МААМ-картинки

Система работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

Светлана Сапожкова
Система работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

1слайд

Система работы по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста.

2 слайд

«Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Василий Александрович Сухомлинский

Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели – это значит осуществлять художественно – эстетическое воспитание, которое способствует индивидуальному развитию личности.

Публикация «Система работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах

3 слайд

Детство – чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и единственным способом существования человека. Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

4 слайд

Согласно требований ФГОС ДО художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы); становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

5 слайд

Мы считаем, что художественно – эстетическая деятельность в дошкольном учреждении может осуществляться успешно, если будет:

Тесная связь с искусством;

Индивидуальный и дифференцированный подход к детям;

Взаимосвязь обучения и творчества как фактор формирования творческой личности;

Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности;

Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно – творческой деятельности детей;

Создание эстетической развивающей среды.

6 слайд

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного учреждения является художественно-эстетическое развитие.

Основной целью работы педагогического коллектива является - создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Для достижения поставленной цели мы стремимся выполнить следующие задачи:

1. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства.

2. Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, образные представления, воображение, художественно – творческие способности.

3. Развивать детское художественное творчество, интерес к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.)

4. Удовлетворять потребность детей в самовыражении.

7 слайд

Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям:

• работа с педагогическими кадрами;

• работа с детьми;

• взаимодействие с семьёй.

8 слайд

Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются:

• создание обстановки эмоционального благополучия;

• создание и обновление предметно-развивающей среды;

• творческий подход к содержанию образования;

• вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;

• использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;

• интеграция занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;

• осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности;

• взаимодействие с семьями воспитанников;

• преемственность в работе с учреждениями культуры.

Работа в дошкольном учреждении строится в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,

В сочетании с программами «АРТ - фантазия» Чуриловой Э. Г., Перовой В. А. «Малыш», Бурениной А. И. «Ритмическая мозаика», Радыновой «Музыкальные шедевры».

Использование в работе передового опыта, даёт педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграцией образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуры.

9,10,11,12,13 слайд

Эффективной работе учреждения в художественно – эстетическом развитии детей способствует профессиональный педагогический коллектив. Продуктивность работы по приоритетному направлению во многом определяется тесным сотрудничеством всех педагогов детского сада. Для каждого педагога определены направления работы в области художественно – эстетического развития. Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении воспитательно-образовательных задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности, выполняя требования государственных образовательных стандартов.

14, 15,16,17,18,19,20 слайд

Все педагоги, действуя в своём направлении, работают на общую цель и стремятся пополнять педагогическое мастерство с помощью повышения квалификации в рамках курсовой подготовки, а в дальнейшем совершенствуют его в стенах дошкольного учреждения. Работа с педагогическими кадрами строится в следующих формах:

• педагогические советы

• мастер - класс

• открытые просмотры образовательной деятельности

• смотры и конкурсы

• творческие недели

• консультации

А так же педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся идти в ногу со временем и принимают участие в конкурсах различного уровня, так как конкурс всегда предоставляет возможность обогатить свой опыт и поделиться собственными ценными находками и достижениями, реализуют свой творческий потенциал.

• ;

21 слайд

Организацию учебно-воспитательного процесса мы реализуем через:

• образовательную деятельность по изобразительной деятельности,

• образовательную деятельность по музыкальному воспитанию,

• театрализованную деятельность,

• кружковую работу,

• индивидуальную работу,

• выставки детских работ,

• праздники, концерты, спектакли.

• самостоятельную деятельность детей.

ВИДЕО 22,23

Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования и качества образования в целом.

Это направление работы включает художественно – эстетическое развитие дошкольников. В детском саду функционируют кружки: «Я танцую и играю – себя открываю» и «Непоседы» - по музыкально – ритмической деятельности, «Театр для малышей», кружок «В гостях у сказки» - по театрализованной деятельности, кружок «Разноцветный мир» - по изобразительной деятельности. Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.

С 1 сентября 2014 года в детском саду организована работа по дополнительным платным образовательным услугам, которые так же охватили художественно – эстетическое направление работы с детьми дошкольного возраста. В кружках «Пластилиновая живопись» занимаются 60 воспитанников нашего детского сада в возрасте от трёх до 7 лет. В кружке «Студия танца. Хореография» занимаются 33 воспитанника в возрасте от четырёх до 7 лет.

24 слайд

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении конечно же является организация предметно-развивающей среды, которая соответствует возрастным особенностям наших воспитанников, их потребностям и интересам. В группах каждый ребенок может найти для себя любимое занятие. Все групповое пространство доступно детям и разделено на центры. При любых обстоятельствах предметный мир, который окружает ребенка, мы стремимся пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. В каждой возрастной группе мы постарались создать все условия для художественно-эстетической деятельности.

25 слайд

Больной популярностью у детей пользуется центр художественного творчества, который помогает нам удовлетворять потребности детей в самовыражении, через продуктивную деятельность: рисование, лепку, аппликацию. В центе представлены разнообразные изобразительные материалы: цветные карандаши, фломастеры, гелевые ручки, бумага для рисования, цветная бумага, кисти, пластилин, раскраски, трафареты и т. д.

26 слайд

Для развития творческого потенциала в театрализованной деятельности в созданы центры «В гостях у сказки» - это пространство в групповой комнате, где детям предоставлены разные виды театра; пальчиковый, настольный, кукольный, театр на фланелеграфе, театр – матрёшка, теневой театр, различные декорации. Дети свободно могут взять любого героя сказки и поиграть с ними.

27 слайд

Так же в группах есть литературный центр. Деятельность в нём направлена на формирование интереса к книге и потребности к чтению. Он содержит яркие, красочные книги, а иллюстрации привлекают детей, они с удовольствием рассматривают картинки в книжке, пытаются подражать персонажам той или иной сказки.

28 слайд

Центры по музыкальному воспитанию способствуют поддержания интереса детей к музыке. Он оснащён музыкальными инструментами, магнитофоном, дидактическими играми, а так же музыкальными инструментами из бросового материала. Детские музыкальные инструменты в музыкальных уголках групп дают возможность музицировать детям самостоятельно.

29 слайд

А так же для развития музыкальных способностей в детском саду функционирует музыкальный зал. Именно здесь дети и взрослые проводят интересные творческие мероприятия, развлечения, праздники, встречи. Зал оснащён музыкальными инструментами, музыкальным центром, мультимедийным проектором, экраном и светодиодной неоновой лампой для создания спецэффектов. Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное состояние ребенка.

30 слайд

Так же мы стремимся эффективно использовать раздевалки и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков «Наше творчество». В холле корпуса №1 оформляем стенд «Наш любимый детский сад», на котором располагаются выставки детско – родительского творчества и фотографии любимых праздников и развлечений.

31 слайд

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

• организованная деятельность с детьми (занятия);

• праздники, развлечения, народные праздники – «Капустник», «Осенины», «Колядки», «Масленица», «Фестиваль народных игр»

• конкурсы стихов (о временах года, праздниках);

• дидактические игры;

• выставки рисунков и поделок: «Золотая осень», «Зимушка – зима!», ««Наш город Фокино», «Лето – красное, прекрасное» «Правила дорожные знать каждому положено!», «На ракете я лечу!» и т. д.

• кружковая работа;

ВИДЕО 32,33 (из опыта работы)

Конечно же, продуктивные виды деятельности играют одну из основных ролей в процессе всестороннего развития дошкольника. В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды образовательной деятельности, как рисование, лепка, аппликация и конструктивно – модельная деятельность. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Оно оказывает значительное влияние на формирование личности дошкольника. Приобретая изобразительные умения и навыки, ребёнок получает возможность творчески выразить своё эмоциональное отношение к окружающему. Занимаясь рисованием, ребёнок усваивает сенсорные эталоны, развивает мелкую моторику рук, укрепляет зрение, овладевает знаниями о живой и неживой природе, предметном мире, мире людей, мире искусства и др. Всё это способствует формированию эстетического восприятия окружающей действительности.

Рисование интересно ребёнку, поскольку удовлетворяет его потребность и желание действовать продуктивно, выражать своё отношение к увиденному. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

ВИДЕО 34 (из опыта работы)

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Создавая работы из пластилина, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объёма, но и задачи, связанные с выбором цвета.

ВИДЕО 35 (из опыта работы)

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

ВИДЕО 36 (из опыта работы)

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх. В детском саду дошкольники конструируют из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов. В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей.

ВИДЕО 37 (из опыта работы)

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности детей. Они с удовольствием пересказывают сказки, участвуют в спектаклях. Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремлённость, сплочённость детского коллектива. Наряду с этим, театральная игра обладает огромной силой воздействия на нравственный и эмоциональный мир ребёнка. В парциальной программе «АРТ – фантазия» Чуриловой Эльвиры Геннадьевны, которую используют педагоги, занимаясь с детьми театральным искусством, большое внимание уделяется активизации мыслительного процесса и познавательного интереса, развитию творческих способностей ребёнка. Работа с детьми проводится в занимательной форме. В программе занятий кружка – игры и этюды на развитие мимики и жестов, упражнения на овладение навыками общения, этические беседы. Занятия проводятся в занимательной форме, основываются на сюжетном построении. Результатом работы кружка становятся спектакли и театрализованные представления, которые показываем на праздниках, вечерах – развлечениях.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

38, 39 слайд

Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Мы поясняем один вид искусства другим; одно искусство взаимодействует с другим, выступая в едином ансамбле; взаимно дополняют друг друга произведения различной художественной специфики. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения.

Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.

Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений.

