Ноговицына Ольга
НОД по теме «Слова с противоположным значением как средство обогащения речи» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность по теме :
«Слова с противоположным значением, как средство обогащения речи».
Цель: развитие речевых умений путем выделения слов с противоположным значением.
Задачи.
1. Совершенствование умения сравнивать предметы, явления, события, находя яркость их противопоставления в речи.
2. Упражнять в понимании антонимов.
3. Воспитывать культуру речи.
Публикация «НОД по теме „Слова с противоположным значением как средство обогащения речи“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Материалы: мультимедийное оборудование; контейнеры с набором предметов для исследования: 1. сахар-лимон; 2. белая ткань – черная ткань; 3. маленький кубик – большой кубик
Ход мероприятия
I. Организационный момент
«Яркое пятно» (психогимнастика)
II. Мотивация к деятельности
Дидактическая игра: «Скажи наоборот» (отвечаем хором)
- Ночью темно, а днём? (светло)
- Лекарство горькое, а конфета? (сладкая)
- Зимой мороз, а летом? (жара)
- Утром мы в детский сад приходим, а вечером? (уходим)
Вывод: в русской речи много пар слов со значением «наоборот».
- Кому было легко находить слово с противоположным значением? (все поднимают руки).
III. Ситуация затруднения в деятельности.
Изображения на доске: 1) медведь зимой в берлоге; 2) медведь летом с малиной (или с медом).
- Посмотрите на картинки, послушайте и догадайтесь, где слова с противоположным значением.
1) Медведь зимой в берлоге спит
Летом пчелок сторожит
Мед найдет и ну реветь!
2) Любит он охоту очень не светлым днем, а темной ночью
(изображение филина)
С закрытыми глазами и открытыми
Земли сумерки укрыли
Глазки филину открыли
Беседа о наличии пары противоположных слов.
IV. «Открытие» нового знания
- А сейчас очень внимательно слушайте слова и по очереди называйте им пару:
Ночь (день)
Друг (враг)
Вход (выход)
Юг (север)
Правда (ложь)
Труд (лень)
Удача (неудача)
- На какие вопросы отвечают все слова в парах? (что? кто)
- А как вы думаете, если ли пары слов с противоположным значением отвечающие на другие вопросы? (что делает? Как? Какой)
Игра «Найди по стрелочкам» (идут по парам, выбирают сами себе путь)
- Посмотрите вокруг … может, вы сами найдете такие пары?
Стул высокий и стул низкий
Дверь можно открыть и закрыть
На стуле лежит подушечка и камень
твердо-мягко
тяжело – легко
- На какие вопросы отвечают слова, найденные каждой парой?
Пары слов с противоположным значением могут отвечать на разные вопросы
V. Воспроизведение нового в типовой ситуации.
1) Контейнеры для исследования предметов
Сахар-лимон (прозрачная вода-белое молоко)
Длинные палочки – короткие палочки (перышко и камешек)
Ластик большой – ластик маленький
2) ….
Вдохнуть – выдохнуть
Глаза закрыть – глаза открыть
Присесть – встать
Громко сказать- тихо сказать
Повернуться друг к другу – отвернуться друг от друга
3) «Найдите лишнее»
( в коробках: что не является парой)
Сахар
Лимон
Ручка
Ластик
Ткань белая
Ткань черная
Клей
Контейнер
Кубики
VI. Итог мероприятия.
- О чем мы сегодня говорили?
(о словах с противоположным значением)
Где эти значения нам могут пригодиться?
Они делают нашу речь точной, яркой, образной (красивой).