Татьяна Добрыднева
«Русская песня, русская душа». Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
"Русская песня, русская душа"
(подготовительная группа)
Цель занятия:
- пробуждение и поддержание интереса к народным традициям и русской музыкальной культуре.
Материал и оборудование:
- портрет композитора П. И. Чайковского
- музыкальные инструменты: бубен, ложки
- фонозаписи
- картина берёзки с листочками
Обучающие задачи:
- знакомство с классической музыкой П. И. Чайковского
Публикация «„Русская песня, русская душа“, Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Песни. Все материалы на тему песен
- Подготовительная группа
- Темочки
- различать характер музыкального произведения
- формировать певческие навыки, начинать пение после вступления, петь слаженно в ансамбле, четко произносить слова песен, работать над дыханием
- формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах
- учить детей выразительно исполнять плясовые движения, передавать веселый, радостный характер песен,
Развивающие задачи:
- развитие познавательного интереса, творческой активности
- развитие импровизации в доступных формах
- развивать кругозор детей на основе знакомства с русской народной музыкой и культурой
Воспитательные задачи:
- формировать доброе отношение друг к другу
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней
- воспитывать позитивное отношение к народному искусству
Предварительная работа:
- разучивание репертуара
- прослушивание Четвёртой симфонии П. И. Чайковского
- закрепление движений, придумывание несложных плясок
- придумывание частушек
Ход занятия:
Дети заходят в зал под песню «Родные места», муз. Ю. Антонова и становятся на полукруг.
Муз. рук. (музыкальное приветствие):
Здравствуйте, ребята!
Дети:
Здравствуйте»
Муз. рук.
В мире есть много разных народов: русские, белорусы, англичане. У каждого народа есть свои сказки, песни, игры. А так как мы живём в России, то сегодня будем слушать русскую народную музыку, петь русские народные песни.
Реб:
Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть.
Может где – то бывает красивей,
Но не будет красивей, чем здесь.
Заходит воспитатель в русском народном костюме с песней «Моя Россия», муз. Струве и змейкой обходит детей, останавливается напротив.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребятушки! Рада вам, давно вас поджидала на нашей широкой улице с берёзами белыми, избами высокими. Вас поджидаю, песни напеваю. Давайте мы с вами вспомним, чем славится Россия, что есть только в нашей стране.
«Наряд её мягкий чудесен,
Нет деревца сердцу милей.
И сколько задумчивых песен
Поётся в народе о ней!» (обращает внимание на нарисованную берёзу)
Воспитатель:
Так чем же славится Россия?
Дети:
Русскими берёзками.
Воспитатель:
Посмотрите, на ветвях нашей берёзы нет листьев.
Чем больше правильных ответов назовёте, тем больше листочков появится на веточках берёзы.
Будем песню распевать
И движение выполнять.
Давайте подумаем и назовём те движения, которые можно использовать в русских народных песнях.
Дети:
Плавный хороводный шаг, шаг с припаданием, дробный шаг, кружение на шаге с припаданием, движения рук.
Воспитатель:
А какие движения будут соответствовать нашей знакомой песне «Берёзонька» (муз. Роот?
Дети:
Хороводный шаг, кружение на шаге с припаданием, плавные движения рук.
(на берёзке появился листочек за правильный ответ)
Воспитатель:
В запеве мы будем выполнять плавный хороводный шаг, а на проигрыш – шаг с припаданием.
А теперь станем берёзками, такими же стройными и красивыми.
Чтоб берёзками нам стать,
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам в ладоши нужно хлопнуть
И ногами в такт притопнуть.
(выполняют, педагог делает указания)
Корпус должен быть прямой, плечи расправлены, голова приподнята, глазки смотрят вперёд (обращает внимание на осанку).
Вот мы и берёзки.
Дети выполняют упражнение под песню «Берёзонька», муз. Роот.
(идут хороводным шагом друг за другом и садятся на стульчики)
Воспитатель:
Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни, о её красоте, широте исполнения.
«На ветру шумят берёзы,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России,
Столько во поле цветов»
Муз. рук:
Русский народ всегда любил песни, с песней и на работу шли, и праздники встречали. Персонажи песни сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей. Из далёкого прошлого несут нам народные песни удивительную свежесть, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность, знакомят нас с народными выражениями «зимушка – зима», «девицы – красавицы», «Ванечка – дружок». Живыми предстают перед нами красно солнышко, тонкая рябина, зелёная травушка – муравушка.
Народная песня - это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью к людям, к своей земле.
А какие русские народные песни вы знаете?
Дети:
«А я по лугу», «Где был, Иванушка», «Во поле берёза стояла», «Пошла млада за водой», «Валенки», «Канареечка», «Зимушка-зима», «Вядёрочки» и т. д.
Муз. рук.
А кто может исполнить песню?
(Исполняют)
Муз. рук.
Богата наша Россия народными песнями, Разные они по характеру, передают разное настроение. Вот послушайте.
(муз. рук. исполняет песни «Степь, да степь широкая» - песня широкая, раздольная, показывает насколько наша Россия обширна и могуча и «Я на горку шла» - озорная, задорная, весёлая, плясовая)
Муз. рук.
Нам с вами необходимо научится петь красиво такие замечательные русские песни.
Чтобы научиться исполнять песню выразительно, надо научиться не только проговаривать слова, вовремя вступать, но и правильно дышать между музыкальными фразами. Вот так, я вам покажу.
Мягким делать вдох старайся,
Да смотри, не отвлекайся.
Сделал вдох, замри потом.
Выдох делай тихим, плавным –
Вот и выйдет песня славной,
И свободна, и чиста.
(выполняют)
Муз. рук.
Чтобы исполнение песни получилось выразительным, чистым, а песня красивой, голосок наш надо разогреть, а разогреем мы его, исполняя знакомую русскую народную попевку «Скок, скок, поскок». Обратим внимание на правильное дыхание, поём не очень скоро, естественным звуком без напряжения.
(пропеваем попевку)
Муз. рук.
Споём более легко, в подвижном темпе, не прерывая мелодию.
Муз. рук.
Попробуем определить куда движется мелодия, вверх или вниз?
Дети:
Мелодия движется вниз.
Муз. рук.
Теперь отметим движение мелодии рукой.
(индивидуальный опрос)
Воспитатель:
А кто знает пословицы о русской народной песне?
Дети:
1. Где песня льётся, там легче живётся.
2. Весело поётся, весело и прядётся.
Муз. рук. :
Я сыграю вам мелодию песни, а вы её назовите.
Исполняется р. н. п. «Во поле берёза стояла»
Дети:
Русская народная песня «Во поле берёза стояла»
Муз. рук. :
Правильно. Ребята, чтобы песня звучала выразительно, надо научиться понимать содержание песни, её характер, настроение.
Определите характер песни.
Дети:
Напевная, спокойная, ласковая.
Муз. рук. :
Предлагаю вам исполнить песню спокойно, напевно, правильно распределяя дыхание на всю музыкальную фразу. Давайте 1 куплет разделим по фразам, сосчитаем и определим сколько фраз в куплете. Сложите руки перед грудью полочкой и, пропевая на одном дыхании фразу, в конце поднимаем правую руку.
Воспитатель:
Сколько музыкальных фраз получилось?
Дети:
Четыре
Воспитатель:
Правильно
Воспитатель:
Русской народной песне не нужно музыкальное сопровождение. Исполнение песни без сопровождения называется a capella, повторим это слово.
Исполним 1 куплет ещё раз a capella
(исполняют)
Воспитатель:
Как плавно, непрерывно звучит мелодия, если правильно пользоваться дыханием.
Муз. рук.
Ребята, композиторы всех времён черпали своё вдохновение в народной песне.
Сегодня вы познакомитесь с музыкой замечательного композитора П. И. Чайковского (обратить внимание на портрет). Музыка его полна любви к Родине, к природе, к людям. Сегодня вы послушаете Четвёртую симфонию П. И. Чайковского. Симфония – это инструментальное музыкальное произведение. Прослушайте и, когда оно закончится, скажите, какую знакомую мелодию вы услышали.
Дети:
Я услышал мелодию песни «Во поле берёза стояла»
Муз. рук. :
Да, так, преображённая композитором, она удивляет нас своей новой красотой. Из маленькой песни возникла симфоническая музыка.
Давайте ещё раз послушаем произведение и назовём его.
(слушание повторное)
Муз. рук. :
Какое счастье быть исполнителем русских песен, в них заключена и щедрость, и широта русского характера.
«Я беру аккордеон
И пою частушку,
Обо всём на свете
Сейчас узнают дети».
(исполняется частушка)
Муз. рук. :
Ребята, что я исполнила?
Дети:
Частушку.
Воспитатель:
А что такое частушка?
Дети:
Это весёлая, задорная песня, над которой можно смеяться и хохотать.
Да, частушка – это песня, где можно покритиковать недостатки людей, спеть для себя и про себя. Их поют уже много лет, споём и мы. У вас было задание – придумать весёлые не обидные стихи про своих товарищей из группы. Давайте послушаем кто что придумал.
Дети отвечают.
Воспитатель:
А теперь превратимся в артистов.
«Эй, ребята, не зевайте
И частушки запевайте!»
Музыканты помогут озвучить частушки на музыкальных инструментах.
Дети исполняют.
Воспитатель:
С частушкой в жизни веселей,
С ней забота – не забота,
С частушкой спорится работа,
Отдых ярче и светлей.
Воспитатель:
Русский народ любит петь и плясать,
В игры разные играть.
Русские народные игры всегда сопровождаются песнями и движениями.
Давайте вспомним игру «У Маланьи»
Прежде, чем начнём играть, выберем считалкой Маланью.
(движения выполняются по тексту песни, в заключении игры Маланье предлагается показать русское народное движение, остальные дети повторяют)
Воспитатель:
Сегодня на занятии вы убедились, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети.
В заключении предлагаю исполнить песню «Наша Россия прекрасна».
Исполнение песни «Наша Россия прекрасна» (муз. З. Роот)
Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка!
Музыкальное прощание