Лучший педагог года

Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта

Ирина Фартушина
Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта

ГБОУ «Новооскольская специальная

общеобразовательная школа- интернат»

«Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта»

Тьютор 1-го класса

Фартушина Ирина Валентиновна

Сенсорное развитие ребенка- это развитие процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, сформировать у него перцептивные действия (действия рассматривания, ощупывания, выслушивания (перцепция- восприятие).

Публикация «Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта» размещена в разделах

Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий и усвоения систем сенсорных эталонов (геометрических форм, цвета, величин, времени, мер веса и т. д.). Восприятие всегда является ориентировочной основой практической деятельности и поэтому развивается в тесной связи с ней.

Для детей с нарушением интеллекта оказывается лишь началом развития перцептивного действия. У ребенка появляется интерес к предметам, игрушкам, на основе этого начинается ознакомление со свойствами и отношениями.

Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Ребенок с нормой интеллекта овладевает поисковыми способами в процессе действий с предметами, а умственно отсталых детей этому надо учить, они не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки- пробами и примерением. Этому их надо специально учить. У умственно отсталых детей слабо развиты познавательные интересы, они малоинициативны, восприятие - поверхностное, память- краткосрочная, внимание не устойчивое. Сенсорное развитие у этой категории детей в целом значительно отстает по срокам формирования и происходит чрезвычайно неравномерно.

Дети с нарушением интеллекта недостаточно владеют способами обследования предметов, они действуют либо хаотично, не учитывая свойства предметов, либо действуют ранее усвоенным способом, не адекватным новой ситуации. Сенсорное развитие без специального коррекционного воздействия развивается медленно.

Задачи сенсорного воспитания :

1. Развитие поисково- ориентировочных действий (метод проб, примерение, зрительная ориентировка).

2. Обеспечение усвоения детьми сенсорных эталонов.

3. Включение в деятельность уже сформированных образов восприятия.

Сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения – необходимое условие успешного обучения детей с нарушением интеллекта.

Методы обучения:

1. Действия по образцу.

2. Выбор по образцу.

3. Действия по подражанию.

4. «Жестовая» инструкция.

5. Совместные действия взрослого и ребенка.

Формы работы:

Коррекционно- развивающие занятия могут проводиться в виде игры с дидактическими игрушками, дидактической игры, подвижной игры, игры с правилами. Занятие может проводиться в форме конструирования, лепки, рисования, требующих восприятие и воспроизведение свойств изображаемых предметов. Наряду с этим могут проводиться занятия с раздаточным материалом типа настольных игр (лото). При этом предметы должны быть крупными и красочными.

Этапы сенсорного развития :

На первом этапе обучения необходимо создать условия для развития у детей зрительного внимания, подражания и запоминания. Привлечение внимания к сенсорному признаку, который должен быть усвоен.

а) учить воспринимать свойства и качества предметов (игрушек) : игры «Запомни, куда положили мяч», «Куда спрятался мишка», «Найди колокольчик», «Где твой домик».

б) научить пользоваться методом проб: «Прокати шарик», «Спрячь игрушку».

в) узнавание предметов на ощупь: «Найди свою игрушку в мешочке», «Достань такую же игрушку», «Что в мешочке».

г) сличение одинаковых предметов по цветовому признаку: «Найди цветок для бабочки», «Спрячь мышку в домике», «Привяжи ленточку к шарику».

Второй этап обучения - обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе обучения показать ребенку и назвать перцептивное действие. Затем предложить детям все это повторить. Самое главное - организовать многократные упражнения в выделении разных качеств.

Третий этап обучения - формирование представлений об эталонах. Формировать зрительную установку на цвет, форму, величину. Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у дома треугольная и т. д.).

Четвертый этап – создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков (группировка предметов по признаку, выделение признака самостоятельно).

Работа по сенсорному воспитанию планируется согласно программы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью I этап обучения. Работа ведется в тесном контакте с учителем- дефектологом. По рекомендации планируем дидактические игры и упражнения для индивидуальной работы, для закрепления новых знаний, полученных на занятиях. В группе имеются дидактические игрушки (пирамидки, вкладыши, лото, мозаика, дидактические игры («Цветные дорожки», «Спрячемся от лисички», «Найди пару», «Собери фигуру», «Собери матрешку»).

Работа ведется в системе, как на занятиях, так и в повседневной жизни, в игре. Игровой метод самый эффективный. Дети, играя, лучше запоминают.

Больше всего дети любят игры с предметами. Но игровой опыт беден, и без руководства и участия в игре воспитателя игра не имеет продолжения. Часто играем с детьми в конструктивные игры. Дети в процессе игрового взаимодействия приобретают умение сравнивать окружающие предметы и игрушки, усваивают технические приемы работы со строительным материалом: накладывают кирпичик или кубик друг на друга, укладывают в ряд, делают простейшую кукольную мебель, строим разные башни, домики. Всегда обыгрываем постройки. Это поддерживает интерес к строительным играм, желание играть формирует стойкий сенсорный опыт.

Сенсорное воспитание планируется в тесной связи со всеми разделами программы. Большое место отводим развитию мелкой моторики. Сочетание сенсорных и моторных задач является одной из главных задач умственного развития.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов у детей с нарушением интеллекта ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа- интернат» Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов у детей.

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Игры и упражнения, направленные на развитие восприятия и формирование представлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Как проводить педагогическую оценку развития и актуального состояния детей с нарушением интеллекта? Как проводить педагогическую оценку развития и актуального состояния детей с нару-шением интеллекта? Может показаться, что педагогическая.

Международный день детей. Танец «Пчёлки» с детьми с нарушением интеллектаМеждународный день детей. Танец «Пчёлки» с детьми с нарушением интеллекта Солнечный концерт, посвящённый Дню защиты детей Звучит музыка на сцену выходят дети и танцуют. По окончании танца дети уходят, ведущие.

Консультация «Особенности познавательной сферы детей с нарушением интеллекта» Термином «умственная отсталость» в дефектологии обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на.

Особенности развития мышления у детей с нарушением интеллекта посредством счетных палочек Категория детей с выраженной умственной отсталостью представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является тяжелый.

Песочная терапия как средство коррекции детей с нарушением интеллектаПесочная терапия как средство коррекции детей с нарушением интеллекта Цели и задачи: Главная цель в песочной терапии-не переделать ребенка,а дать возможность быть общительнее. Задачи:Развивать тактильную чувственность.

Проект «Моя семья» для детей с нарушением интеллекта Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 155 комбинированного вида» города Магнитогорска Паспорт проекта группы.

Разработка игровой зоны уголка для детей с нарушением интеллекта Разработка игровой зоны/уголка для детей с нарушением интеллекта Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном.

Самоанализ НОД «Зимние забавы» в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта (4 год обучения) Тема занятия: Зимние забавы. Раздел программы: Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Занятие проводилось в группе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта
Опубликовано: 10 сентября 2019 в 22:51
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД