Светлана Сергеевна Галкина
Проектная деятельность «Создание мини-музея в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Создание мини-музея в ДОУ является весьма актуальной темой, так как в первую очередь решается одна из главных задач педагогического коллектива, по взаимодействию с родителями, создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие в личности дошкольника. Мини-музей в ДОУ способствовует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.
Публикация «Проектная деятельность „Создание мини-музея в ДОУ“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.
Думаю, что мини-музей в ДОУ может стать сегодня одним из совершенных институтов воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми.
Гипотеза
Если организацию музея превратить в своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию, изображение и т. д., ребёнок вовлечётся в проект и перейдёт к позиции инициатора и активного участника, изъявит желание к дальнейшим творческим проектам.
Цель:
• создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;
• обогащение развивающей среды группы, ДОУ;
• использование новых форм работы с детьми и их родителями;
Задачи:
• формирование у дошкольников представления о музее;
• формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
• формирование активной жизненной позиции;
• развитие креативного и логического мышления;
• расширение кругозора дошкольников, через развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
• вовлечение родителей в жизнь группы, ДОУ.
Особенности мини-музея в детском саду:
• участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей;
• ребенок – активный участник оформления экспозиции музея;
• мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей, их родителей и педагога.
Методы и принципы работы:
При создании мини-музея используется метод системного подхода, подробно описанный А. М. Страунингом в пособии “Методы активизации мышления дошкольников”
Принцип системного подхода легко и доступно изложен в стихотворной форме (М. С. Гафитулин):
Если мы рассмотрим Что-то,
Это Что-то – для чего-то,
Это Что-то – из чего-то,
Это Что-то – часть чего-то.
Чем-то было раньше Что-то,
Чем-то будет это Что-то.
Есть противники у Что-то,
Много есть друзей у Что-то…
Что-то ты теперь возьми,
И в музее рассмотри.
Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражают специфику возраста детей данной группы.
Формы работы:
• Занятия – экскурсии.
• Занятия с элементами игры.
• Занятия с творческими заданиями.
• Исследовательская деятельность.
• Продуктивная деятельность.
• Самостоятельная деятельность.
Предполагаемый результат:
Если гипотеза подтвердиться, создание мини-музея позволит :
- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;
- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие. ;
- позволит пополнять мини –музей новыми экспозициями;
- помощь в усвоении детей элементов культуры, расширение словарного запаса путём подбора картотеки к экспозициям загадок,, пословиц, поговорок, интересных материалов.
- обогатит предметно –развивающую среду в ДОУ.
Этапы:
Первый этап — подготовительный.
На этом этапе происходит выбор темы, названия мини-музея, разработка его модели и выбор места расположения.
Второй этап — практический.
Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге. Непосредственное оформление мини-музея согласно разработанной модели.
Третий этап — функционирование мини-музея.
Экскурсии, беседы, игровые занятия, презентации.
Четвёртый - Обобщающий этап.
1. Что было сделано? 2. Что понравилось больше всего? (субъективный выбор) 3. Что нового узнали? 4. Что хотели бы еще узнать?5. С кем можно п оделиться полученными знаниями?
Виды детской деятельности:
Игровая. Двигательная. Познавательно-исследовательская. Коммуникативная. Чтение художественной литературы. Продуктивная. Музыкальная.
«Мини-музей» расположен в групповой комнате, на полочке, находящейся на доступном уровне детей, что обеспечивает свободный доступ к нему в любое время дня.
Наш «Мини-музей» имеет три направления:
1. Мини-музей «Животные и рептилии разных климатических поясов»
Расширяет представления детей об окружающем мире, знакомит малышей с животными и рептилиями разных климатических поясов; со сказками о них, развивает речь, формирует эмоциональное отношение к животным.
2. Мини-музей «Животные леса» от издательства ДеАгостини знакомит юных читателей с лесным миром и его жителями: лесником и очаровательными животными.
Мини-музей расположен в уголке природы. Он очень хорошо вписывается в интерьер группы. Музей дает возможность для общения детей и их родителей с миром лесных обитателей России, поддерживает интерес к миру природы, формирует проектно-исследовательские умения и навыки. Дает представление о разнообразии быта лесника Федора, его супруги Феклы. Так же материал используется для проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром, экологии, развития речи.
3. Мини-музей «Народно-прикладное искусство»
Приобщает дошкольников к культурно – эстетическим ценностям, побуждает к творческой деятельности; способствует обогащению представлений о природном и рукотворном мире; развивает познавательные интересы, интерес к устному народному творчеству, развивает эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников; воспитывает у детей патриотические чувства и духовность, интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам. Выделяет выразительные средства каждого вида творчества, учит понимать язык искусства.
Работа с родителями:
помощь в создании мини – музея;
организация праздников с участием родителей.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие ;Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
Совместная деятельность взрослого и детей:
Игровая (Уголок дидактических игр :лото, дорисуй по точкам, игры экологического хар-ра; пазлы и т. д.).
Двигательная (Подвижные игры).
Познавательно-исследовательская (Экскурсии, исследования)
Коммуникативная. (Беседы, проведение досугов, открытых занятий для родителей, создание экскурсионной группы
Чтение художественной литературы. (Разучивание загадок, пословиц, фольклора и т. д.)
Продуктивная (Функционирует выставка детского творчества: рисунки, поделки, аппликации, оригами и т. п.)
Музыкальная (Прослушивание тематических произведений)
Выв
b]од:[/b]
Проходя все этапы создания и работы «мини-музея», мы можем наблюдать, как приобщается маленький ребенок к миру общечеловеческих ценностей, расширяется его познавательный интерес и эмоциональное восприятие, расширяются границы его миро познания и любознательности, возрастает творческий потенциал. Гипотеза подтвердилась.