МААМ-картинки

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» «Счет до шести. Число и цифра шесть»

Татьяна Скрягина
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» «Счет до шести. Число и цифра шесть»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область: Формирование элементарных математических представлений

Возрастная группа: дети средней группы (4-5 лет)

Тема: «ПОМОЖЕМ ЛЕГО-ЧЕЛОВЕЧКАМ (СЧЕТ ДО ШЕСТИ. ЧИСЛО И ЦИФРА 6)»

Основные цели:

Публикация «Сценарий занятия с дошкольниками в технологии „Ситуация“ „Счет до шести, Число и цифра шесть“» размещена в разделах

Обучающие: Сформировать представление о числе и цифре 6; Закреплять умение считать в пределах 6; Продолжать закреплять умение соотносить число с количеством предметов (1-6); Формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счёта; Продолжать учить сравнивать два предмета по длине, обозначать результат сравнения соответствующими выражениями: длиннее, короче; Закреплять пространственные представления; Закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».

Развивающие: Развивать у детей логическое мышление, внимание, зрительную память, мелкую моторику, усидчивость, умение делать выбор, давать развёрнутые ответы; опыт самоконтроля; коммуникативные навыки; активизировать речь, тренировать мыслительные операции.

Воспитывающие: Формировать доброжелательное отношение к персонажам сюжета и к сверстникам, побуждать к сотрудничеству со сверстниками и взрослым; воспитывать эмоциональную отзывчивость, воспитывать интерес к математике, познавательный интерес; Воспитывать умение рефлексировать; поддерживать развитие инициативы и самостоятельности.

Дидактические материалы:

- карточки с цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6;

- карточки с разноцветными дорожками;

- платы лего (коврики с разноцветными узорами);

- наборы конструктора «Учусь Учиться».

Оборудование:

Демонстрационный материал:

- коробка с кубиками лего: 8 жёлтых, 8 зелёных,

- покрывало,

- записка от лего-человечков,

- карточки с заданиями,

- крупные кубики Лего для башен: 6 жёлтых, 6 красных, 6 синих, 3 зелёных,

- карточки с цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6

Раздаточный материал:

- карточки с разноцветными дорожками (на каждого ребёнка)

- корзинки с деталями лего: по 1 синему, 2 розовых, 3 жёлтых, 4 зелёных, 5 серых, 6 белых (на каждого ребёнка).

- 6 плат лего (ковриков с кубиками,

- недостающие для узора (коврика) разноцветные кубики лего,

- наборы конструктора «Учусь Учиться» (по 1 набору на каждого ребёнка,

- лего-человечки,

- подушки для пола,

- карточки с цифрой 6 (на каждого ребёнка).

Краткая аннотация к работе: В ходе образовательной ситуации дети, выполняя задания, помогают лего-человечкам навести порядок в лего-городе, на который налетел сильный ветер; закрепляют навык порядкового счёта в пределах 6, умения соотносить число с количеством предметов от 1 до 6, уравнивать количество предметов, представления об образовании последующего числа из предыдущего, пространственные представления (по словесной подсказке воспитателя ищут карточку с цифрой; закрепляют способ преодоления затруднения «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает»; конструируют башни в определённой последовательности, с заданным чередованием цветов кубиков лего (по словесной подсказке воспитателя); выполняют задание на логику (в трёх рядах по три кубика, в одном ряду не хватает кубика; дети определяют, какого цвета кубика не хватает, чтобы восстановить узор); конструируют цветы из деталей лего на лего-плате, осуществляя собственный замысел, анализируют и оценивают свою деятельность; фиксируют собственные впечатления от занятия путём выбора кубиков лего определённого цвета, из которых строят дорожки 2-х цветов, сравнивают дорожки по длине, рассуждают о их длине, устанавливают причинно-следственной связи.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

(Дети собираются около воспитателя. Воспитатель предлагает детям встать в круг.)

- Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Приветствие «Доброе утро!»

Доброе утро! Всем улыбнулись!

Справа и слева друзьям подмигнули!

Будем дружить, помогать всем всегда,

Со мной вы согласны? … ДА!

- Сегодня мы с вами будем заниматься математикой.

- А поможет нам в этом … Попробуйте догадаться.

- Жила-была коробка. А в ней… много разных деталей с выступами, похожими на кнопочки.

- Давайте заглянем в коробку!

- Что же это?

- Это Лего!

- Чтобы строить и творить,

Надо кубики любить

И усидчивыми быть!

- Ребята, в коробке какая-то записка.

- Вы хотите узнать, от кого записка?

(открываем письмо)

- Это лего-человечки просят нас помочь им.

(воспитатель читает письмо)

- На лего-город налетел сильный ветер. Ребята, помогите навести порядок. Выполните все задания.

- Хотите помочь лего-человечкам?

- Справимся? Сможем?

2. Актуализация

Дидактические задачи:

1) актуализировать счетные умения детей в пределах 5, умение соотносить число с количеством предметов;

2) закрепить умение строить по словесной подсказке; пространственные представления;

3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, творческие способности.

2.1 Игра «Башни на площади»

(на столе под покрывалом большие кубики лего. Снимаем покрывало)

- Вот 1-е задание.

- На этой площади были красивые башни. Посмотрите, из каких деталей конструктора? (из кубиков)

- Но ураган разрушил башни. Давайте наведем порядок. У нас есть подсказка.

(воспитатель смотрит на карточке)

- Первая башня была самая низкая и состояла из одного жёлтого кубика.

(Воспитатель предлагает ребёнку взять желтый кубик и поставь его.)

- Вторая башня состояла из 2-х кубиков: 1 красного кубика и 1 синего, и находилась справа от желтой башни.

(Воспитатель предлагает ребёнку взять соответствующие кубики и построить из них башню.)

- Сколько кубиков во второй башне? (2)

- А третья башня состояла из кубиков красного, желтого и синего цвета. Она находилась справа от второй башни.

(Воспитатель предлагает ребёнку взять соответствующие кубики и построить из них башню.)

- Четвертая башня также находилась справа и состояла из четырех кубиков: двух красных и двух желтых. В этой башне цвета чередовались.

(Воспитатель предлагает ребёнку взять соответствующие кубики и построить из них башню так, чтобы цвета чередовались.)

- Следующая башня находилась справа от четвёртой и состояла из 1 красного, 1 синего, 1 зелёного и 2-х жёлтых кубиков.

(Воспитатель предлагает ребёнку взять соответствующие кубики и построить из них башню.)

- Посмотрите, тут лежат карточки с изображением цифр. Нужно обозначить каждую башню нужной цифрой. Как это можно сделать? (ответы детей)

- Сколько кубиков в башне, такой цифрой и обозначить.

- Какая цифра обозначает, сколько кубиков в первой башне? (1)

- Во второй? (2)

- В третей? (3)

- В четвертой? (4)

- Сколько кубиков в 5-й башне? (5)

- Ребята, у нас ещё остались кубики. Соберем ещё одну башню?

(Воспитатель предлагает построить башню из оставшихся кубиков.)

3. Затруднение в ситуации-1

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для введения числа 6, счета до 6;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3) тренировать мыслительные операции, развивать речь, логическое мышление.

3.1 Игра «Башни на площади» (продолжение)

- Посчитаем слева направо, сколько у нас башен?

(количественный счёт хором, согласовывая числительные с существительными)

- Одна башня, две башни, три башни, четыре башни, пять башен.

(Так как не все дети умеют считать до 6, то при названии этого числа возникает затруднение.)

- Смогли посчитать башни?

- Почему не смогли это сделать?

Сформулировать причину затруднения:

- Мы не можем посчитать потому, что не умеем считать до 6.

4. «Открытие» нового знания (способа действия)-1

Дидактические задачи:

1) закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает», представления детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе 6, умение считать до 6;

2) сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия;

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность.

4.1 Игра «Башни на площади» (продолжение)

- Что же нужно сделать, чтобы узнать количество башен?

Постановка задачи для устранения затруднения:

- Надо узнать, как считать дальше.

- Кто знает, какое число следует при счете за числом 5?

(Воспитатель выслушивает версии детей, создавая атмосферу доброжелательности, поиска.

Если найдутся дети, которые назовут число 6, воспитатель хвалит их.)

- Молодцы! Вы нам очень помогли!

(Если же никто из детей не ответит)

- Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?

- Как мы это сможем узнать?

- Спросить у того, кто знает.

- У кого сейчас вы можете это спросить?

(дети спрашивают у воспитателя)

- При счёте после 5 следует число 6.

- Давайте все вместе посчитаем до 6.

(количественный счёт хором, согласовывая числительные с существительными)

- Одна башня, две башни, три башни, четыре башни, пять башен, шесть башен.

- Как получилось 6 башен? (Было 5, построили ещё 1, стало 6.)

5. Затруднение в ситуации-2

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 6;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление, пространственные представления.

5.1 Игра «Башни на площади» (продолжение)

- Где же карточка с нужной цифрой, чтобы обозначить последнюю башню?

- Её ураган унес… но я вам подскажу… карточка с нужной цифрой находится в коробочке слева от магнитной доски…на окне…за книжкой… Нашли? Молодцы!

(открываем коробочку, в ней цифры от 0 до 6)

- Какая же нам нужна карточка, ребята?

(Если никто из детей не сможет правильно выбрать карточку с цифрой 6, воспитатель задает детям вопросы)

- Сумели вы выбрать нужную карточку?

- Почему не сумели?

Сформулировать причину затруднения:

- Мы не можем выбрать нужную карточку потому, что не знаем, как записывается число 6.

6. Преодоление затруднения

Дидактические задачи:

1) познакомить детей с цифрой 6, сформировать у них умение соотносить её с количеством;

2) закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

3) сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия;

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь.

6.1 Игра «Башни на площади» (окончание)

- Что же нужно узнать, чтобы обозначить количество кубиков в последней башне?

Постановка задачи для устранения затруднения:

- Надо узнать, как записывается число 6.

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь и очень хочешь узнать?

- Надо у кого-либо спросить.

- У кого спросите? (у воспитателя)

- Спрашивайте.

(После вопроса детей воспитатель показывает карточку, на которой написана цифра 6.)

- Число 6 записывается с помощью цифры 6.

- В последней башне 6 кубиков, и обозначается она цифрой 6.

(Воспитатель предлагает одному ребёнку выбрать нужную карточку и обозначить последнюю башню.)

- Как вы думаете, мы навели порядок на площади?

- Молодцы! Справились с заданием.

- Пойдёмте дальше, лего-человечки ждут нашей помощи.

7. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний

7.1 Игра «Разноцветные дорожки»

Дидактические задачи: закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов, знание цветов, развивать артикуляционный аппарат, речь, мелкую моторику рук, сформировать опыт самоконтроля.

- Ребята, в лего-городе были разноцветные дорожки, но ветер и их разрушил.

- Попробуем их отремонтировать?

- Проходите за столы.

(перед каждым ребёнком на столе лежит карточка с разноцветными дорожками, корзинка с разноцветными деталями лего)

6

5

4

3

2

1

- Посмотрите, какие детали конструктора перед вами?

- Нужно выложить на каждую дорожку столько деталей нужного цвета, сколько указано на ней.

- Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?

(Спросить ребёнка, какого цвета детали будем выкладывать на синей дорожке? – детали синего цвета)

- Какая цифра указана на синей дорожке?

- Сколько синих деталей нужно выложить на синей дорожке?

- И так с каждой дорожкой. Справитесь?

- Тогда приступайте к работе.

- После сигнала колокольчика работу надо закончить.

(Дети выкладывают дорожки. Через 2 минуты звучит колокольчик)

- Все справились? Посмотрите у соседа, не нужна ли ему помощь?

- Если кто-то ошибся, может сейчас всё исправить.

- Сколько деталей и какого цвета вы выложили на дорожке розового цвета? (2 розовых детали)

- На жёлтой дорожке?

- На зелёной дорожке?

- На серой дорожке?

- На белой дорожке?

- Исправили ошибки?

- Какие вы сообразительные и дружные.

- Давайте подойдём друг другу и пожмём руку или обнимемся.

(Дети обнимаются или жмут руку друг другу.)

7.2 Игра «Коврики и башни»

Дидактические задачи:

1) организовать активный отдых детей, закрепить понятие «столько же», умение считать до 6; умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и пересчета; уравнивать численность групп, состоящих из 6 предметов;

2) тренировать мыслительные операции, развивать внимание, речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности, мелкую моторику рук, сформировать опыт самоконтроля.

- Ребята, вот следующее задание.

(воспитатель читает задание)

- В лего-городе перед башнями лежали красивые коврики с разноцветными узорами. Но и тут сильный ветер всё испортил.

(выложить перед башнями 4 разных коврика-платы без одного кубика)

- Подходите, ребята, к башням.

- Сколько у нас башен? (6)

- А сколько ковриков? (5)

- Чего больше?

- Как это проверить?

- А как сделать так, чтобы башенок и ковриков стало поровну?

- Теперь что мы можем сказать про коврики и башенки?

- Их поровну.

- Ковриков столько же, сколько и башенок.

- Посмотрите, на ковриках несколько рядов, по три кубика в каждом. В одном ряду не хватает кубика.

- Выберите себе дружочка и вместе внимательно посмотрите, подумайте и догадайтесь, какого же кубика не хватает.

- Нужно взять кубик нужного цвета и поставить его на пустое место.

- Вы можете пойти с дружочком в любое место комнаты, сесть и подумать.

- Нужно быть очень внимательными! Не зевай, что пропало - угадай!

(поставить перед детьми корзинки с разноцветными кубиками лего).

(Разложить на полу подушки.)

- Один коврик остался. Можно я тоже попробую его отремонтировать, подумаю, какого кубика не хватает в нём?

- Приступаем к работе.

(дети работают в парах)

- Ребята, кто уже справился, посмотрите, не нужна ли помощь вашим соседям.

(спросить у каждой пары)

- Какого кубика у вас не хватает? (красного)

- Как вы считаете, я правильно поставила кубик на своём коврике?

(воспитатель намеренно допускает ошибку)

- Ребята, вы согласны?

- Кто-то считает иначе? Почему?

- Давайте исправим вместе. Какого цвета кубик нужно было поставить?

- Вы очень внимательные!

- Ну а нас ждёт следующее задание.

7.3 Игра «Украсим клумбу цветами»

Дидактические задачи:

1) закреплять умение считать до 6;

2) тренировать мыслительные операции, развивать внимание, речь, инициативность, творческие способности, мелкую моторику рук, сформировать опыт самоконтроля.

(воспитатель читает записку)

- Украсьте лего-город.

- Ребята, на площади в лего-городе мы навели порядок, разноцветные дорожки отремонтировали, коврики привели в порядок. Как бы нам ещё украсить лего-город?

- Что мы можем для этого сделать, как вы думаете?

- Можно украсить город цветами?

- Предлагаю вам взять пластины из конструктора и сделать из них клумбы с красивыми разноцветными цветами. Нужно украсить их цветочками из деталей лего. Хотите? (ответы детей)

- Цветочков сделайте не больше 6-ти.

- Вы можете работать по одному, а можете объединиться в пары и вместе с дружочком украсить клумбу.

- Берите наборы с конструктором и проходите за стол.

- Задание понятно?

- Ребята, когда вы услышите сигнал колокольчика, работу надо закончить.

- Можно я тоже буду украшать клумбу?

(Предложить кому-нибудь из детей работать в паре с воспитателем)

(Дети работают самостоятельно или в парах. Воспитатель может работать в паре с кем-то из детей. Через 1-2 минуты звучит колокольчик)

- Сколько цветочков выросло на ваших клумбах?

- Кому-то нужна помощь, чтобы сосчитать цветочки?

- Давайте полюбуемся, какие разные и красивые клумбы с цветами у нас получились.

- Ребята, как вы думаете, мы с вами помогли лего-человечкам?

- Нам пора уже возвращаться в детский сад. Давайте возьмёмся за руки и пойдём.

8. Осмысление

Дидактические задачи:

1) продолжать учить сравнивать два предмета по длине, обозначать результат сравнения соответствующими выражениями: длиннее, короче;

2) восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

- Вставайте в кружок.

- Где мы сегодня побывали?

- Чем занимались?

- Кому помогали?

- Как вы думаете, мы справились?

- Как нам это удалось?

- Почему мы смогли помочь? Чему научились? Какие знания нам пригодились?

- Мы теперь умеем считать до 6 и знаем, как пишется цифра 6.

- Теперь предлагаю взять жёлтый кубик тем, кому понравилось сегодня заниматься, кому было легко и интересно. А зелёный кубик пусть возьмёт тот, кому не очень понравилось или было очень сложно.

(дети выбирают кубики соответствующего цвета)

- Положите свои кубики в середину кружка и присядьте на подушечку.

(по кругу на полу лежат подушки)

(Если никто из детей не выбрал кубик зелёного цвета, то можно взять воспитателю 1 зелёный кубик.)

- Давайте построим из этих кубиков две дорожки на полу.

- Кто хочет построить дорожку?

- Из кубиков какого цвета ты хочешь строить дорожку?

- Кто хочет построить дорожку другого цвета?

(2 ребёнка строят дорожки)

- Что можно сказать о дорожках?

- Как мы их сравним, по какому признаку? (по длине)

- Жёлтая дорожка длиннее зелёной. Почему?

- Потому, что нам сегодня было интересно и весело заниматься математикой.

- Кто взял зелёный кубик, расскажите почему? Вам не понравилось заниматься или задания были очень сложными?

- Лего–человечки очень довольны, благодарят вас за помощь и предлагают каждому из вас в подарок взять карточку с цифрой 6.

- А сейчас предлагаю вам взять клумбы, украсить ими лего-город и поиграть в нём с лего–человечками. Хотите?

Если времени на занятии не хватило, можно провести игру (7.3) «Украсим клумбу цветами» в свободное время.

Публикации по теме:

Цифра и число (счет до 5)Цифра и число (счет до 5) Здравствуйте, дорогие гости моего блога! Сегодня хочу поделиться рамками, которые изготовила для запоминания малышами числа и соответствующей.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Число и цифра 4»Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Число и цифра 4» Тема: «Число и цифра 4» Программное содержание: Образовательные задачи: Закрепить знание цифр от 1 до 3. Закрепить состав чисел от 1 до.

Конспект занятия по ФЭМП на тему «Счет до шести» в старшей группеКонспект занятия по ФЭМП на тему «Счет до шести» в старшей группе Программное содержание: Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных.

Конспект занятия по математике «Число и цифра 5»Конспект занятия по математике «Число и цифра 5» Программные задачи:Продолжать учить детей соотносить количество предметов с цифрой;закрепить умение называть цифры,счет до 5. Воспитывать.

Конспект занятия по математике «Число и цифра 7»Конспект занятия по математике «Число и цифра 7» Программные задачи:Знакомить детей с числом и цифрой 7,учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. Упражнять в ориентировке.

Конспект занятия по математике «Число и цифра 8»Конспект занятия по математике «Число и цифра 8» Программные задачи:Познакомить детей с цифрой восемь,учить считать предметы до восьми в прямом и обратном порядке. Учить проводить линии.

Конспект занятия по математике для подготовительной группы «Число 0. Цифра 0» Тема: Число 0. Цифра 0 Программное содержание: закрепить представления о числе 0 и цифре 0, о составе чисел 8 и 9. Формировать умение составлять.

Конспект занятия по математике «Число 2, цифра 2. Пара» для старшей группыКонспект занятия по математике «Число 2, цифра 2. Пара» для старшей группы Задачи: познакомить с образованием и составом числа 2, цифрой 2. Закрепить понимание смысла действий сложения и вычитания, взаимосвязи целого.

Конспект занятия в старшей группе «Число и цифра 3» Тема занятия: «Число и цифра 3» (Использование ППРС в непосредственно - образовательной деятельности.) Задачи: Формирование знаний о числе.

НОД «Счет до пяти. Число и цифра 5» по программе математического развития «Игралочка»НОД «Счет до пяти. Число и цифра 5» по программе математического развития «Игралочка» НОД по парциальной образовательной программе «Игралочка» математического развития по теме: «Счет до пяти. Число и цифра 5» Цели: 1 формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» «Счет до шести. Число и цифра шесть»
Опубликовано: 2 октября 2022 в 17:27
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» «Счет до шести. Число и цифра шесть»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД