Марина Тюлегенова
Создание мини-музеев в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
«Для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку» - Е. И Тихеева.
Мини-музей - особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении. Сегодня мы с вами поближе познакомимся с таким видом организации работы, как создание мини-музея в ДОО.
Публикация «Создание мини-музеев в ДОО» размещена в разделах
Музей является игровым или интерактивным образовательным пространством, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, общаться со взрослыми, сверстниками по поводу увиденного. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Создание мини- музея может стать отдельным проектом детей, родителей, воспитателей. Преимущества при создании мини - музеев в ДОУ :
• Мини-музей расположен в ДОУ;
• Экспонаты можно трогать руками;
• Дети – создатели!
• Вносит разнообразие в развивающую предметно-пространственную среду
• Посетители – родители и дети ДОУ;
• Разнообразит и дополняет образовательный процесс.
Удобно разбить организацию мини-музея в развивающей среде на несколько этапов: подготовительный, практический и заключительный (обобщающий).
1. Подготовительный включает:
• выбор темы (планируется заранее, с учетом образовательной программы ДОУ, годового план; определяется родителями; определяется спонтанно по инициативе детей).
• определение путей создания системы мини-музеев,
• подготовка к участию в проекте педагогов, детей и родителей.
Тематика мини-музеев может быть различной. Выбор темы панируется заранее, с учетом образовательной программы ДОУ, годового план; определяется родителями; определяется спонтанно по инициативе детей. Это могут быть картинные галереи, фольклорные избы, горницы; это может быть мини-музей одной или разных игрушек, транспорта и т. д.
2. Практический (реализация проекта) включает:
• совместную реализацию идей первого этапа, т. е. создание мини-музеев (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов и т. п. ,
• работа с детьми и родителями (реализация перспективного плана, семейных проектов, музейных образовательных программ и т. д.).
2. Заключительный, обобщающий (представление и функционирование мини-музея) включает:
• торжественное открытие мини-музея,
• презентация мини-музея,
• проведение экскурсий и других мероприятий для ребят из других групп,
• пополнение экспозиции или замена экспонатов, изменение в оформлении и т. п.
Важная особенность создания мини-музея — это участие в их
создании не только педагогов, но детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они приносят из дома экспонаты, сами проводят мини – экскурсии. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Коллеги, как вы думаете, где можно расположить мини-музеи в нашем ДОУ?
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «приемные», спальных комнат, стены у входа в группу, лестничные площадки и т. п. Место расположения мини – музея имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Групповое помещение – Положительное-Возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации.
Можно в любое время обратиться к материалам музея.
Дети могут по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы к воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Отрицательное- Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы. Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея. Родители не имеют полного представления о работе детского сада.
Приемная – П -Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и в групповой комнате. Общение детей с родителями по темам музея. О - Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы.
Помещения для дополнительных занятий (муз. зал, физ. зал) – П-Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, здесь можно разместить мини-музей какого-нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели и т. д. О- Требуется проявить большие дизайнерские способности, чтобы музей привлекал к себе внимание детей.
Холлы –П- Возможность посещать мини-музей в любое удобное время. Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения.
О- Открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.
При выборе места размещения мини-музея необходимо учитывать, чтобы полки с экспонатами располагались на уровне глаз ребенка.
Воспитатель должен иметь возможность в любое время обратиться к материалам музея. Дети группы могут в любое время по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования, экспериментирование, проявлять творчество в продуктивной деятельности по теме мини-музея.
Выделяют несколько видов и тематик мини- музеев :
Экологический мини - музей
Палеонтологический мини - музей
Исторические мини-музеи
Краеведческие мини-музеи
Мини-музей родного края
Мини – музеи искусства
Мини-музей декоративно- прикладного творчества
Мини-музей музыкальных инструментов
Мини-музеи театрального искусства
Мини-музеи литературные
В этом учебном году одна из задач воспитательно-образовательного процесса: совершенствовать систему работы по приобщению нравственно-патриотических чувств к истории и культуре родного края. Так какой вид музея вы можете создать в своей группе? Конечно, создание краеведческих мини-музеев или музеев родного края наиболее актуально.
Задачи данных мини-музеев : познакомить детей с историей родного края, элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
-познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством, достопримечательностями родного края.
Тематики: «Мой дом- Оренбург», «Оренбуржье – наш край родной», «Мой родной город», «Достопримечательности Оренбурга», «Национальности Оренбургского края», «Оренбургский пуховый платок», «Полезные ископаемые», «Соль» и т. д. Тематика вашего мини-музея должна соответствовать теме вашей проектной деятельности.
Рекомендации по созданию мини-музея :
1. Если вы вынуждены ограничиваться небольшим помещением для создания музея, то: стройте работу с детьми так, чтобы экспонаты были доступны для обзора каждого посетителя; тщательно продумайте мини – зоны, которые соответствуют содержанию музея и формату имеющейся площади; заранее планируйте порядок сменяемости экспонатов музея и варианты их хранения вне музея (в так называемых «запасниках»).
2. Не перегружайте помещение музея витринами и стендами, оставьте место для музейного экспериментирования и организации тематических выставок для интерактивной работы с детьми.
3. Название мини – музея должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание (например, фольклорный мини – музей украсит название, выполненное в народном стиле; мини – музей песка – название, сделанное из песка, приклеенного к основе и т. д.).
4. Заранее продумайте освещение музея. Лучше всего дополнительно использовать элементы подсветки выставочных шкафов.
5. Не перегружайте помещение музея цветовыми оттенками. Пусть всё внимание будет обращено на экспозицию, а фон целесообразно выдержать в лаконичной гамме. На окна лучше всего подойдут жалюзи – они не отягощают пространства.
6. Мини-музей должен не только «хранить и показывать», но и обеспечивать активную деятельность детей в процессе образования. В мини музее вывешиваются схемы экспозиции, карты путешествий по ней, рисунки, знаки, отражающие нормы поведения. Для поддержания интереса детей к экспозиции в разных местах мини- музея могут периодически появляться различные «секретики»- задания, необычные экспонаты, сюрпризы. Наполняемость мини-музея зависит от выбранной темы, это могут быть не только экспонаты, но и лепбуки, открытки, магниты, дидактические игры, альбомы, макеты достопримечательностей, макеты подворий разных народов, куклы в разных национальных костюмах, посуда, предметы и игрушки быта, поделки и картины с изображением Оренбурга, книги об Оренбургском крае, ширмы, карта области, плакаты и т. д.
7. В мини – музее необходимо представить информационный материал с описанием экспонатов и дополнительной информацией (папки, карточки, ширмы и др.) ( описание экспоната: название; где собран; кем собран (изготовлен); информация об экспонате; как использовать в работе с детьми). Если в мини – музее представлены экспонаты, изготовленные детьми и родителями, то к ним прикрепляется бейджик, на котором указано: название экспоната, дата изготовления, фамилия – имя автора (либо, если экспонат собран и принесен: название; где собран; кем собран; краткая информация об экспонате; как использовать в работе с детьми).
8. Обязательно в мини – музее должны быть представлены знаки, отражающие нормы поведения в музее.
Мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину. Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.