Получи документы

Социо-игровая педагогика в решении задач социального развития дошкольников

Лилия Кузьмина
Социо-игровая педагогика в решении задач социального развития дошкольников

Мы с вами родом из 20 века. Мы жили и учились так, как в 19 веке? Конечно, нет. Сейчас мы живём в 21 веке. Что-то изменилось в педагогике? Что?

В 20 веке главная задача педагогики была научить детей. А в 21 веке – научить учиться. Как же это осуществить?

Обучение для дошкольника – это очень трудная работа, которую можно выполнить в одиночку или сообща с другими детьми. Вместе получается быстрее и интереснее, но только при условии, что партнёры владеют навыками сотрудничества. Так как в социоигровой педагогике обязательное условие – работа в парах или малых группах, то, естественно, детей нужно научить навыкам сотрудничества.

Публикация «Социо-игровая педагогика в решении задач социального развития дошкольников» размещена в разделах

Навыки сотрудничества – это доведение до привычек способы поведения детей в ситуациях, когда необходимо найти наиболее эффективное применение своему личному потенциалу в коллективном деле.

Социоигровая педагогика направлена в первую очередь на социальное развитие каждого ребёнка.

Социальное развитие – это процесс передачи и дальнейшего развития человеком социокультурного опыта, накопленного человечеством. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимосвязи четырё х компонентов:

Таблица № 1

Компоненты социального развития

(Е. В. Рылеева «Вместе веселее)

Компоненты Характеристика

1. Культурные навыки

Представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях, как обязательные, например, навыки порядкового счёта до 10 перед поступлением в школу.

2. Специфические знания - Это представления, полученные человеком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность – тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.

3. Ролевое поведение Поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью.

4. Социальные качества, которые содержат пять комплексных характеристик 1. Сотрудничество и заботы об окружающих.

2. Соперничество и инициативность.

3. Самостоятельность и независимость.

4. Социальная адаптированность.

5. Открытость и социальная гибкость.

Все компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных трёх компонентах.

Все отклонения в социальном развитии ребёнка дошкольного возраста – это результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создаёт в жизни ребёнка ситуации, с которыми он не может справится, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер.

Если вас беспокоят в воспитанниках какие – либо нежелательные проявления, значит нарушена социальная ситуация их развития. Чтобы направить эту ситуацию, нужно включить ребёнка в игру со сверстниками и проконтролировать соблюдение его естественных прав всеми участниками игры.

Варианты объединения в пары в группах.

В каждой паре обязательно должны быть мальчик и девочка. Имена обоих игроков должны начинаться на одну и ту же букву (звук). «Разбейтесь на пары так, чтобы в каждой из них собрались дети, имена которых начинаются на одну букву».

Каждый ребёнок получает, берёт картинку (карточку) (напр. 1)идёт дождь, 2)резиновые сапожки, 3)зонтик). «Объединитесь в тройки так, чтобы у вас было что-то общее на картинках» или «Внимательно рассмотрите картинку, которая вам досталась, и разбейтесь на пары так, чтобы в каждой паре собрались картинки, у которых есть что-то общее».

Объединение по условию: кто живёт на первом этаже в одну группу, на втором – в другую и т. д.

Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки, получилась пара или группа.

Воспитатель готовит картинки к разным сказкам. Дети получают рисунок героя сказки или предмет. «Найдите свою сказку».

«Лото». Дети берут картинки лото и ищут своё место на большой тематической карточке.

Практика социоигрового подхода

Вариант № 1. «Волшебная палочка»

Все дети объединены в группы по 3 человека. Воспитатель достаёт «волшебную палочку», которая будет ходить по кругу от одной тройки к другой. Для того, чтобы передать «волшебную палочку», тройка, посовещавшись, должна назвать то, что находится в комнате и окрашено в белый цвет. Первые тройки легко называют: потолок, окно, дверь. Четвёртой тройке приходится подумать, посовещаться. Наконец белое найдено – носки. Это окрыляет, и сразу находят белые бантики, воротнички и т. д. Опять заминка. Совещаются и ищут уже всё. «Палочка может ходить по кругу от тройки к тройке несколько раз.

Решаются задачи :

1. развития речи (словарь);

2. развития внимания;

3. тренировка умения слышать других и запоминать услышанное;

4. умение сообща решать задачи, договариваться;

5. тренировка увлечённости.

Во время игры часто возникают вполне научные обсуждения: если была названа белая рубашка, то можно не засчитать белый воротник этой рубашки? Если одна тройка называет белые цветы на платье, то может ли другая тройка назвать белый узор, который возникает из этих цветов.

Вариант № 2 «Волшебная палочка»

Детям показывается любая палочка. Это «волшебная палочка». Волшебная она потому, что знает все правильные ответы на все вопросы в мире. Сейчас волшебная палочка у меня, значит я водящий. Выбираю себе партнёра в кругу (подходит к любому из детей). Задаю ему вопрос (по теме занятия)например:

1. Чего нет у человека, а есть у животных?

2. Какие органы участвуют в речи? Назови их.

3. Что может всё живое?

4. Почему дикие животные боятся человека?

5. Что в тебе самое хорошее?

6. Как руки помогают выразить хорошее отношение к другому человеку? и т. д., соответственно той теме, по которой вы работаете с детьми. (индивидуальная работа на занятии так может проходить).

Задачи, ориентированные на социальное развитие детей.

1. Формирование навыков речевого этикета.

2. Умение быстро включаться в групповую работу.

3. Сдерживать желание подсказывать.

4. Выражать своё мнение публично.

Игра № 2 «Давай думать вместе»

Понятие «думать» для ребёнка дошкольника мало знакомое. Он либо знает, либо не знает. И дело здесь вовсе не в том, что дети ещё не могут самостоятельно логично рассуждать. Просто им редко перепадает такая возможность. «Ум рождается в борьбе, а не в покое» (Дж. Родари)

На полу или на столе разложены картинки соответственно количеству детей или чуть больше (набор картинок с изображением разных предметов, объектов и явлений природы). Картинки подобраны таким образом, чтобы их можно было разбить на пары по какому – либо признаку (классиф. группы: одежда, транспорт и т. д.). Картинки можно разложить лицевой стороной кверху или обратной стороной.

Детям предлагается взять по одной картинке.

«Внимательно рассмотрите картинку, которая вам досталась, и разбейтесь на пары так, чтобы в каждой паре собрались картинки, у которых есть что-то общее (основание для решения задачи не даётся).

После окончания игры проводится дискуссия, в которой каждый участник игры должен защитить свою точку зрения, относительно выбора пары. Окончательное решение принимается не ведущим, а коллективно.

Картинки: Здания – жилые, нежилые

Профессии – что делают на работе или дома?

Явления природы – рукотворные подобия в мире людей (дождь –

душ, лейка; солнце – лампочка, батарея; ветер – вентилятор,

фен и т. д.)

Задачи : 1. Закрепление навыков культуры диалога.

2. Воспитание ответственности за принятое решение.

3. Развитие навыков культурного социального творчества.

Игры в книге Е. В. Рылеевой «Вместе веселее»

Игра № 3 «Бытовые механизмы»

Дети выбирают картинки с названиями бытовых приборов, каждый её называет и кладёт в «шапку».

После этого дети объединяются в 3-4 команды и посыльный из каждой команды достаёт из «шапки» название какого-то бытового прибора. Задание командам : показать действие, доставшихся им приборов. Дети в командах совещаются, как показать работу прибора и его внутренних механизмов.

Затем команды по очереди показывают «работу» своих приборов.

Варианты:

1. Покажи буквы.

2. Покажи лес: смешанный, берёзовую рощу, дубовую рощу и т. д.

Игровая эстафета со слушателями.

1. По цепочке встают и садятся в едином ритме; как только встал предыдущий, встал последующий.

2. Встают по сигналу те, у кого имя начинается на В, С, М и т. д.

Если кто-то замешкался или ошибся – всё сначала.

Правило: не вмешиваться в действие товарища, не напоминать, не окликать.

Когда в группе стоит шум и невозможно детей успокоить

Игра «Кто-о меня-а слышит)

Не старайтесь перекричать шум, а наоборот очень тихо, себе под нос воспитатель бубнит:

1. Кто меня слышит поднимите правую руку.

2. Кто меня слышит поднимите обе руки.

3. --- // --- хлопните в ладоши 2 раза.

4. --- // --- встаньте.

5. --- // --- сядьте.

Внимание! И продолжает занятие обычным голосом.

«Замри» («ваньки – встаньки», «сони»)

Воспитатель говорит детям. Сколько пальцев я подниму, столько детей должно уйти (на ковёр, в приёмную и т. д.)

Поворачивается к ним спиной и выбрасывает над головой соответствующее количество пальцев. Затем он произносит: раз, два, три, Замри! Поворачивается к детям. На ковре должно стоять столько детей, сколько пальцев было предъявлено. ( можно: все дети сидят, а соответствующее количество встаёт).

Можно вести игровой счёт на доске. Если дети сделали правильно – им очко, если нет – воспитателю.

Задачи социального развития детей.

1. Формировать навыки речевого этикета.

2. Учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные для себя моменты.

3. Учить оценивать качество выполнения задания (своей работы и партнёров по игре).

4. Учить выражать своё мнение публично.

5. Формировать навык участия в дискуссии.

6. Учить отвечать за самостоятельно принятые решения и соблюдения правил игры.

7. Формировать навыки сотрудничества. Учить подчиняться правилам в групповых играх и создавать условия для переживания радости от их соблюдения.

8. Создавать условия и всячески поощрять социальное творчество.

9. Воспитывать самостоятельность.

10. Воспитывать культуру честного соперничества.

11. Учить включаться в групповую работу и находить в ней привлекательные для себя роли и место.

12. Создавать условия для формирования адекватной самооценки.

13. Учить разрешать конфликты мирным путём.

14. Воспитывать культуру активного слушания.

15. Учить отвечать за самостоятельно принятые решения и соблюдения правил.

Литература:

1. В. Букатов «Таинство дидактических игр».

2. Е. В. Рылеева «Вместе веселее» (дидактические игры для развития навыков сотрудничества) Москва 2004г. Айрис Пресс.

3. Газета «Детский сад со всех сторон».

Публикации по теме:

Использование коммуникативных технологий в работе педагога ДОУ Мультимедийная презентация - одна из форм использования ИКТ в работе с дошкольниками. Мы живём в 21 веке, веке информации. Информатизация.

«Удивительные истории сундука и шкатулки». Новая выставка в музее «Тульские древности»«Удивительные истории сундука и шкатулки». Новая выставка в музее «Тульские древности» Хочу предложить вашему вниманию экскурсию в музей " Тульские древности". Цель - привить интерес к народному творчеству русского народа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социо-игровая педагогика в решении задач социального развития дошкольников
Опубликовано: 23 ноября 2014 в 04:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД