Елена Галочкина
Совместная работа с семьями воспитанников как обязательный компонент внутренней системы оценки качества образования в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
«Совместная работа с семьями воспитанников как обязательный компонент ВСОКО в ДОО»
(Анкетирование — метод взаимодействия)
Анкетирование является эффективным методом сбора информации и традиционным способом сотрудничества детского сада и семьи
Анкеты помогают пролить свет на важные аспекты пребывания ребенка в детском саду, начиная с адаптации малыша и заканчивая готовностью к школе. Исходя из целей опроса анкеты бывают социальные и тематические.
Публикация «Совместная работа с семьями воспитанников как обязательный компонент внутренней системы оценки качества образования в ДОО» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2021
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка использования данных о семье каждого воспитанника. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку к условиям дошкольного учреждения, построение грамотного общения с их родителями.
Требования к составлению анкеты:
• помнить о главной цели – получение информации для профессиональных нужд педагога;
• разрабатывать с учетом контингента детей и особенностей их микросоциального окружения;
• вопросы должны формулироваться с учетом образовательного уровня конкретных родителей;
• обязательно применять уважительное обращение «Вы»;
• анкета должна быть компактной;
• структура анкеты должна быть представлена тремя разделами: обращение к родителю, вопросы, благодарность за ответы;
• располагать вопросы по принципу «от простого к сложному»;
• формулировать вопросы предельно конкретно;
• каждый вопрос должен быть самостоятельным и логически отдельным;
• использовать при оформлении анкеты достаточно крупный шрифт, оставлять место для ответов родителей;
• данные анкет проверять путем повторного применения через определенный отрезок времени.
Метод анкетирования имеет свои достоинства и недостатки.
Достоинства метода анкетирования:
• получение информации о разных аспектах, связанных с семейным воспитанием;
• компенсирует невозможность непосредственного контакта с тем, кому он предназначена;
• позволяет охватить большое количество семей воспитанников;
• предоставляет больше времени на взвешенный, вдумчивый ответ;
• простота обработки полученных данных.
Недостатки метода анкетирования:
• риск несамостоятельности ответов родителей;
• возможность искажения ответов из-за недопонимания сути вопроса;
• намеренно ложных ответов (спорные с точки зрения морали);
• часть родителей не хотят отвечать на вопросы анкеты (считают грубым вторжением в личную жизнь);
Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.
Полученные результаты позволяют отслеживать результативность функционирования и развития системы взаимодействия д/с и семьи, выявлять степень достижения цели на разных этапах деятельности.
Анкетирование проводится несколько раз в год и позволяет осуществить сбор информации личного характера и решить текущие задачи воспитания и обучения.
В качестве примера рассмотрим анкетирование «Детский сад глазами родителей», организованное с целью выявления удовлетворенности родителей работой детского сада. Данная анкета была также частью совместной работы детского сада и семьи по формированию Рабочей программы воспитания на первом ее этапе.
В данном анкетировании приняло участие 141 родитель, что составило 87%
Анализ результатов, полученных в ходе анкетирования показал:
- доля получателей услуг довольных качеством образования и развития своего ребенка в детском саду составила 87,9%
- доля получателей услуг удовлетворенных уходом в отношении к своему ребенку со стороны персонала д/с составила 86,5%
- доля получателей услуг удовлетворенных содержанием, режимом и другими условиями осуществления образовательной, оздоровительной и иной работой педагогического коллектива с детьми и семьями составила 93,6%
- доля получателей услуг, находящих отклик и понимание у воспитателей
группы, администрации д/с на инициативы и пожелания родителей составила 78%
- доля получателей услуг имеющих причины для критики работы д/с составила 14,9%. Среди причин критики были озвучены
(Для кружков мало времени уделяют, изменить меню, готовить, что любят дети, маленькие помещения (спортзал, отсутствие спальной комнаты (20 детей кушают, играют и спят в одном помещении площадью примерно 30кв. м.) маленькая раздевалка.)
- доля получателей услуг, оценивающих доброжелательность и вежливость работников детского сада, непосредственно оказывающих образовательные услуги составила по пятибальной системе 68,8%
- доля получателей услуг удовлетворенных открытостью, полнотой и доступностью информации о деятельности д/с на его официальном сайте и информационных стендах составила 83,7%
- доля получателей услуг удовлетворенных состоянием материально-технической базы д/с составила 31,9% отметили как отличное, 48,9% как хорошее и 19,1% как удовлетворительное
- доля получателей услуг удовлетворенных доброжелательностью и вежливостью работников д/с при использовании дистанционных форм взаимодействия составила по пятибальной системе 70,2%.
- Какие мероприятия Вы бы хотели включить в Программу воспитания детского сада?
Среди часто повторяющихся были озвучены предложения:
- Изучение родного края (история возникновения поселка, традиции области, культура)
- Мероприятия, которые приобщают детей к культурным традициям своего народа, человеческим ценностям, прививают любовь к Родине, к традициям.
- Считаю, что программа нашего детского сада достаточно насыщенна различными мероприятиями
- Уроки этикета
- Тематические беседы, игры, конкурсы
Было предложено изучение истории Второй Мировой войны, истории других народов, толерантность и другие варианты мероприятий для включения в Программу воспитания
Было и такое предложение:
- Отстаньте от детей, дайте им насладится детством. Они хотят играть, а не учиться. Всего достаточно.
Исходя из результатов анкетирования был сделан вывод: организация образовательного процесса в д/с оптимальна, технологии используются эффективно и процесс развития детей осуществляется успешно. Ориентируясь на замечания и пожелания родителей был скорректирован план работы по взаимодействию с семьей, внесены предложения в Программу воспитания.
Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик, в который родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, педагогу, администрации. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
«Родительская почта» - эта форма работы была организована в нашем детском саду педагогом-психологом Емельяновой С. В. и получила отклик у родителей, так как предоставляет возможность задавать вопросы, о которых не хочется говорить вслух.
Немаловажным аспектом является ориентация на конечный результат, на изучение уровня эффективности созданных условий, обеспечивающих доступность родителей в образовательное пространство д/с.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий.
Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Установление взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования, создания единого пространства «семья – детский сад»