Ирина Гончарова
Современное воспитание в речевой культуре дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Наши дети начинают познавать мир взрослых в первую очередь через живое богатство речи, принимая и понимая со свойственной им любознательностью и доверием.
На эту же особенность познания дошкольниками окружающего мира через родное слово обращали внимание и русские педагоги. Одним из первых данную проблему стал изучать К. Д. Ушинский. Он и его последователи призывали родителей к внимательному и бережному развитию в детях чувства слова, которое берет начало в речевых традициях семьи.
Публикация «Современное воспитание в речевой культуре дошкольников» размещена в разделах
На основе исследований отечественных педагогов постараемся выявить особенности влияния семейного воспитания на формирование речевой культуры дошкольника. Младенец уже рождается с даром слова и развитие его языка начинается с первого года его жизни, а навык правильной речи приобретается в семье. Этот навык формируется благодаря природной подражательности детей и следованию ими примеру родителей. Только в нормальной, непринужденной атмосфере семьи дети могут до конца реализовать данную им свыше способность познания окружающего мира через богатство родной речи.
Исходя их этого, можно определить основные рекомендации родителям, направленные на формирование речевой культуры детей.
Во – первых: Родители непременно должны заботиться о том, чтобы дети с первых дней жизни слышали речь правильную, ясную, логически последовательную и по содержанию для них доступную. Следует избегать трудных и непонятных слов и выражений, но нельзя и подделываться под детский лепет.
Во- вторых: Родители должны с большой осторожностью относиться к собственной речи, никогда не забывать, что дети неизбежно переймут все особенности их речи, как достоинства, так и недостатки, а также учить их понимать как положительную, так и отрицательную семантику высказывания.
В-третьих: С детьми нужно говорить медленно, отчетливо и громко, добиваясь того, чтобы дети понимали смысл сказанного, обязательно учить отличать доброе высказывание от плохого.
В- четвертых: В качестве значимого средства развития речи детей рекомендуется постоянная речевая практика. Сюда входит как семейное чтение вслух и устные рассказы родителей, так и беседы с ребенком.
Материалом для чтения могут стать как литературные произведения, так и народные сказки. Сказки обладают высоким воспитательным и развивающим значением:- способствует становлению речи, является проводником высших чувств и понятий, источником эмоций.
Помимо семейного чтения вслух важным средством речевого развития детей в четыре года и пять лет является беседа с ребенком. Заботясь о развитии речи детей, говорить с ними нужно о том, что им дорого и близко, о том, что они сами испытали, пережили, видели. Очень важно проводить с детьми уроки наблюдения, потому что ребенок, слушая речь родителей сам учится говорить, рассказывает, что он видел или наблюдал, во что играл, что и как смастерил, нарисовал.
В детях очень развита способность к подражанию; значение этой способности велико и в деле развития речи. Поэтому родители, по- настоящему заботящиеся о языке своего ребенка, должны использовать эту способность в своем воспитании. Они могут воздействовать на них собственной личностью, художественными образами, выдвигаемыми литературой и другими искусствами, природой во всех её проявлениях. Опираясь на чувства своих детей при неизменном пособничестве живого слова, родители будут формировать их ум, эстетическое мировоззрение, с одной стороны, и развивать их речь – с другой.
Большое влияние на развитие речи оказывает и вся атмосфера родного дома, полная любви и тепла, и, конечно, многодетность семьи. Общаясь друг с другом, братья и сестры, безусловно делают большие шаги и в речевом, и в личностном развитии. Однако, современные родители часто небрежно относятся к собственной речи, а затем пожинают горькие плоды своего воспитания. Бывает, что родители вообще отстраняются от дела воспитания, поручая его людям наемным, часто не стремящимся к тому, чтобы привить своим воспитанникам любовь к родному языку.
Сегодня мы постоянно слышим о кризисе семьи и культуры. Вульгарная речь, жаргонизмы, сленг стали обыденным явлением. На таком языке говорят и родители, и дети. Важно родителям в домашнем кругу и в общественной среде избегать грубых, негативных высказываний, несущих скрытую или явную угрозу. Психологи убедительно доказывают, что дети слыша негативно окрашенную лексику из уст взрослых, подсознательно догадываются об отрицательном значении подобных слов и выражений, но часто принимают их за языковую норму. Более того, часто сквернословие ребенка, являясь отражением взаимоотношений в семье, становится своеобразным способом подражания взрослым или привлечения их внимания.
Поэтому так важно для родителей не только научить ребенка словарному разнообразию языка, но и научить его пребывать в состоянии речевой гармонии. Правильная, семантически положительная и лексически богатая речь родителей, чтение вслух, беседы с детьми- важнейшие традиции семьи, в которых заложена созидательная сила семейного воспитания.