Получи документы

Конспект урока русского языка во 2 классе «Слова однозначные и многозначные» по УМК «Начальная школа XXI века»

Ольга Тормина
Конспект урока русского языка во 2 классе «Слова однозначные и многозначные» по УМК «Начальная школа XXI века»

«Слова однозначные и многозначные»

2 класс "Начальная школа XXI века"

Тормина Ольга Сергеевна, учитель начальных классов,

МОУ "Средняя общеобразовательная школа №2 ГО ЗАТО Светлый Саратовской области"

Тип урока : Урок изучения нового материала.

Задачи урока :

Публикация «Конспект урока русского языка во 2 классе „Слова однозначные и многозначные“ по УМК „Начальная школа XXI века“» размещена в разделах

• создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах;

• обеспечить усвоения учащимися умения различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи;

• помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Оборудование урока : тетради, учебники, толковые словари, компьютер, проектор, презентация, карточки для групповой работы.

Ход урока:

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

Наш урок уже начнём.

- А начать его мне хочется с такого стихотворения:

«Я ко всем наукам ключ имею.

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком».

- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?

- А еще правильно и красиво писать.

Минутка чистописания С с Сс со оро оло

Характеристика буквы «С»

- Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою, ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь!

- Подчеркните самую красивую букву и самое красивое соединение.

- Сейчас вы попытаетесь угадывать и записывать словарные слова по их лексическому значению. - Что такое лексическое значение?

Маленькая серая птичка из семейства зябликовых…. воробей

Небольшая птица с пестрым оперением из отряда воробьиных …синица

Серая с черным птица, одного семейства с вороном…ворона

Введение новых словарных слов : Птица семейства вороновых с белыми перьями в крыльях …сорока.

Сорока-белобока — народно-поэтическое название сороки

Буро-серая птичка семейства дроздовых, отличающаяся красивым пением …. соловей

Чтение учителем стихотворения:

Меня послали в огород

За луковым пером.

Смотрю, на грядках лук растёт,

А перьев нет кругом.

Они на курицах растут,

Я точно знаю это.

Какая-то ошибка тут –

У лука перьев нету!

- О каких перьях в стихотворении идёт речь?

- Почему листья лука названы пером? На что они похожи? (Листья лука такие же удлиненные как перья птицы.)

Листья лука названы пером не случайно, а по причине сходства с пером у птиц ПО ФОРМЕ.

- А вы знаете, что раньше люди писали перьями?

- Где же мы найдём значение слова перо? (В толковом словаре)

- Какие самые популярные толковые словари вам известны? Назовите авторов (Владимир Иванович Даль и Сергей Иванович Ожегов)

- Сколько раз написано слово перо в словаре?

Работа со словарной статьей

Делаем вывод: Существуют слова, которые имеют несколько лексических значений.

-Как можно назвать слова, которые имеют много значений?

слова, которые имеют одно лексическое значение?

- О чем мы сегодня будем говорить?

- Как можно сформулировать тему нашего урока?

- Какая цель нашего урока? (Познакомиться с многозначными словами, научимся определять лексическое значение многозначных слов).

- Как вы думаете, зачем нужны многозначные слова? (чтобы делать нашу речь богаче, язык - образнее)

Работа со словом ИГОЛКА

-Отгадайте загадку:

Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я;

Бывают на сосне, на ёлке.

А называются … (Иголки)

Детям предлагается из заданных слов составить предложение:

1. Мама, пришила, иголкой, пуговицу.

2. Сосне, зимой, зеленые, иголки, на

3. Ёж, иголками, врагов, от, защищается

- Что общего у этих иголок? (ФОРМА)

Записываем предложения в тетрадь. Напоминаю о заглавной букве в начале и точке в конце предложения.

Музыкальная физкультминутка

Работа с учебником с. 27

Прочитаем стихотворение А. Л. Барто «Разговор мамы с дочкой».

- Как вы думаете, что дочка понимала под словом теплота?

- А мама (что имела в виду? - Почему дочка не поняла маму?

- Где можно узнать, что означает слово «теплота»?

- Откройте толковые словарики в конце учебника и прочтите лексические значения этого слова. - Сколько значений имеет слово «теплота»?

- Какой теплоты не хватает маме? А вы много дарите тепло своим мамам?

- А как наш класс можно по-другому назвать? Семьёй.

Значит и отношения должны быть тёплыми, дружескими, доверительными.

-Давайте посмотрим, правильно ли мы объяснили, что такое многозначные слова. Прочитаем правило.

- Какие слова называют многозначными? Однозначными?

Упражнение 1 с. 28

Работа в группах.

Группа № 1 «каша»

Группа №2 «неделя»

Группа № 3 «директор»

Группа № 4 «золотой»

Группа №5 «гора»

План отчёта группы

1. Мы работали со словом (назвать слово).

2. Это слово имеет___значений. Перечислить.

3. Это слово многозначное (однозначное, потому что.

4. Мы составили следующие предложения.

Вывод: Многозначными называются слова.

Работа в парах

ЗАПИШИ СЛОВА. Подчеркни многозначные слова.

Слова для справок : звёзды, колокольчик, рюкзак, самовар.

-Теперь давайте вернёмся к нашему эпиграфу.

Найдите в нём многозначные слова (ключ, язык)

-А какие еще есть ключи?

Много разных есть ключей :

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ, дверной.

Чтобы знания были впрок,

Давайте кратко повторим урок!

Закончи предложения:

Любое слово имеет… Лексическое значение слова можно уточнить в….

Как называются слова, которые имеют одно значение?

Некоторые слова имеют…

Как называются слова, у которых может быть два и более значений?

- Что понравилось на уроке? О чем расскажите дома?

- Домашнее задание: найти в толковом словаре одно многозначное слово и составить предложения с каждым из его лексических значений.

Оценивание. Рефлексия: Чемодан, мясорубка, корзина

Список литературы:

1. Иванова С. В., Евдокимовой А. О., Кузнецовой М. И., Петленко Л. В., Романовой В. Ю. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику 2 класс, «Вентана – Граф», М. - 2008.

2. Романова В. Ю., Петленко Л. В. Оценка знаний по русскому языку, «Вентана – Граф», М. -2008.

3. Ожегов С. И. «Словарь русского языка», 1983.

4. Даль В. И. «Толковый словарь живого великорусского языка», 1880.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка «Простые и сложные предложения» в 3 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Класс: 3 класс Тема: Простые и сложные предложения. Цель: Сформировать понятие простого и сложного.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Язык. Речь. Текст» Тема: Язык. Речь. Текст Цели: закреплять знания о языке и речи, о видах речи; повторить признаки текста; развивать умение определять тему.

Конспект урока русского языка «Повторение. Состав слова» в 4 классе Тема: Состав слова Цели: повторить виды орфограмм в корне слова; развивать умение правильно писать слова с орфограммами в корне. Формируемые.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова» Тема: Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова Цель: актуализировать знания об.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание НЕ с глаголами» Тема урока: «Правописание НЕ с глаголами». Цели урока: формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами; способствовать обогащению.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Конспект урока русского языка в 4 классе Технологическая карта урока Садыкова Татьяна Алексеевна ФИО участника конкурса ГБОУ № 599 Приморского района краткое название образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка во 2 классе «Слова однозначные и многозначные» по УМК «Начальная школа XXI века»
Опубликовано: 30 октября 2019 в 21:47
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД