Васильева Елена Валерьевна
Опыт работы «Система работы с детьми 6–7 лет по формированию познавательного интереса с применением ИКТ»
«Система работы с детьми 6-7 лет по формированию
познавательного интереса с применением
тривиальных компьютерных средств»
«Воспитатель не должен забывать, что учение,
лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения…
убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет»
К. Д. Ушинский
Новые информационные технологии все глубже приникают в сферы жизни современного общества. Компьютеры, интерактивные доски, iPad, Ин-тернет уже активно входят в школьное и дошкольное образование.
Публикация «Опыт работы „Система работы с детьми 6–7 лет по формированию познавательного интереса с применением ИКТ“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Подготовительная группа
- Темочки
С начала 80-х годов XX века в нашей стране и зарубежном изучаются способы и возможности применения компьютера в дошкольном возрасте (И. Белавина, Ю. Горвиц, Е. Зворыгина, Е. Иванова, Д. Клементс, С. Новоселова, С. Пейперт и др.). Было установлено, что оптимальный возраст для знаком-ства с компьютером в детском саду – 5 лет. Применение компьютерных тех-нологий помогает сделать процесс обучения интереснее, расширяет возмож-ности реализации принципа наглядности, отвечает современным потребно-стям воспитанников и их родителей.
Разрабатывая систему формирования познавательного интереса детей с применением ИКТ, мы опирались на исследования С. Л. Новоселовой и Г. П. Петку. Они предлагают, организуя работу с детьми с применением ИКТ, со-четать 3 подхода, в зависимости от цели, сложности и содержания компью-терных программ: Включение компьютерных технологий в структуру занятий (РР-презентации, видеофрагменты, познавательные мультфильмы, фотоматериалы, электрон-ные энциклопедии, виртуальные экскурсии, музыкальное сопровождение).
1. Сочетание компьютерных программ с традиционными играми: ди-дактическими, настольно-печатными, играми - драматизациями (дидактические игры, разработанные воспитателями, «Лунтик», ин-терактивный комплекс «Дошколка», музыкальное и видео сопро-вождение игр-драматизаций)
2. Самостоятельная игра на компьютере в развивающие игры (элек-тронная версия игры «Танграм».
В ходе инновационной деятельности мы разработали систему форми-рования познавательного интереса дошкольников с применением ИКТ.
1. Выявление направленности детских интересов.
Опираясь на то, что познавательный интерес это феномен индиви-дуально осознаваемого и эмоционально окрашенного состояния мотивацион-ной сферой личности, характеризующий ее направленность на выбор познава-тельной деятельности (я-хочу-потому что-и делаю, мы планировали темы НОД с учетом выявленных детских интересов. (Как и какие результаты – со-гласно плану).
2. Формирование познавательного интереса.
Происходит по 2 направлениям:
1. Разнообразные знания о мире
2. Организация познавательной деятельности ребенка
1. При формировании познавательного интереса важно продумать со-держание учебного и вспомогательного материала для дошкольников, свя-занного с демонстрацией богатства знаний о мире.
На начальных этапах было важно вызвать удивление ребенка, силь-нейший стимул познания, его первичный элемент. На этом этапе незаменимы экспериментальная деятельность (Как на сухом стекле появились капли, по-каз РР-презентаций – (Все снежинки разные, фрагменты познавательных мультфильмов (Ничего себе, какая нижняя часть у айсберга).
Но познавательный интерес ребенка не может поддерживаться только яркими фактами. У. Д. Ушинский писал, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в образовательном материале для дошкольника должно выступать на фоне уже известного и знакомого. Важно для поддержания по-знавательного интереса научить дошкольников видеть новое в уже знакомом.
Для реализации этой задачи, мы используем модель «Трех вопросов», применяемую в проектной деятельности. Дети, совместно с воспитателями, изготовили уголок «Что такое?», который они заполняют, в зависимости от темы НОД. Так же интересны детям виртуальные экскурсии.
2. Важно развивать потребность заниматься познавательной деятельно-стью. Ребенок должен находить привлекательные стороны в учении, чтобы интересен был сам процесс :
- Не бояться делать предположения, ошибки, попытки (игры «Дошколка», «Лунтик» : возможность повторить задания, приемы внешнего поощрения);
- Учим убеждать достоверными аргументами (видеоподборка, опыты, элек-тронные энциклопедии);
- Собственная деятельность ребенка (изготовление бумаги, элементарные опыты);
- Воздействие наглядностью (РР-презентации, фото и видео фрагменты)
3. Создание развивающей предметно-пространственной среды
При формирование познавательного интереса нельзя забывать о создании раз-вивающей предметно-пространственной среды. Наряду с традиционными компонентами, мы используем, по возможности, интерактивные дидактиче-ские, составленные воспитателями, игры, интерактивный комплект «Дошкол-ка», компьютерные развивающие игры «Лунтик».
4. Фиксация полученных знаний на кинестетическом уровне
Знания, полученные в ходе НОД, для более глубокой фиксации на ки-нестетическом уровне, мы закрепляем с помощью разработанной нами, сов-местно с Г. А. Репиной электронной версией развивающей игры «Танграм». Выбрали ее потому что:
- моделирование интересно детям (по результатам опроса 58% детей указывают конструирование как любимое занятие);
- предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития детей (Л. М. Кларина);
- в ходе этой игры происходит развитие средств познания (сенсорные эталоны, схемы, модели, образы объектов);
- развиваются способы познания (сравнение, уравнивание, моделиро-вание, комбинирование, измерение, классификация, сериация).
Данные НОД проходят в компьютерном классе 1 раз в неделю. Со-держание тесно связано с темами НОД в группе. Так же, строя данный вид НОД, педагог следует тем же принципам, о которых говорилось выше.
3. Взаимодействие с семьей
Разрешение, совместная работа над темой (подбор материала, посеще-ние рекомендованных музеев, чтение книг, просмотр фильмов и т. п., беседа, с целью выявления обратной связи (говорил ли ребенок о теме занятия, по-мощь в оформлении проектов, педагогическое просвещение. Познакомить с развивающими компьютерными играми.