Приложение МААМ

Конспект логопедического занятия «Скороговорки. Чистоговорки. Упражнение для развития речи»

Екатерина Фартукова
Конспект логопедического занятия «Скороговорки. Чистоговорки. Упражнение для развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы

План-конспект занятия на тему

«Скороговорки. Чистоговорки. Упражнение для развития речи»

Составила: педагог Фартукова. Е. В.

г. Саратов.

Цель: развитие творчески активной личности учащихся в театрально-исполнительской деятельности.

Задачи:

Образовательные: обучение актерскому мастерству; обучение раскрепощению и перевоплощению; формирование сознательного отношения к своей речи.

Публикация «Конспект логопедического занятия „Скороговорки, Чистоговорки, Упражнение для развития речи“» размещена в разделах

Развивающие : развитие творческого воображения, речи, внимания, памяти, мышления; развитие навыков начально-технического мастерства.

Воспитательные: побуждение интереса к разным видам театрального искусства; воспитание уважения друг к другу, взаимопомощи; привитие любви к литературе.

Виды детской деятельности: коммуникативная.

Форма занятия : речевое общение, беседа, словесная игра.

Методы проведения:

Словесный (слово педагога, объяснение, опрос, беседа, произношение скороговорки, чистоговорки).

Практический (выполнение упражнений и заданий).

Наглядный (наблюдение)

Игровой (творческая игра)

Технологии: здоровьесберегающие.

Технические средства обучения: музыкальный центр, фонограмма музыки к занятию.

Литература: чистоговорки, скороговорки, упражнение для развития речи.

План урока:

I.Организационная часть

II. Основная часть:

1. Опрос-беседа:

а) Беседа о скороговорке

б) Работа над скороговорками

2. Чистоговорка

3. Физминутка «Бабочка»

4. Упражнения для развития речи

а) Упражнения на постановку ударения. Упражнения – игра «Доскажи

словечко»

б) Упражнения на развитие интонационной выразительности (силы голоса, логического ударения, темпоритма)

III. Заключительная часть:

1. Рефлексия

Ход занятия:

I. Организационная часть

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! Все красивые, опрятные, в хорошем настроении! Сегодня на занятии мы познакомимся с жанрами устного народного творчества – скороговоркой, чистоговоркой и с секретами сценической речи.

II. Основная часть:

1. Опрос-беседа.

а) Беседа о скороговорке

- Скороговорки любят и взрослые и дети. Что же такое скороговорка? Скороговорка является одним из элементов творчества народа, его истории. Они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром. В них отражается история и мировоззрение, создавшего их народа, его традиции, нравы, обычаи, здравый смысл и юмор.

- Скороговорки обязательный элемент на уроках театрального мастерства, потому что правильная четкая речь нужна актерам, чтобы их было слышно со сцены без микрофона. Скороговорки учат чёткому и внятному произношению, помогают овладеть техникой речи.

- Польза скороговорок : если правильно произносить скороговорки, делать это регулярно, то занятия будут способствовать: развитию внимательности, памяти, концентрации внимания; расширению словарного запаса; оттачиванию звуков; хорошему настроению и лучшей успеваемости в школе. Правильная речь и произношение играют огромную роль в становлении личности, делают человека уверенным в себе, способствуют развитию общения.

б) Работа со скороговорками

- Давайте проверим, как у нас работает речевой аппарат. Произнесем знакомую нам скороговорку «Шесть мышат в камышах шуршат» медленно, шепотом. Теперь увеличиваем темп. Произносим, прибавляя громкость голоса, быстро.

- Следующее задание:

• Произнести скороговорку «У кота икота – вспоминает кто-то» по слогам, как робот.

• Произнести скороговорку «На горе Арарат рвёт Варвара виноград» медленно и плавно («черепаха»).

• Произнести скороговорку «Съел Филимон с улыбкой лимон» быстро («ракета»).

• Произнести скороговорку «На сосне сидит сова,

Под сосной стоит лиса» удивлённо.

• Произнести скороговорку «Шапка да шубка –

Вот и наш Мишутка» радостно.

• Произнести скороговорку «В саду у Дуси утки и гуси» грустно.

• Произнести скороговорку «За деревней с утра тарахтят трактора» командным тоном, как президент.

2. Чистоговорка.

- А что же такое чистоговорка? Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Она служит для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Чистоговорки (произносим чётко, громко, не спеша)

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).

Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).

Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).

Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).

Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).

Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).

Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).

Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).

Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).

Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).

Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).

Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).

Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес).

Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).

Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).

Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).

Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

3. Физминутка «Бабочка»

Наша бабочка встряхнулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

И нектара всласть поела.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

4. Упражнения для развития речи

а) Упражнения на постановку ударения. Упражнения – игра «Доскажи словечко»

Был бы друг,

Будет и ….(досуг)

Сладок он, друзья, на вкус,

А зовут его (арбуз)

(В. Нестеренко)

Кран открой – пойдёт вода.

Как она пришла сюда?

-В дом, сад, огород

Провели….(водопровод).

(М. Лапыгин)

Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я….(свёкла)

(Н. Френкель)

Цапля важная, носатая,

Целый день стоит, как ….(статуя)

(С. Маршак)

Плачет кукла Алё нка:

Почти три недели,

Как шпионка,

Сидит она в тесном (портфеле)

(Л. Фадеева)

Мы вернулись из кино –

Дома пусто и (темно).

(С. Михалков)

Прочитать стихотворение орфоэпически:

Как на горке - снег, снег.

И под горкой снег, снег.

И на ёлке – снег, снег.

И под ёлкой снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише…Не шуметь! (И. Токмакова)

б) Упражнения на развитие интонационной выразительности (силы голоса, логического ударения, темпоритма)

- Сила голоса – это степень его громкости, его усиления или ослабления.

1. Тише, жабы! (Тихо, тоном предупреждения.

Ни гугу – Можно использовать жест

палец к губам.)

Ходит цапля на лугу. (Тихо – тоном испуга)

Чтобы не было беды, (Совсем тихо, шёпотом)

Наберите в рот воды.

III. Заключительная часть:

Рефлексия

Дети встают в круг и прощаются по-разному: сдержанно, радостно, тихо, громко, медленно, быстро.

Публикации по теме:

Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей»Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей» Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей».Чистоговорки и скороговорки - это уникальное явление языковой культуры.

Картотека «Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков». Часть 1 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 1. Б БЬ Бы бы бы идет дым из трубы. У Вовы были бобы. Бегемот.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звуков [В] и [В’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки»Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки» Тема: «В гостях у сказки». Цель: развитие диалогической речи. Задачи: - развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, правильно строить.

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Пересказ сказки «Звездочёт» с элементами драматизации»Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Пересказ сказки «Звездочёт» с элементами драматизации» Возраст: подготовительная к школе группа, 6-7 лет Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в связной речи»Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в связной речи» Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука Л в связной речи». Лексическая тема: «Знакомство с народной культурой.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» Программное содержание: Продолжать учить составлять сложноподчинённые предложения; Закреплять представления детей об осени, умение выразительно.

Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 2)Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 2) Хочу ещё раз обратиться к пособию, с которым ранее уже знакомила Вас – «Скороговорки в картинках». Работа с данным пособием организована.

Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 3). ИтогиПособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 3). Итоги Уважаемые коллеги, хотелось бы ещё раз обратиться к пособию для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках». О нём уже ранее шла.

Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков. Часть 2 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 2. С З СЬ ЗЬ Са за са за са за за Улетела стрекоза. За са за.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Скороговорки. Чистоговорки. Упражнение для развития речи»
Опубликовано: 5 сентября 2022 в 09:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия «Скороговорки. Чистоговорки. Упражнение для развития речи»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Фартукова (УИ 23828) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД