ребёнка и его общение с взрослым. Ребёнок не может самостоятельно открыть функции вещей. Назначение предметов владеет взрослый, поэтому только он может научить малыша их использованию.
Общение с взрослым является особой коммуникативной деятельностью, имеющий специфические компоненты - предмет, потребности, мотивы, средства.
Предметом деятельности общения для ребёнка является партнёр по общению взрослый, как живая, уникальная личность. Предметный мир является для ребёнка областью не только познания, но и реализации своих возможностей и самоутверждения. Поэтому от взрослого малыш ждёт признания конкретной оценки своих достижений, чтобы испытать чувство гордости и собственного достоинства.
Особенность протекания кризиса во многом зависит от отношения к ребёнку со стороны взрослых.
*Попытки обращаться с ним по – старому ведут к закреплению отрицательных черт поведения (негативизм, упрямство, их сохранению в течение всего периода дошкольного детства.
* Тактичное поведение взрослых, предоставление ребёнку максимума возможностей, самостоятельности обычно смягчает проявление негативизма.
Однако взрослый должен помнить, что осознание детьми своих возможностей, как правило, не соответствует самим этим возможностям. Стремясь походить на взрослого, ребёнок хочет не только самостоятельно сходить в магазин за покупками, но и сварить обед поездить на машине в качестве шофера, без помощи взрослого. Конечно, удовлетворить эти стремления не могут никакие родители. Для их удовлетворения имеется только одна форма - форма игры.
При правильном воспитании, когда своевременно подмечают возросшие возможности в новых формах деятельности и взаимоотношений с взрослыми, период трудновоспитуемости, безусловно, сокращается.
Взрослый, должен:
• Предоставлять ребёнку, выполнять посильные дела самостоятельно.
• Поощрять инициативу и самостоятельность малыша. Если ребёнок пытается начать делать то, что ему пока не под силу, помогите ему, научившись выполнять что - то в сотрудничестве с взрослым, вскоре ребёнок сможет делать самостоятельно.
• Периодически просить малыша вам, в чём-нибудь помочь, это поможет ему стать самостоятельнее и ответственнее. Плюс, это будет являться хорошим примером социального взаимодействия между людьми.
• Обязательно благодарить за любую помощь малыша.
• Спрашивать разрешение, когда хотите взять его игрушку или личную вещь
• Относиться к ребёнку, как равному, уважайте ребёнка, как личность.
• Уступать ребёнку в мелочах, максимально расширяйте его права, не вмешиваться в его детские дела, если малыш об этом не просит.
Чем больше у ребёнка будет опыт самостоятельных поступков и принятий решений, чем больше успехов и ошибок он совершит, тем быстрее пройдёт кризис.
Это время трудное не только для ребёнка, но и для родителей, так как требует коренного пересмотра к своему повзрослевшему ребёнку. Родители и педагоги должны, во время протекания детского кризиса проявлять огромнейшее терпение.
Ребенок созревает психологически и социально вместе со своей жизненной ситуацией развития, ибо реально существует и развивается не ребенок, а система взрослый - ребенок, из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельный индивид. Причем учится малыш лишь у тех, кого любит, кому доверяет.
Дети требуют не столько внимания - опеки, сколько внимания - интереса, который могут дать только их родители. А это значит, что именно родители – его самые первые, и самые лучшие воспитатели в преодолении кризиса трех лет.
Список литературы:
1. Выготский. Л. С. «Психология развития ребёнка». Москва Эксмо-пресс 2006 г.
2. Мухина В. С. «Детская психология» Москва Эксмо- -пресс 2000г.
3. Урунтаева Г. А. «Психология дошкольного развития» Академия 2011г.
4. Выготский Л. С. «Психология» Москва Апрель-пресс 2000г.