Приложение МААМ

«Современная модель университета родительской культуры»

Светлана Михаленко
«Современная модель университета родительской культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

В 2013 году, к своему 40-летнему юбилею Красносельский район достиг уровня одного из самых динамично развивающихся в городе и является лидером по количеству возводимых новостроек. В районе возникли новые жилые микрорайоны, которые активно заселяются молодыми семьями с детьми дошкольного возраста со своими тревогами и проблемами связанными воспитанием. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к семье и ее и проблемам воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях продуктивного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Для этого детский сад и родители должны стать партнерами и объединиться в интересах ребенка.

Публикация «„Современная модель университета родительской культуры“» размещена в разделах

Для решения этих задач уже недостаточно традиционных форм работы ДОУ и семьи, так как они утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Необходимо использовать инновационные формы и методы работы. В настоящее время в нашем районе есть все необходимые ресурсы, чтобы воссоздать семейные ценности, развить потенциал семейной и родительской культуры.

На протяжении последних лет наш детский сад работает над решением проблемы повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи.

Обобщив опыт работы в этом направлении, мы создали современную модель «Университета родительской культуры», которая включает в себя:

Психолого-педагогическое сопровождение семей воспитанников: анкетирование, мониторинги, консультации, обсуждения, круглые столы, тематические беседы с родителями, близкими, родственниками. Это помогает нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности выявить количественные и качественные критерии наших родителей.

«Школа молодых родителей»- модель эффективной связи с семьей до поступления в ДОУ.

Программы «Ясельная академия» и «Научи меня и маму» позволяют поддержать заинтересованных родителей и обеспечить их необходимыми знаниями в области воспитания, оздоровления и развития детей от 1 до 3 лет и подготовки их к посещению ДОУ, ранней социализации.

Эта работа продолжается в проекте «Добрые традиции общения».

Цель проекта: эмоциональное обогащение родственных связей, укрепление семейных традиций, развитие преемственности между поколениями.

В ходе проекта разработан «Круг праздничных дат детского сада», который включает в себя проведение дней благопожеланий и праздничных календарных дат детского сада и семей воспитанников.

Для работы в системе взаимодействия семейного и общественного воспитания необходимы грамотные, творческие, квалифицированные специалисты. Благодаря развитию партнерских взаимоотношений детского сада образовательных, досуговых, культурных и общественных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области мы смогли привлечь в работу с семьями воспитанников известных деятелей культуры, науки и искусства.

Наш детский сад является не только учреждением, реализующим образовательные услуги, осуществляющим процессы воспитания, развития и обучения детей, но и культурно – развивающим центром для детей, педагогов и родителей. Регулярно проводимые тематические мастер-классы, творческие встречи для специалистов, родителей, воспитанников ДОУ с видными деятелями науки, образования и культуры Санкт-Петербурга перешли в долгосрочные проекты. Как правило, любой проект как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести проведение выставок, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы по интересам, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

Например, проект «Золотая книга семьи» позволил систематизировать имеющиеся знания детей о семье и семейных традициях, расширить интерес детей и взрослых к родословной, оказать влияние на формирования уважительного отношения к институту семьи, семейным ценностям. В рамках проекта проходил мастер-класс

Юрия Федоровича Миронова директора центра «Современная родословная книга», автора методик по написанию и ведению родословных книг «Пишем и составляем родословную книгу всей семьей».

Занятия родословием увлекло семьи и они стали изучать истории своего рода, создавать герб и родословное древо. Эти работы вошли в золотую книгу семей детского сада, заложили и укрепили семейные ценности, повысили значимость института семьи.

Дальнейшее продолжение и развитие эта работа получила в проекте

«Мир в семье. Мир во всем мире»

За основу проекта взята популяризация культуры мира и мира семьи, содействие становлению культуры семьянина.

Развитие навыков семейного взаимодействия. Формирование патриотических чувств, толерантности.

Мастер-класс Валентины Фатимской координатора проекта Международная молодежная миротворческая программа «Книга Мира» «Проект «Книга Мира» и знакомство с координатором миротворческого движения «Книга мира» позволило нам провести выездной семинар для сотрудников, детей и родителей в штабе «Книги мира» на легендарном крейсере 1 ранга «Аврора».

Нас заинтересовали идеи сохранения мира, и мы приняли участие в написании 27 тома Книги мира, которая была

в последствии передана в Штаб миротворческой организации и путешествует дальше по миру.

Возрождению семейных традиций, посвящен проект

«Традиции семейного чтения»

Идея проекта: Возрождение традиций домашнего чтения в кругу семьи. Воспитание интереса к книге. Повышение самооценки, уровня общения, создание условий для интеграции, социализации. Формирование культуры семейного чтения.

Творческая встреча с известным детским писателем и поэтом Алексеем Шевченко «У писателя на Дне рождения».

Творческая встреча с писателем и поэтом Михаилом Ясновым

«В кругу друзей».

Творческая встреча с писателем-иллюстратором

Натальей Никитичной Чарушиной, «Дни книжек семейной династии Чарушиных», конкурс детских рисунков и историй «О зверях-любимцах» по мотивам книг Чарушиных

Творческая встреча с авторами проекта «Большая книга сказок Петербурга» в Детской библиотеке истории и культуры Петербурга, Филиал №2 ЦГДБ им. А. С. Пушкина в музейном пространстве памятника архитектуры.

В ходе проекта прошли выставки семейных рисунков:

«Любимый сказочный герой, «Любимый герой книжек Чарушина», семейная гостиная «Поэты мира детям», конкурс семейных сказок «Шел по городу волшебник». Лучшие работы вошли в книгу сказок детского сада. Все это позволило не только вернуть книгу в семью, но и повысить ее воспитательное значение.

Проект «Путешествие в кукольные традиции»

Идея проекта: знакомство семей с историческими традициями куклы и ее роли в системе семейного и общественного воспитания.

Мастер-класс «Мастерская семейных традиций: история куклы» провела

Специалист по традиционной народной культуре автор программы «Сундук с приданым» Любовь Ивановна Даева. Творческая встреча-экскурсия «Чудеса в актерском доме» в музее театрального и музыкального искусства. Творческая мастерская изготовление фольклорной куклы «столбушки» провела специалист Этнографического музея.

В ходе проекта сформировалось сообщество семей – участников проекта. В совместной деятельности, при поддержке мастеров - кукольников дети и родители овладели новыми знаниями из истории куклы - игровой, традиционной и театральной, овладели мастерством изготовления куклы. Прошла выставка творческих семейных работ «Любимая игрушка».

Проект «Здоровый Я – здоровая семья».

Идея проекта: охрана здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивация здорового образа жизни.

Наш детский сад на протяжении ряда лет использует эколого-оздоровительную программу «К здоровой семье через детский сад» и тесно сотрудничает с одним из авторов этой программы Т. В. Коваленко.

Она провела мастер-классы «Маленький дом большого здоровья» и «Эмоциональное здоровье ребенка». В ходе проекта созданы листки здоровья семьи, проведен мониторинг эмоционального здоровья семей воспитанников, конкурс семейных газет «Мы за здоровый образ жизни». Эта работа нашла свое отражение в создании книги «Книга мира. Здоровье семьи», которая не только рассказывает о ценностях здорового образа жизни конкретной семьи, но и позволяет обмениваться опытом между семьями.

Работа детского сада как центра культуры позволило расширить рамки культурного сотрудничества и прейти с уровня районного и городского на новый уровень - международное сообщество семей. Мы имеем тесные и регулярные контакты с семьями детских садов Финляндии городов Турку и Райсио.

Налаживаются контакты с детскими садами Японии города Осака. При поддержке консульства Японии в Санкт-Петербурге для семей воспитанников и сотрудников учреждения были проведены семинары – практикумы «Искусство оригами», «Волшебная красота икебаны», «Кимоно в традиционной народной культуре Японии», «Японская традиция упаковки подарков». Детские работы по теме «Японская Сакура» были выставлены в Эрмитажном театре в рамках 7 фестиваля «Японская осень в Санкт-Петербурге».

Сотрудничество с Детским экологическим центром при Водоканале позволило принять участие в международном эколого-просветительском проекте «Вода + Я= друзья».

Идея проекта: экологическое просвещение семей воспитанников в области рационального использования водных ресурсов и сохранения окружающей среды. В ходе проекта с участием специалистов Водоканала проведен семинар для педагогов и родителей «Я и окружающая среда», экологический праздник для детей «капелька воды», проведены эксперименты с водой во всех группах детского сада «Секретная лаборатория», домашние исследования «Потребление воды дома». Проведены интерактивные занятия в детском экологическом центре Водоканала и экскурсии в музей Водоканала.

Семьи воспитанников принимали активное участие в написании писем «К чистой капельке воды», педагоги ДОУ в конкурсе Водоканала «Лучший экологический проект».

Эта работа позволила сформировать сообщество семей- участников проекта. В детском саду создана книга «Вода и Я =друзья». Лучшие работы семей и педагогов ДОУ были опубликованы в международной книге «Письма к капельке воды, в которой отражены идея сохранения водных ресурсов Японии, Украины, Финляндии, российских городов Санкт-Петербург и Пермь.

Наиболее яркие моменты нашего опыта мы ежегодно представляем на родительско-педагогической конференции. Регулярно выступаем в радиопередачи на радио Петербург «Город и горожане».

Также представляли наш опыт работы на районном, городском, всероссийском и международном уровне в области инновационной деятельности. На XIV Всероссийском образовательном форуме мы представили опыт нашей работы по организации родительского университета. Им заинтересовались и предложили принять участие на XV Всероссийском образовательном форуме и во II Всероссийском конкурсе «К здоровой семье через детский сад», в номинации: лучший социально-демографический проект. По итогам конкурса наша работа была отмечена дипломом Победителя.

В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:

В ходе проведенной работы получены результаты:

Расширилось партнерство детского сада с образовательными, досуговыми, административными, общественными организациями (за 4 года взаимодействие с более 50 организаций и учреждений СПб, Москвы и регионов России и зарубежья)

Повысилось качество воспитательно-образовательных услуг, за счет расширения дополнительных образовательных услуг, действия программ работы, с молодой семьей начиная с раннего возраста ребенка.

Формирование социокультурного центра для всей семьи (дети – родители).

Сегодня наш воспитанник - ребенок и семья с опытом интеграции в социокультурную среду города

Повысился семейный профессионализм, воспитательный потенциал семьи. Отношение родителей и семьи в целом к дошкольному образовательному учреждению обрело новые формы и краски – углубилось взаимопонимание, сотрудничество в воспитании ребенка и в общей работе учреждения. Расширены формы партнерства с семьей. Возрос воспитательный потенциал семьи.

Повысился потенциала кадрового педагогического состава и профессионализм педагогов, сформировался творческий инициативный педагогический коллектив.

Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые пути взаимодействия и сотрудничества с родителями.

Список использованной литературы:

1. Гуров В. Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.

2. Давыдова О. И., Богославец Л. Г. ,Майер А. А. Работа с родителями в детском саду : Этнопедагогический подход. – М. :ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».

3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

4. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/ Авторы и составители: Т. П. Колодяжная, Р. М. и др. – Ростов-н/Д, 2002. – 119

5. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей. / Авторы и составители Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, .И. Гризик и др. - М. Просвещение, 2006.- 191с.

6. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. –СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2012.-96с.

7. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. / Автор-составитель: С. В. Глебов. -Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005- 111с.

8. Давыдова О. И., Богославец Л. Г. ,Майер А. А. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. -М. : ТЦ Сфера, 2012.-128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).

9. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечение родителей в жизнь детского сада. - М. : ТЦ Сфера, 2012.-128с (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

10. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семей. –М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009.-72с.

Публикации по теме:

Как я восстанавливала историю моего детского садаКак я восстанавливала историю моего детского сада Детский сад №3 «Рябинка» Я работаю в моём родном саду 25 лет. Работала и воспитателем,и заведующей,и методистом. Но ближе мне всего -работа.

Презентация на тему: «Мытищинский район» часть 2 (продолжение) Презентация разработана для проведения тематических бесед по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного города.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Современная модель университета родительской культуры»
Опубликовано: 26 февраля 2013 в 18:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Современная модель университета родительской культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Михаленко (УИ 78744) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД