Приложение МААМ

Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем

Рябова Тамара
Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»

(Алексей Николаевич Толстой).

Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.

Публикация «Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем» размещена в разделах

Ни что не воспитывает так детей отзывчивыми, любящими, заботливыми членами общества, как сказки. В каждой сказке прослеживаются уроки любви и добра, совести и благодарности, уважения и веры. Эти сказки можно сравнить с азбукой жизни, с книгой, где нет тем маленьких, все имеет свой особенный смысл, свою связь. Порой веселая и шуточная сказка обличает все язвы, пороки человечества и общества.

По мнению В. А. Сухомлинского: «Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы; живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ.»[4,153-154].

Существует следующие виды фольклорных сказок :

Сказки о животных- это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней», либо занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

• Волшебная сказка - В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.

• Новеллистическая сказка- имеет одинаковую с волшебной сказкой композицию, но качественно отличающаяся от неё. Сказка данного жанра прочно связана с реальностью, здесь существует лишь один, земной мир и реалистично передаются особенности быта, а главный персонаж — обычный человек из народной среды, борющийся за справедливость с властями предержащими и добивающийся своего с помощью смекалки, ловкости и хитрости.

• Анекдотическая сказка- отличается от анекдота тем, что сказка является развёрнутым повествованием анекдота.

• Небылицы -это сказки, построенные на абсурде. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былички, былины. [Русская энциклопедия «Традиция» : https://traditio-ru.org/wiki/Сказка]

Детей старшего дошкольного возраста знакомят со всеми видами фольклорных сказок, но особое внимание следует уделять сказкам своего региона. Какое чудесное наследство досталось тольяттинцам от прошедших веков: «Жигулевские сказки

Жигулёвские сказки имеют огромное значение в ознакомлении детей с родным краем. Жигули издавна называли гнездом свободы, краем легенд. Создание народной поэзии – наши национальные сокровища. Сложенные в давние века, они обладают поразительной, поистине волшебной силой воздействия на умы и сердца. Они и сегодня способны не только обогащать наши представления об истории народа, но и радовать, и волновать, и воспитывать. Это неиссякаемые родники художественного слова, это корни нашей культуры.

С грустью и сожалением приходится сказать, что легенды и предания, в которых воспеты Жигули, неповторимая красота их природы, богатая событиями история, мало, до обидного мало, известны современным детям. Хочется хоть немного восполнить этот пробел и приобщить детей к преданиям и легендам, созданным народом…

«Уж вы горы, горы Жигулевские

Ничего-то вы, горы, не спородили.

Спородили да вы, горы, бел горюч - от камень,

Из-под камешка бежит речка быстрая,

Как названье да этой речке было Волга-матушка. [2; 72].

«… Жигули… Жемчужина Волги… Самая оригинальная и красивая местность, исполненная особой, своеобразной прелести и величия. Жигули тянутся одной горной цепью и, разделяясь на отдельные изолированные горы, громоздятся одна на другую, то виде округлых куполов, то остроконечных конусов. На вершинах и склонах их – скалистые непреступные утесы, серые камни причудливых форм и очертаний, многочисленные гребни. Не каждый решится забраться на высокие отвесные утесы Жигулевских гор. Но кому это удастся, тот испытывает истинное удовольствие: отсюда открывается величественная панорама на обширные волжские дали и просторы, на море расстилающихся лесов, на каменные обнаженные вершины, белеющие среди зелени. Жигулевские горы протянулись на восток от Усинских и Березовских гор». [3; 31]. Они начинаются Молодецким курганом, который высокой каменной стеной извечно поднимался над Волгой, поражая своим суровым, непреступным видом. Рядом с Молодецким курганом Девья гора. Знакомя детей с Жигулёвскими горами, параллельно рассказывается легенда о Молодецком кургане и Девьей горе.

«Полюбил добрый молодец Иван девушку Груню, дочь богатого купца. Да только отец девушки был против свадьбы. И ушел тогда Иван к Стеньке Разину, и вскоре за подвиги свои получил от атамана фамилию Молодцов, а потом весточку Груне. Бросила Груня отчий дом через день прискакала к нему на вороном коне. Но привел отец Груни по тайным горным тропам царские войска, и были разбиты разинцы. Поднялся Иван на высокий курган, увидел, что окружен. Простился с Груней и бросился в воду. А тут и отец с солдатами. Увидела их девушка, взбежала на соседнюю горку и тоже бросилась с обрыва. С тех пор и называют курган Молодецким, а небольшой холм, прижавшийся к кургану, – Девьей горой». [7; 384].

С какой силой, с каким душевным проникновением воспевает народ своих героев – и сказочных и реально существовавших. Нельзя обойти вниманием и легенду про Хозяйку Жигулевских гор.

«В стародавние времена жила в селении Жигулевских гор красивая да сильная баба. Звали ее Жигулиха. Умная была да добрая, хлебосольная да веселая. Детей у нее была куча: мал – мала меньше. Но догляд был за всем, всякое дело у нее спорилось: мужу – привет да ласка, детям – уход, дом – в чистоте да радости, скотина не забыта, и огород плодородит. Любили ее на селе все. Кто к ней – за советом да помощью, а кто за солью – никому отказу не было.

Жил народ в селе, да радовался.

Но пришли худые времена: то одни нападают, то другие, то третьи. Гибнут люди, все меньше народу на селе. Вот уж и мужиков не стало – парни на битву пошли. Воюют да воюют, нет этому ни конца, ни края. Погибло селение… Осталась Жигулиха одна: ни детей, ни мужа, ни дома. Черным дымом пожарищ Солнце застило.

Зачем жить на белом свете!

Посмотрела Жигулиха последний раз на воды волжские, на село разоренное, на небо хмурое, заплакала и ушла жить в подземелья Жигулевских гор. Говорят, что до сих пор там обитает. Иногда люди видят – выходит она посмотреть на жизнь новых Жигулевских сел и деревень. Радуется хорошему, кому-то в беде помогает, но больше плачет, вспоминая своих родимых детушек. И падают слезы ее чистым родником в Чашу Каменную. Ходят люди тому роднику поклониться да испить животворной водицы, не ведая, что это целительные слезы самой Хозяйки Жигулевских гор». [1; 34-35].

Знакомя детей с историей Жигулевских гор и Жигулевскими легендами можно почитать им следующие сказки и легенды «Сокол и Жигуль», «На горе Лепешка», «Иван да Груня», «Утес Шелудяк», «Утесы над Волгой».

Не одно поколение сменилось, а Жигули также неповторимы. Хотелось бы сохранить красоту Самарского края, а из легенд взять то, что помогло бы предостеречь человека от каких либо бед в Жигулевских горах, чтобы от общения с ними мы получили только радость. Ведь Жигулевские горы – это гордость России, ее вечная красота. А любить свою страну без знания ее прошлого нельзя.

«Любовь к России, к родному краю – это и любовь, и уважение друг к другу людей разной национальности. Многие сотни лет живут на территории Самарского края башкиры, марийцы, мордва, русские, татары, чуваши и удмурты, живут в дружном соседстве, помогая друг другу в беде, делясь радостью.

Из глубины веков бережно донесли они свое богатство: поэтические песни, мудрые загадки, занимательные сказки. Они имеют большое значение в ознакомлении с культурой, обычаями и народными традициями.

Сказки каждого народа отличаются особым содержанием, образами, стилем. В них отражаются представления народов о мире и счастье, исторически сложившийся образ жизни, национальный характер». [6; 5].

Героем татарских сказок является храбрый, сильный батыр, который ловко владеет мечом и на своем верном скакуне может один победить целое войско. В удмурдских сказках – простой крестьянский парень, трудолюбием и смекалкой добывает он свое счастье. Беркуты, степные лисицы, собаки – верные друзья кочевников, - помогают героям башкирских сказок. Добрый молодец из русской сказки оборачивается серым зайцем, быстроногим оленем, ясным соколом. Действие марийских сказок разворачивается в густых лесах по берегам светлых рек Кокшага, Ветлуга, Элнет. Совершенно своеобразны и очень поэтичны мордовские сказки о спящей красавице Дуболго Пичай и злой ведьме Сыре-Варде, а чувашские сказки говорят о преданности и верности Эттикан и Селиме.

Во всех этих волшебных историях, таких разнообразных по своему характеру, отражается народная мечта о лучшей доле, добро побеждает зло, торжествует правда, справедливость.

Хочется верить, что знакомство детей с национальными сказками будет способствовать мирному сосуществованию людей этих национальностей. И дети вырастут патриотами с большой буквы и прекратятся на нашей Земле ссоры, распри и войны!

Итак, можно смело сказать, что народная сказка воспитывает патриотов родного края, учит добру, отзывчивости, справедливости, знакомит с историей, культурой, персонажами разных народов. Сказка помогает гордиться местом, где родился и живешь, помогает беречь и любить свой край!

Литература:

1) Альбом Самарская Лука: Современные легенды - Самарское книжное издательство, 2007.

2)Жемчужины Жигулей. Составитель Кузменко С. Е. - Куйбышевское книжное издательство, 1980.

3)Лялицкая С. Д. Жигули заповедные - Куйбышевское книжное издательство, 1970

4) Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям» Изд. 2-е. Киев. 1972 с 153-154

5) Русская энциклопедия «Традиция» : https://traditio-ru.org/wiki/Сказка

6)Поздеева Т. А. Сказки народов Урала и Поволжья

7)Сказки Волжской вольницы. Составитель Тараканова Н. И. – Тольятти: МОУ ДПОС – Центр информационных технологий; Фонд «Духовное наследие», 2002.

Публикации по теме:

Нынче святцы пришли, колядовать мы пошли! (презентация) Велика культура русского народа складывалась тысячелетиями, она изобилует своими обычаями, обрядами и традициями. Но в наше время, когда.

Стихотворение «Вальс Толстого» ОТРЫВОК ИЗ ПРАЗДНИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ "ЯСНОПОЛЯНСКИЕ ОСЕНИНЫ" -Дорога от берёзовой аллеи, привела нас прямо к дому, в котором.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем
Опубликовано: 8 января 2014 в 19:40
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем» (включая файлы) размещена пользователем Рябова Тамара (УИ 174593) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД