Татьяна Ларина
Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в рамках проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад :«Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в рамках проектной деятельности»
Подготовил:
Инструктор по физической культуре
первой квалификационной категории
Ларина Татьяна Юрьевна
Тема : «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в рамках проектной деятельности»
Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает дошкольное детство как важный, самоценный этап в общем развитии человека. Одной из главных предпосылок для обеспечения полноценного проживания ребенком всех этапов детства является здоровье. Впервые здоровье определено, как составляющее и важный результат образования.
Публикация «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в рамках проектной деятельности» размещена в разделах
Здоровый ребенок - одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У здорового ребенка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования
В связи с одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни. Образовательная область «Физическое развитие» при реализации образовательной программы направлена на решение этой задачи и включает в себя становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек. Важным является формирование у дошкольника активной позиции по отношению к собственному здоровью. Успех в этой области напрямую зависит от взрослых – родителей и педагогов.
Актуальность проблемы формирования у дошкольников знаний о способах сохранении и укреплении здоровья, ЗОЖ обусловлена необходимостью внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих пробуждение у детей осознанного отношения к своему здоровью, пониманию того, что привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка.
В связи с этим были определены следующие цель и задачи.
Цель: усовершенствование методов организации здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
- формировать у детей потребность в здоровом образе жизни;
-научить использовать полученные знания для поддержания здорового образа жизни;
-развивать у детей двигательную активность.
- создавать условия для взаимодействия с семьями воспитанников по приобщению к здоровому образу жизни; вовлекать родителей в образовательный процесс, направленный на формирование основ здорового образа жизни через проектную деятельность.
Возможность использования метода проектной деятельности в работе с дошкольниками обеспечивается такими характеристиками возрастного периода, как любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею», «Я сделаю».
Таким образом, проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом. Она не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Работа над достижением цели проводилась в три этапа.
I этап – подготовительный: посредством теоретического анализа, синтеза и эмпирических методов (опроса и наблюдения) определялось, что реально и потенциально может получить ребенок лично для себя, участвуя в процессе формирования ЗОЖ; определялись формы и методы работы с детьми и их родителями, которые могут служить средством доступа родителей к необходимой для этого информации, какие имеются знания о здоровом образе жизни у детей и их родителей.
II этап – экспериментальный: посредством подготовки и реализации заранее смоделированных ситуаций проводился формирующий эксперимент повышения личной заинтересованности детей участвовать в процессе формирования здорового образа жизни; посредством повторного опроса и наблюдения собиралась информация о полученных результатах.
III этап – обобщающий: посредством систематизации и обобщения, а также сравнительного качественного и количественного анализа полученных результатов экспериментальной работы, уточнялись выводы о подтверждении или опровержении рабочей гипотезы.
Были проведены следующие проекты «Здоровым будешь все дабудешь» Участниками которого стали педагоги, дети и их родители. Каждый день проекта был посвящен определенной теме. Первый день начался с акции «Аптечка душевного спокойствия», что способствовало положительному эмоциональному настрою в детском саду. Ежедневные утренние гимнастики и гимнастики после сна так же отличались тематикой и комплексом специально подобранных упражнений. Дети посещали волшебную страну мультфильмов и выполняли гимнастику с мультяшными героями.
Весело и задорно в кругу родителей и детей прошла оздоровительная гимнастика с элементами хат ха йоги» Так же проводилась гимнастика с элементами дыхательных и кинезиологических упражнений. Проводились беседы, чтение литературе о здоровье, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Большая работа проводилась с родителями. Мастер –класс «Расти-здоровым» который провели педагог-психолог и инструктор по физ. культуре. Здесь были затронуты темы физического и психического здоровья. Была проведена ритмическая гимнастика.
С педагогами был проведен тренинг «Заряд бодрости» в заключении была
оформлена Выставка- фотоотчет о проекте «Я здоров»
Данный проект показал,что физкультурно-оздоровительная работа в разнообразных видах деятельности и режимных процессах работы ДОУ обеспечивают достаточную физическую нагрузку одновременно для всех детей, повышают выносливость детского организма.
Проект «Игры моего народа»
У каждого народа есть своя неповторимая богатая сокровищница истории, знаний, умений, обычаев, традиций, которая пополнялась веками и тысячелетиями. Современные дети так мало двигаются и очень редко играют в подвижные игры. Мы решили создать проект который будет напоминать детям о нашей богатой истории, через хакасские народные игры тем самым укреплять физическое здоровье.
1 этап. Подготовительный (организационный)
1. первичное обследование уровня представлений детей об хакасских национальных играх. Проведение интервью с детьми. Проанализировать ответы детей, определить начальный уровень представлений
2. подбор иллюстративного, дидактического материала о Хакасии;
3. подбор литературы (стихи, загадки по теме проекта;
4. Информирование родителей о предстоящем проекте. Анкетирование родителей-выявить отношение родителей к народным хакасским играм и языку
Основной этап
Непосредственная образовательная деятельность по физической культуре «Приглашаем поиграть!» Задача познакомить детей с содержанием хакасских подвижных игр на этом занятии дети познакомились с правила и проиграли в такие игры как:
Заключительный этап
- Тематическое развлечение "Игры народов Хакасии" в котором дети закрепили все знания которые получили за время реализации проекта»
Вместе с детьми была создана папка «картотека хакасских подвижных игр для уголка «патриотического воспитания» из рисунков которые дети вместе с родителями выполнили дома.
- Итоговое анкетирование родителей по результатам реализации проекта
С тремя детьми родители начали проводить свободное время не перед телевизором, а в игре, и это все-таки хоть не большое, но все же достижение.
-Итоговое обследование уровня представлений детей об хакасских национальных играх. (Интервью)
Из результатов опроса детей можно сделать вывод, что дети знают названия игр, их правила, и могут организовать в самостоятельной деятельности игры.
В ходе проекта ребята научились отличать подвижные игры от других видов игр, также ребята смогли познакомиться с понятием хакасскими народные игры. Дети часто используют атрибуты хакасской народной культуры в самостоятельной деятельности. Популярна среди детей стала папка - картотека подвижных игр.
Проектная деятельность принесла свои результаты. Проведение познавательной работы через проектную деятельность с детьми, и с родителями в тесной связи, повысило уровень формирования представлений о ЗОЖ о способах сохранения и укрепления здоровьяу детей дошкольного возраста. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности жизнедеятельности, позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Список литературы
1. Т. В Хабарова. ,«Педагогические технологии в дошкольном образовании». – СПб. : Детство-Пресс, 2011.
2. И. А Урмина,Инновационная деятельность в ДОУ :программнометодическое обеспечение/Линка –Пресс, 2009. – 320с.
3. Н. И. Крылова «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ», издательство «Учитель» 2009 год.
4. З. А. Клепинина «Как развивать в ребенке умение заботиться о своем здоровье», изд. «АРКТИ» Москва 2010 год.
5. В. Л. Дружинина, Л. В. Абдульманова «Здравушка», Ростов-на Дону 2001 год.
6. Т. П. Колодяжная, Е. А. Чекунова - «Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада – Ростов- на- Дону 2009 год.
7. М. Н. Кузнецова - «Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ» - практическое пособие Москва «Айрис Пресс», 2007 год.
8. С. А. Пономарев – «Растите малышей здоровыми» - Москва 1989 год.
9. А. К. Сундукова «Волшебный мир здоровья» - Москва «Дрофа», 2010 год.
10. Методическое пособие «Проектная деятельность детей и установление партнёрских отношений с семьями воспитанников». – СПб. : АНО ОЦ «Гелиос», 2009.