Елина Екатерина Степановна
«Сказка учит жить». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Хорошо известно, что главным средством развития ребенка в дошкольном возрасте является родное слово. Как отмечал великий русский педагог К. Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он усваивает бесконечное множество понятий, множество мыслей, чувств, художественных образов…». Многие поколения нашего народа, наблюдая жизнь природы и людей, происходящие события, делали из этих наблюдений выводы, умозаключения и создавали образные поучительные произведения : пословицы, поговорки, былины, песни, сказки. На этих ярких и доступных пониманию детей сочинениях они учили подрастающие поколения жить по совести – творить добро, не делать зла, быть благодарными.
Публикация «„Сказка учит жить“, Консультация для родителей» размещена в разделах
Пословицы и поговорки позволяли точно и кратко выразить смысл первых жизненных уроков, которые получал ребенок. В них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями.
Песни и былины, прославляющие подвиги богатырей – защитников земли Русской – учили детей любить свое Отечество.
Ну, а сказки с самого раннего возраста воспитывали у детей веру в неизбежность добра над злом.
Сказка и впрямь учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили силы и драгоценное время на их сочинение и рассказывание? Сказка, как народная, так и авторская, дает возможность в увлекательной и доступной форме показать окружающую жизнь, характеры людей, их судьбы и поступки, и все это как бы со стороны, переживая за них, примеряя их судьбы к себе самим. Уникальная возможность за 15-20 минут прожить чужую жизнь и понять, установить причинно-следственную связь между словом, делом, мыслью – и дальнейшей судьбой человеческой.
Не случайно сказка сегодня широко используется педагогами, психологами, логопедами. Что, как не сказка, позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать? Кто такой «Я»? Каким бы я хотел видеть самого себя? А каким мне хочется выглядеть в глазах окружающих? Каким я сам увижу окружающий меня мир, если буду глядеть через волшебное зеркало, позволяющее рассмотреть все не только глазами, но и сердцем? Что бы я смог сделать, обладай я волшебством, для людей, для родителей? Сказка позволяет проиграть такие вымышленные ситуации, которых нет и не может быть в окружающем нас мире. Педагогический потенциал сказок огромен.
Всякое чтение сказок завершается душевным разговором с близкими людьми о событиях и героях сказок, последствиях их поступков и удивительных судьбах. Вот почему так значимо сегодня возвращение к народным традициям семейного чтения, ведь «книжное учение» в семье бытовало у нашего народа издревле.
Долгими осенними вечерами вся семья, занимаясь рукоделием, усаживалась возле огня. А семейный «грамотей», чаще отец или дед, усаживался к столу и начинал читать книгу. По прочтению сказа, притчи или сказки, начиналось обсуждение, заинтересованный разговор между старшими и младшими в семье. Слышались вопросы от малышей, объяснения старших и просто рассуждения и устные повествования о подобных же или похожих событиях в родной деревне либо воспоминания стариков.
Поэтому важно читать сказки вслух, в свободное время и не походя, а придерживаясь определенного ритуала. Читать сказки может и мать и отец, и ребенок, но обсуждение проходит спокойно, с большим уважением к мнению ребенка. Если он, конечно, захочет высказаться. Хорошо, если на первых порах такого ритуала семейного чтения у ребенка будут появляться вопросы. Ответы на них следует искать вместе. После сказки есть возможность поговорить о герое, о его чувствах и переживаниях, а это – гораздо проще.
Литература:
Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. Методическое пособие. – М. : ЦГЛ, 2006