Консультация логопеда «Сказать — значит забыть, показать — значит запомнить»

Алия Усачевская
Консультация логопеда «Сказать — значит забыть, показать — значит запомнить»

Перед логопедом, работающим с детьми со стертой формой дизартрии, стоит задача поиска наиболее эффективных средств на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Одним из таких средств являются зрительные символы звуков. Использование зрительных символов позволяет ребенку осознанно относиться к выработке различных артикуляционных укладов и "подстраивать" свою артикуляцию до получения нормированного звука.

Научно доказано, что в процессе логопедическойработы устанавливаются межанализаторные связи между:

• восприятием звука на слух;

• зрительным образом артикуляционного уклада данного звука;

• двигательным ощущением при его произнесении.

Эти связи способствуют фиксации внимания ребенка на приемах самоконтроля за артикуляцией отрабатываемого звука.

Много разработано зрительных символов, различных условных обозначений, помогающие сформировать осознанные представления детей о положении артикуляционного уклада при произнесении звуков, выработать тактильные и кинестетические ощущения, развить речеслуховую память и внимание.

Предлагаю вашему вниманию, свои символы «звуки - человечки», отражающие положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.

Так как самыми распространенными у дошкольников со стертой дизартрией являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков, я решила обратить на них особое внимание, придумала символы на свистящие и шипящие звуки.

Работа началась с артикуляционного уклада звуков путем использования компенсаторных возможностей организма (слуховых и зрительных, тактильных и кинестетических ощущений).

Логопед объясняет, что при произнесении некоторых звуков, в одних случаях кончик языка упирается в верхние зубы, в других случаях кончик языка упирается в нижние зубы. Сначала дети в зеркале рассматривают и запоминают положение губ, языка, зубов при произнесении звука, затем предъявляется символ «звук – человечек», в соответствии с ним ребенок должен определить нужный уклад названного логопедом звука.

Так при произнесении звука «С» - голосовые складки не работают (голосок "спит", поэтому глазки закрыты, значит, звук «С» глухой, губы в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами, выдыхаемая воздушная струя холодная (логопед просит руку ребенка, дует на тыльную сторону ладони, ребенок ощущает холодную воздушную струю (сравнивается холодный воздух с холодной водичкой из-под крана, которая обозначается на кране синим цветом, поэтому «звук – человечек, мальчик в виде перевернутого треугольника (костюм с бантиком). Острый угол треугольника показывает, где должен быть язычок, в данном случае, острый угол находится внизу, значит, кончик языка находится за нижними зубами. Логопед показывает символ «знак – человечек – синий мальчик с закрытыми глазами». Затем ребенок с опорой на символ звука дает полную артикуляционную характеристику звука "С".

Аналогично отрабатывается звук «З». Если голосовые складки вибрируют (работают, то голосок "просыпается" - глазки открыты и возникает звонкий звук, это звуки "З". Работу голосовых складок определяют, прикладывая руку к гортани. Логопед показывает символ «знак – человечек, синий мальчик с открытыми глазами». Затем ребенок с опорой на символ звука дает полную артикуляционную характеристику звука "З".

Консультация логопеда «Сказать — значит забыть, показать — значит запомнить»

При произнесении звука «Ш» - голосовые складки не работают (голосок "спит", поэтому глазки закрыты, значит, звук «Ш» глухой, губы несколько выдвинуты вперед, кончик языка находится за верхними зубами, выдыхаемая воздушная струя теплая (логопед просит руку ребенка, дует на тыльную сторону ладони, ребенок ощущает теплую воздушную струю (сравнивается теплый воздух с теплой водичкой из-под крана, которая обозначается на кране красным цветом, поэтому «звук – человечек, девочка в виде треугольника (платья, острый угол треугольника показывает, где должен быть язычок, в данном случае, острый угол находится вверху, значит, кончик языка находится за верхними зубами). Логопед показывает символ «знак – человечек, красная девочка с закрытыми глазами». Затем ребенок с опорой на символ звука дает полную артикуляционную характеристику звука "Ш".

Аналогично отрабатывается звук «Ж». Если голосовые складки вибрируют (работают, то голосок "просыпается" - глазки открыты и возникает звонкий звук, это звук "Ж". Работу голосовых складок определяют, прикладывая руку к гортани. Логопед показывает символ «знак – человечек, красная девочка с открытыми глазами». Затем ребенок с опорой на символ звука дает полную артикуляционную характеристику звука "Ж".

Публикации по теме:

«Что значит для меня моя профессия воспитателя»«Что значит для меня моя профессия воспитателя» Эссе Воспитателя МБДОУ "Детский сад № 14 р. п. Александро-Невский" Александро-Невского муниципального района Рязанской области Гикаевой.

Досуг для детей «Что значит быть ответственным» Беседа с детьми: «Что значит быть ответственным?» (правила дорожного движения). Цели: 1. Дать представления о понятии «Ответственность».

Игровое занятие «Что значит — «вредные привычки»?» Целевая аудитория: несовершеннолетние 7 – 13 лет. Форма и методы работы: игра, анализ ситуации, рассказ воспитателя, беседа, чтение рассказа,.

Игровое занятие «Что значит «вредные привычки» Целевая аудитория: несовершеннолетние 3 – 6 лет. Форма и методы работы: рассмотрение иллюстрации, беседа, просмотр фрагмента мультфильма,.

Классный час «Что значит быть дружным» Цели: Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения. Развивать умение отличать плохое от.

Консультация для родителей по ПДД «Знает правила семья, значит, знаю их и Я» Уважаемые родители, хотелось бы поговорить о важном вопросе, которому в нашем детском саду уделяется большое внимание, это вопрос о знании.

Предупрежден-значит вооружен!Предупрежден-значит вооружен! В современном мире достаточно часто имеют место акты терроризма, исключением не является и Россия. Наиболее уязвимыми объектами для террористов.

Сценарий праздника «Мама — это значит жизнь» Сценарий праздника в подготовительной группе «Мама – это значит жизнь» Музыкальный руководитель Воронкова Ольга Сергеевна Цель: • Воспитывать.

Эссе «Быть педагогом-музыкантом — значит…» Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна. Людям нужны все виды музыки.

Эссе «Я-воспитатель а это значит» Не так давно в нашем дошкольном учреждении прошёл конкурс "Воспитатель года". Я приняла в нём участие и заняла второе место. Хочу поделиться,.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Консультация логопеда «Сказать — значит забыть, показать — значит запомнить»
Опубликовано: 14 октября 2016 в 16:35
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 сентября. День ковриков на МААМ

Древнему прикладному творчеству посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать ребенку о ковроткачестве и заинтересовать плетением ковров.

20 сентября. День работников леса

День работников леса и лесоперерабатывающей промышленности – профессиональный праздник всех работников данной отрасли, с 1966 года отмечаемый в каждое третье воскресенье сентября. Очередной тематический...

Конспект занятия по лепке «Овощи — фрукты» в средней группе
ЦЕЛЬ: Продолжать учить детей лепить предметы круглой и овальной формы разной величины. ЗАДАЧИ: 1. Продолжать учить различать и называть овощи и фрукты. 2....
Горизонтально-пластический балет «Сказка о веселых бусинках»
авторская разработка ГПБ кружка «Грация» ГОРИЗОНТАЛЬНО - ПЛАСТИЧЕКСКИЙ БАЛЕТ «Сказка о веселых бусинках» ( в подготовительной к школе группе с...
Календарное планирование тематической недели «Осень. Признаки осени»» в старшей группе
Цели: укреплять интерес детей к окружающей природе; накапливать представления об объектах и явлениях природы, их разнообразии; закрепить знания о наиболее...