Екатерина Подковенко
«Сенсорное развитие детей раннего возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания-запоминание, мышление, воображение-строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. То есть на непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.
Публикация «„Сенсорное развитие детей раннего возраста“,» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в это случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.
Ребенка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений.
Но научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы.
В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова.
Задачи сенсорного развитие детей от 2-3 лет существенно усложняются. У малыша начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте нужно познакомить ребенка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый, формой предметов (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, звуками окружающего мира (детские музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости)
Способы действия ребенка с предметами. Чувственный опыт ребенок приобретает в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности. Познавая мир, малыш использует следующие способы действий:
• Хаотические действия, в процессе которых он действует с предметом независимо от его функции. Такие действия присуще младенцам.
• Метод проб и ошибок. Используя этот способ действия, число проб, фиксируя правильные действия и отбрасывая ошибочные варианты.
• Практическое примеривание-способ ориентировки, в ходе, которого ребенок сравнивает свойства предметов при непосредственной их близости и действует в соответствии с результатами примеривания.
• Зрительное соотнесение-способ ориентировки, при котором ребенок сравнивает свойства предметов на расстоянии при помощи зрения.
Опыт, полученный в процессе чувственного познания мира, закрепляется в представлении при помощи слова (ребенок может восстановить в памяти свойства предметов по их названию, сам называет свойства и качества предметов).
Особенности занятий с детьми раннего возраста. Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это неинтересно. Эти особенности возраста не позволяют строить занятие с детьми только на основе беседы или показа обучающего материала.
В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым.