Папки-передвижки

«Сказка учит жить». Консультация для родителей

Елина Екатерина Степановна
«Сказка учит жить». Консультация для родителей

Консультация для родителей

Хорошо известно, что главным средством развития ребенка в дошкольном возрасте является родное слово. Как отмечал великий русский педагог К. Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он усваивает бесконечное множество понятий, множество мыслей, чувств, художественных образов…». Многие поколения нашего народа, наблюдая жизнь природы и людей, происходящие события, делали из этих наблюдений выводы, умозаключения и создавали образные поучительные произведения : пословицы, поговорки, былины, песни, сказки. На этих ярких и доступных пониманию детей сочинениях они учили подрастающие поколения жить по совести – творить добро, не делать зла, быть благодарными.

Публикация «„Сказка учит жить“, Консультация для родителей» размещена в разделах

Пословицы и поговорки позволяли точно и кратко выразить смысл первых жизненных уроков, которые получал ребенок. В них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями.

Песни и былины, прославляющие подвиги богатырей – защитников земли Русской – учили детей любить свое Отечество.

Ну, а сказки с самого раннего возраста воспитывали у детей веру в неизбежность добра над злом.

Сказка и впрямь учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили силы и драгоценное время на их сочинение и рассказывание? Сказка, как народная, так и авторская, дает возможность в увлекательной и доступной форме показать окружающую жизнь, характеры людей, их судьбы и поступки, и все это как бы со стороны, переживая за них, примеряя их судьбы к себе самим. Уникальная возможность за 15-20 минут прожить чужую жизнь и понять, установить причинно-следственную связь между словом, делом, мыслью – и дальнейшей судьбой человеческой.

Не случайно сказка сегодня широко используется педагогами, психологами, логопедами. Что, как не сказка, позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать? Кто такой «Я»? Каким бы я хотел видеть самого себя? А каким мне хочется выглядеть в глазах окружающих? Каким я сам увижу окружающий меня мир, если буду глядеть через волшебное зеркало, позволяющее рассмотреть все не только глазами, но и сердцем? Что бы я смог сделать, обладай я волшебством, для людей, для родителей? Сказка позволяет проиграть такие вымышленные ситуации, которых нет и не может быть в окружающем нас мире. Педагогический потенциал сказок огромен.

Всякое чтение сказок завершается душевным разговором с близкими людьми о событиях и героях сказок, последствиях их поступков и удивительных судьбах. Вот почему так значимо сегодня возвращение к народным традициям семейного чтения, ведь «книжное учение» в семье бытовало у нашего народа издревле.

Долгими осенними вечерами вся семья, занимаясь рукоделием, усаживалась возле огня. А семейный «грамотей», чаще отец или дед, усаживался к столу и начинал читать книгу. По прочтению сказа, притчи или сказки, начиналось обсуждение, заинтересованный разговор между старшими и младшими в семье. Слышались вопросы от малышей, объяснения старших и просто рассуждения и устные повествования о подобных же или похожих событиях в родной деревне либо воспоминания стариков.

Поэтому важно читать сказки вслух, в свободное время и не походя, а придерживаясь определенного ритуала. Читать сказки может и мать и отец, и ребенок, но обсуждение проходит спокойно, с большим уважением к мнению ребенка. Если он, конечно, захочет высказаться. Хорошо, если на первых порах такого ритуала семейного чтения у ребенка будут появляться вопросы. Ответы на них следует искать вместе. После сказки есть возможность поговорить о герое, о его чувствах и переживаниях, а это – гораздо проще.

Литература:

Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. Методическое пособие. – М. : ЦГЛ, 2006

Публикации по теме:

Речь — основа психического развития дошкольников - Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом, так как с её помощью человек выражает свои мысли, чувства.

Моя педагогическая философия (эссе) «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова…но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Сказка учит жить». Консультация для родителей
Опубликовано: 17 апреля 2014 в 20:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД