Светлана Матвеева
О терапии с кинетическим песком
▼ Скачать + Заказать документы
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
Автор: Матвеева С. В.
Организация: МБДОУ «Детский сад № 27
«Теремок» пос. Комсомолец.
"Самая лучшая игрушка для детей –
кучка песка!" - К. Д. Ушинский
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе особого внимания. Помочь детям с различными психологическими проблемами может терапия песком.
Публикация «О терапии с кинетическим песком» размещена в разделах
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое время препровождения. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
Кто из нас в детстве не играл "в куличики"? Ведерко, формочки, совок - первое, что мы приобретаем ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице.
Это традиционные игры с песком.
Предлагаю посмотреть на возможности использования песочницы, с другой стороны. В современном образовательном процессе все большую популярность приобретает кинетический песок. Кинетический песок - что это?
Это материал, который хорошо держит форму и в то же время обладает высоким показателем сыпучести.
Материал, будучи свободно насыпанным, выглядит рыхлым, пушистым. Он приятен на ощупь. Когда материал пересыпается, его частицы под воздействием силы тяготения стремятся разъединиться.
Главное достоинство терапии с кинетическим песком заключается в том, что ребенок простым и интересным способом смог построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира. Основная цель песочной терапии - снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя.
Предлагаю вам рассмотреть основные принципы игр на песке
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.
Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
2. "Оживление" абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, предметов, животных.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное "проживание", проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он "на деле" убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИГРЫ С КИНЕТИЧЕСКИМ ПЕСКОМ?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желание, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик ИЗ стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор Возьмем в игру.
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
Теперь, у нас есть все, чтобы отправиться вместе с ребенком в увлекательное путешествие по Стране Песочных Игр.
В стране живут обучающие игры. Они облегчат процесс обучения, научат ребенка счету и грамоте.
В стране ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ игр дети узнают о том, как многогранен наш Мир, Через них мы познаем то, что рядом с нами: животных (диких и домашних, насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, острова, профессии, город, транспорт, быт и пр., т. е. игры для знакомства с окружающим миром
Например, «Необыкновенные следы». Воспитатель предлагает зайчикам-пальчикам и потанцевать на полянке. (Необходимо пальчиками надавливать на кинетический песок, перемещать кисти рук в разных направлениях). Лиса идет: дети быстро разравнивают песок «Прячут следы».
Для детей старшего возраста можно использовать фантастические игры («Полет на Луну», «В гостях у Марсиан» и др., исторические игры:
-дети любят играть с солдатиками, военными машинками, с помощью формочек можно изготовить различные «башни», «крепости», и воссоздать любое историческое событие, игры-экскурсии: Родина начинается с родного города, селения. Его история оказывает существенное влияние на образ мыслей и жизни жителей. Эти события можно разыгрывать на песке. Например, на песке строится панорама - главной площади поселка либо города. Что же мы здесь видим? Здание Дома культуры, школу, спортивную площадку. Схематично отражая план поселка, он оживляет в памяти все свои впечатления. Так легко и естественно ребенок учится ориентироваться в пространстве.
В стране проективных игр взрослый помогает ребенку осознать его внутренний мир. Совместное творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры — есть проекция переживаний ребенка. То есть перенос желаний, умений, возможностей в реальность. С помощью героев ребенок учится сочинять и разыгрывать сказки, сопереживать, находить выход из различных ситуаций.
Уважаемые коллеги кинетический песок может быть не менее полезен и для взрослых людей. Экспериментально доказано, что игра с этим материалом снимает стресс, способствует расслаблению, активизирует мышление и воображение.
Разминка рук с песком, даже непродолжительная, помогает человеку морально отдохнуть, а также возвращает энтузиазм и повышает работоспособность, дарит положительные эмоции и новые ощущения.