40 слайд

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Рисуя, ребенок передает свое маленькое послание миру, свой взгляд на окружающий мир. В связи с этим мы ежегодно планируем организацию выставок детского творчества, так же совместного творчества детей, педагогов и родителей. Они имеют важное значение, поскольку оказывают большое влияние на повышение уровня детских работ, содействуют развитию их творческой активности. Планируя выставки, мы учитываем возрастные особенности детей. Во время подготовок к выставкам дети узнают много нового и интересного. Выставки получаются очень красочными, яркими и радуют своим разнообразием детей и взрослым. Особенно порадовали выставки «Забавные поделки из овощей», «Загляни в осенний лес», «Ёлочка - красавица», «Зимние композиции», фотовыставка «Семейный альбом» и многие другие. Благодаря таким выставкам повышается у детей самооценка, развивается художественный вкус, вырабатывается ответственность, а родители проявляют заинтересованность в художественно – эстетическом развитии ребёнка. По окончаниям работы выставки все родители, принявшие участие награждаются почётными грамотами и благодарностями.

41 слайд

Сложившаяся система взаимодействия педагогов, родителей и детей способствует успешному решению задач по формированию основ общей духовной культуры дошкольников.

Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

• первое направление – включает индивидуальные и наглядно-информационные формы работы. Педагоги организуют индивидуальные беседы, консультации. Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу через выпуск информационных стендов, памяток, родительскую почту, папоки-передвижки, оформление фотовыставок, выставки детских работ. Содержанием этого направления являются запросы родителей, выявленные через анкетирование.

• второе направление – включает коллективные формы работы, которые обеспечивают организацию продуктивного общения всех участников образовательного пространства. С этой целью проводятся такие мероприятия - родительские собрания, семейные типографии рукописной книги, творческие семейные клубы по интересам, семейные фотовыставки, родительские мастер-классы, интервьюирование, семейные вечера развлечений, досуги, праздники.

Родители активно посещают общие и групповые родительские собрания, проводим анкетирование с целью выявления лучшего семейного опыта.

Оформлены консультации: «Пусть дети рисуют», «Устное народное творчество в воспитании детей», «Всё начинается с колыбельных песен, потешек, сказок», «Самый семейный праздник», «Десять шагов на пути к творчеству», «Народные праздники и традиции», «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье». Организована работа «почтового ящика» (ответы на вопросы родителей).

42,43 слайд

Достижение результатов по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе комплексного подхода с другими учреждениями образования и культуры.

Коллектив детского сада тесно сотрудничает:

• детской школой искусств им. М. П. Мусоргского (дети выступают у нас в детском саду, посещаем концерты в школе, наши воспитанники занимаются в школе искусств);

• с детской библиотекой (дети принимают участие в празднике «Книжкина неделя», посещают выставки в библиотеке);

• со средней школой №1 (дети участвуют в совместных мероприятиях: утренники в детском саду, участие на торжественных линейках)

• с Культурно – досуговым центром (участие в городских праздниках, выставках,

• с музеем «Воинской славы» (посещение тематических выставок, знакомство с экспонатами).

Наши воспитанники ежегодно принимают участие в конкурсах рисунка городского, областного и всероссийского уровня; в городском музыкальном фестивале детского творчества «Юные таланты». В результате сотрудничества ДОУ с социальными партнерами создана атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми, создана благоприятная эмоциональная атмосфера для эстетического художественного творчества.

44 слайд

К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Многие дети продолжают занятия в школе искусств, посещают кружки и студии и добиваются значительных результатов.

Публикации по теме:

«Подснежник». Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Подснежник» Задачи: 1. Стимулировать у учащихся потребность в творческой деятельности, через занятия оригами. 2. Развивать мелкую моторику.

«Снегири». Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы Тема: «Снегири» Задачи:.

Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию «Снегири» Тема "Снегири" Цель Развитие познавательно-творческой активности детей. Закрепление знаний детей о зимующих птицах. Задачи 1. Продолжать.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Усатый-полосатый» для детей старшего дошкольного возраста Ход непосредственно – образовательной деятельности Мотивационно – ориентировочный этап. Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими.

Конспект по художественно-эстетическому развитию «Роботы» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занимательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Проект по художественно-эстетическому развитию «Разноцветное лето» для детей среднего дошкольного возраста Проект по художественно-эстетическому развитию «Разноцветное лето» для детей среднего дошкольного возраста Воспитатель: Жарова Ольга Николаевна.

Программа по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста «Волшебная бумага» Московская область Администрация Дмитровского муниципального района МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО.

Система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста Задачами работы ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста являются: - овладение речью как средством общения и культуры; - обогащение.

Система работы воспитателя по художественно-эстетическому развитию детей. Выполнила: Русакова Мария Васильевна, воспитатель МБДОУ д/с №17 «Золушка» г/о г. Бор. Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического.

Современные требования к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС Добрый день уважаемые коллеги! Своё выступление мне хочется начать с высказывания замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 февраля 2018 в 16:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД