Папки-передвижки

Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Анна Панова
Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

«Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение). Можно сказать, что финансовая грамотность – это умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять».

Публикация «Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Надо отметить, что, если у ребенка не сформировать правильное представление о денежных средствах, то у него может появиться собственное, зачастую неверное мнение. Детям необходимо донести, что деньги зарабатываются исключительно собственным трудом. Именно этим и обусловлена актуальность элементарного экономического (финансового) образования дошкольников. Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой сфере – это на сегодняшний день одна из наиважнейших проблем.

Финансовая грамотность детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является актуальной социально значимой проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Наш детский сад работает на повышение качества педагогической работы по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности. Вся работа выстраивается в нескольких направлениях: повышение компетентности педагогов; создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды; работа с детьми и родителями.

В рамках реализации первого направления (повышение компетентности педагогов) была проведена просветительская и практическая работа:

Консультации:

- «Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»;

- «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста»;

- «Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности старших дошкольников»;

- «Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста : методы, приемы и формы обучения».

Семинары-практикумы:

- «Игры по финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте».

- «Игры по финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте».

Педсовет:

- «Повышение качества педагогической работы по формированию логико-математической компетентности и основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности».

В рамках реализации второго направления работы МБДОУ по созданию развивающей предметно-пространственной среды по формированию основ финансовой грамотности в группах дошкольного возраста, созданы игровые экономические зоны, которые способствуют погружению в мир экономики, где происходит закрепление, систематизация полученных знаний и формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.

Игровые экономические зоны содержат:

- разнообразные дидактические игры;

- сборник пословиц и поговорок о деньгах.

- подобраны мультимедийные пособия: «Все о профессиях и труде», «Азбука денег тетушки Совы. Все серии», «Азбука финансовой грамотности. Смешарики. Все серии».

Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает условия для привлечения родителей к формированию интереса по экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка, способной адаптироваться к многообразному миру экономики.

В рамках обмена опытом и выявления качества проводимой работы в МБДОУ были проведены следующие мероприятия:

- Игра – квест «Путешествие в страну финансов».

- Мастер – класс для педагогов о значимости родительского авторитета средствами квиз-игры «Дети и деньги».

- Презентация из опыта работы: «Опыт работы по финансовой грамотности с дошкольниками».

Применялись такие формы организации педагогического процесса познания экономических представлений как: чтение художественной литературы. Чтение художественной литературы, экономических сказок и обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, экономически грамотно влияет на формирование финансовой культуры и нравственных качеств детей.

Игровые обучающие ситуации «Супермаркет», «Парикмахерская» и другие игры, способствовали формированию понятий и представлений по финансовой грамотности. Дети имели возможность закрепить экономические термины и понятия, а так же получали необходимые знания о значимости профессий, о том, что результат труда людей оплачивается деньгами.

В детском саду в ходе образовательной деятельности мы воспитываем у детей ценностное отношение к труду, к его результатам, дети знакомятся со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями : деньги, труд, цена, честность, экономичность. Но следует понимать, что именно семья является первичной средой, которая способствует формированию экономического сознания и культуры, в котором ребенок познает экономические понятия и ценности. Именно поэтому работу по экономическому воспитанию необходимо выстраивать так же с участием родителей.

В связи с этим, реализация четвертого направления проходила через организацию работы с родителями. Применяются различные формы взаимодействия с родителями, к ним относятся:

- консультации («Финансовая грамотность детей», «Как научить ребенка трудиться»).

- памятки-рекомендации («Куда тратятся деньги», «Покупай правильно», «Как можно сьекономить деньги в семье», «Финансовая грамотность дошкольников», «Как научить детей обращаться с деньгами», «Азы финансовой культуры для дошкольников», «Родителям об экономическом воспитании детей», «Формирование финансовой грамотности в игровой деятельности»).

- индивидуальные консультации по запросу родителей.

Тесный контакт с семьями помог выработать общий подход, а так же обеспечить логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.

Подводя итог, можно отметить, что создание в учреждении условий для формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста эффективны.

Проводимая работа дала возможность добиться положительных результатов по формированию основ финансовой грамотности. У детей повысился интерес и уровень их знаний экономического содержания, видна положительная динамика формирования финансовой культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшего развития деятельности по обогащению созданных в детском саду условий, направленных на формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособийФормирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособий Дидактические игра «Откуда можно взять монеты и где их хранить?» Для игры используются дидактические материалы: «Где можно хранить деньги»,.

Игры для формирования предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возрастаИгры для формирования предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста «Формирования предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста»(из опыта работы) На сегодняшний день Федеральный государственный.

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 июля 2025 в 14:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Панова (УИ 1493914) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных