Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия «Скороговорки. Чистоговорки. Упражнение для развития речи»

Екатерина Фартукова
Конспект логопедического занятия «Скороговорки. Чистоговорки. Упражнение для развития речи»

План-конспект занятия на тему

«Скороговорки. Чистоговорки. Упражнение для развития речи»

Составила: педагог Фартукова. Е. В.

г. Саратов.

Цель: развитие творчески активной личности учащихся в театрально-исполнительской деятельности.

Задачи:

Образовательные: обучение актерскому мастерству; обучение раскрепощению и перевоплощению; формирование сознательного отношения к своей речи.

Публикация «Конспект логопедического занятия „Скороговорки, Чистоговорки, Упражнение для развития речи“» размещена в разделах

Развивающие : развитие творческого воображения, речи, внимания, памяти, мышления; развитие навыков начально-технического мастерства.

Воспитательные: побуждение интереса к разным видам театрального искусства; воспитание уважения друг к другу, взаимопомощи; привитие любви к литературе.

Виды детской деятельности: коммуникативная.

Форма занятия : речевое общение, беседа, словесная игра.

Методы проведения:

Словесный (слово педагога, объяснение, опрос, беседа, произношение скороговорки, чистоговорки).

Практический (выполнение упражнений и заданий).

Наглядный (наблюдение)

Игровой (творческая игра)

Технологии: здоровьесберегающие.

Технические средства обучения: музыкальный центр, фонограмма музыки к занятию.

Литература: чистоговорки, скороговорки, упражнение для развития речи.

План урока:

I.Организационная часть

II. Основная часть:

1. Опрос-беседа:

а) Беседа о скороговорке

б) Работа над скороговорками

2. Чистоговорка

3. Физминутка «Бабочка»

4. Упражнения для развития речи

а) Упражнения на постановку ударения. Упражнения – игра «Доскажи

словечко»

б) Упражнения на развитие интонационной выразительности (силы голоса, логического ударения, темпоритма)

III. Заключительная часть:

1. Рефлексия

Ход занятия:

I. Организационная часть

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! Все красивые, опрятные, в хорошем настроении! Сегодня на занятии мы познакомимся с жанрами устного народного творчества – скороговоркой, чистоговоркой и с секретами сценической речи.

II. Основная часть:

1. Опрос-беседа.

а) Беседа о скороговорке

- Скороговорки любят и взрослые и дети. Что же такое скороговорка? Скороговорка является одним из элементов творчества народа, его истории. Они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром. В них отражается история и мировоззрение, создавшего их народа, его традиции, нравы, обычаи, здравый смысл и юмор.

- Скороговорки обязательный элемент на уроках театрального мастерства, потому что правильная четкая речь нужна актерам, чтобы их было слышно со сцены без микрофона. Скороговорки учат чёткому и внятному произношению, помогают овладеть техникой речи.

- Польза скороговорок : если правильно произносить скороговорки, делать это регулярно, то занятия будут способствовать: развитию внимательности, памяти, концентрации внимания; расширению словарного запаса; оттачиванию звуков; хорошему настроению и лучшей успеваемости в школе. Правильная речь и произношение играют огромную роль в становлении личности, делают человека уверенным в себе, способствуют развитию общения.

б) Работа со скороговорками

- Давайте проверим, как у нас работает речевой аппарат. Произнесем знакомую нам скороговорку «Шесть мышат в камышах шуршат» медленно, шепотом. Теперь увеличиваем темп. Произносим, прибавляя громкость голоса, быстро.

- Следующее задание:

• Произнести скороговорку «У кота икота – вспоминает кто-то» по слогам, как робот.

• Произнести скороговорку «На горе Арарат рвёт Варвара виноград» медленно и плавно («черепаха»).

• Произнести скороговорку «Съел Филимон с улыбкой лимон» быстро («ракета»).

• Произнести скороговорку «На сосне сидит сова,

Под сосной стоит лиса» удивлённо.

• Произнести скороговорку «Шапка да шубка –

Вот и наш Мишутка» радостно.

• Произнести скороговорку «В саду у Дуси утки и гуси» грустно.

• Произнести скороговорку «За деревней с утра тарахтят трактора» командным тоном, как президент.

2. Чистоговорка.

- А что же такое чистоговорка? Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Она служит для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Чистоговорки (произносим чётко, громко, не спеша)

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).

Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).

Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).

Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).

Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).

Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).

Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).

Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).

Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).

Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).

Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).

Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).

Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес).

Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).

Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).

Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).

Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

3. Физминутка «Бабочка»

Наша бабочка встряхнулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

И нектара всласть поела.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

4. Упражнения для развития речи

а) Упражнения на постановку ударения. Упражнения – игра «Доскажи словечко»

Был бы друг,

Будет и ….(досуг)

Сладок он, друзья, на вкус,

А зовут его (арбуз)

(В. Нестеренко)

Кран открой – пойдёт вода.

Как она пришла сюда?

-В дом, сад, огород

Провели….(водопровод).

(М. Лапыгин)

Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я….(свёкла)

(Н. Френкель)

Цапля важная, носатая,

Целый день стоит, как ….(статуя)

(С. Маршак)

Плачет кукла Алё нка:

Почти три недели,

Как шпионка,

Сидит она в тесном (портфеле)

(Л. Фадеева)

Мы вернулись из кино –

Дома пусто и (темно).

(С. Михалков)

Прочитать стихотворение орфоэпически:

Как на горке - снег, снег.

И под горкой снег, снег.

И на ёлке – снег, снег.

И под ёлкой снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише…Не шуметь! (И. Токмакова)

б) Упражнения на развитие интонационной выразительности (силы голоса, логического ударения, темпоритма)

- Сила голоса – это степень его громкости, его усиления или ослабления.

1. Тише, жабы! (Тихо, тоном предупреждения.

Ни гугу – Можно использовать жест

палец к губам.)

Ходит цапля на лугу. (Тихо – тоном испуга)

Чтобы не было беды, (Совсем тихо, шёпотом)

Наберите в рот воды.

III. Заключительная часть:

Рефлексия

Дети встают в круг и прощаются по-разному: сдержанно, радостно, тихо, громко, медленно, быстро.

Публикации по теме:

Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей»Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей» Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей».Чистоговорки и скороговорки - это уникальное явление языковой культуры.

Картотека «Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков». Часть 1 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 1. Б БЬ Бы бы бы идет дым из трубы. У Вовы были бобы. Бегемот.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звуков [В] и [В’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки»Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки» Тема: «В гостях у сказки». Цель: развитие диалогической речи. Задачи: - развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, правильно строить.

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Пересказ сказки «Звездочёт» с элементами драматизации»Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Пересказ сказки «Звездочёт» с элементами драматизации» Возраст: подготовительная к школе группа, 6-7 лет Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в связной речи»Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в связной речи» Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука Л в связной речи». Лексическая тема: «Знакомство с народной культурой.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» Программное содержание: Продолжать учить составлять сложноподчинённые предложения; Закреплять представления детей об осени, умение выразительно.

Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 2)Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 2) Хочу ещё раз обратиться к пособию, с которым ранее уже знакомила Вас – «Скороговорки в картинках». Работа с данным пособием организована.

Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 3). ИтогиПособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 3). Итоги Уважаемые коллеги, хотелось бы ещё раз обратиться к пособию для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках». О нём уже ранее шла.

Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков. Часть 2 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 2. С З СЬ ЗЬ Са за са за са за за Улетела стрекоза. За са за.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Скороговорки. Чистоговорки. Упражнение для развития речи»
Опубликовано: 5 сентября 2022 в 09:32
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД