Людмила Бочкова
Консультация для педагогов «Семья — главный участник совместного дела»
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья – главный участник совместного дела»
Бочкова Людмила Евгеньевна
Чтобы детский сад стал реальной, а не декламируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, поэтому ему необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть его в развитии личности прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).
Публикация «Консультация для педагогов „Семья — главный участник совместного дела“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны знают, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Но родители и воспитатели испытывают трудности в том, чтобы видеть воспитание как совместное, как результат сотрудничества.
Потребность в продуктивном сотрудничестве – не просто модный лозунг, а, в первую очередь, насущная необходимость, ведь проблем достаточно как у родителей, так и у педагогов. К большому сожалению, уходят в прошлое чтение вслух, обсуждение прочитанного, семейные традиции, вечерние прогулки или отдых всей семьей. Это приводит к психологической напряженности и конфликтов внутри семейных отношений. Родители испытывают трудности в воспитании детей. Педагоги, не знающие условий семейного воспитания, механически переносят содержание, методы воздействия на детей в детском саду на условия семьи.
Значительная часть педагогов не стремится (и даже опасается) привлекать родителей к образовательному процессу, использовать воспитательный потенциал семьи. Общение с родителями часто носит формальный характер, строится по ситуативным и организационным поводам. Это приводит к тому, что воспитатели и родители часто недовольны общением друг с другом.
Оптимизация взаимодействия ДОО с семьей в современных условиях ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение : главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие его личностного потенциала, а детский сад становится посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения, в частности через организацию единого образовательного пространства для детей в семье и ДОО при помощи совместной деятельности детей и родителей.
Если жизнь в детском саду интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с родителями и другими членами семьи. Например, в группе ведется подготовка к неделе театра или другим мероприятиям. Дети придумывают название спектакля, учатся играть, распределяют роли и обязанности, придумывают сценки, рифмованные поздравления, оформляют афишу и т. д. При этом они обращаются за помощью к родным, потому что это часть общего дела становится действительно важной и значимой для ребенка. И, как правило. обязательно кто-то из членов семьи расспросит педагога о предстоящих делах. предложит свою помощь.
Родители, вовлекаемые в «живое» общение, общее дело, начинают буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком – не только словесного, но и эмоционального. Из «зрителей» они превращаются в активных участников, вовлекаются в исследование собственного поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком. и ощущая себя более компетентным в семейном воспитании. Они приобретают неоценимый опыт педагогического сотрудничества не только со своим ребенком, но и с педагогами и другими родителями.
Сегодня педагоги ДОО должны выступать не только как воспитатели детей. но и как партнеры родителей по воспитанию. В связи с этим особенно актуальной становится проблема вовлечения родителей в планирование и организацию развивающего обучения, в процесс оценивания и прогнозирования развития своего ребенка. Поэтому основная цель взаимодействия ДОО с семьей на основе проекта – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Одним из принципов процесса взаимодействия детского сада и родителей выступает дифференцируемый подход, подразумевающий учет социального статуса семьи, ее микроклимата, воспитательного потенциала, родительских запросов и интересов и т. п.
Как правило, в рамках реализации общегрупповых проектов опытные педагоги учитывают своеобразие условий жизни каждой семьи, возраст родителей, уровень подготовленности в вопросах воспитания и развития детей, личностные качества членов семьи, что приводит к взаимной удовлетворенности взаимодействием.
Важный аспект конструктивного сотрудничества – создание условий для самореализации всех участников образовательного процесса и, что особенно важно, родителей и других членов семьи.