Анна Панова
Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
«Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение). Можно сказать, что финансовая грамотность – это умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять».
Публикация «Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Надо отметить, что, если у ребенка не сформировать правильное представление о денежных средствах, то у него может появиться собственное, зачастую неверное мнение. Детям необходимо донести, что деньги зарабатываются исключительно собственным трудом. Именно этим и обусловлена актуальность элементарного экономического (финансового) образования дошкольников. Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой сфере – это на сегодняшний день одна из наиважнейших проблем.
Финансовая грамотность детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является актуальной социально значимой проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Наш детский сад работает на повышение качества педагогической работы по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности. Вся работа выстраивается в нескольких направлениях: повышение компетентности педагогов; создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды; работа с детьми и родителями.
В рамках реализации первого направления (повышение компетентности педагогов) была проведена просветительская и практическая работа:
Консультации:
- «Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»;
- «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста»;
- «Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности старших дошкольников»;
- «Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста : методы, приемы и формы обучения».
Семинары-практикумы:
- «Игры по финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте».
- «Игры по финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте».
Педсовет:
- «Повышение качества педагогической работы по формированию логико-математической компетентности и основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности».
В рамках реализации второго направления работы МБДОУ по созданию развивающей предметно-пространственной среды по формированию основ финансовой грамотности в группах дошкольного возраста, созданы игровые экономические зоны, которые способствуют погружению в мир экономики, где происходит закрепление, систематизация полученных знаний и формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.
Игровые экономические зоны содержат:
- разнообразные дидактические игры;
- сборник пословиц и поговорок о деньгах.
- подобраны мультимедийные пособия: «Все о профессиях и труде», «Азбука денег тетушки Совы. Все серии», «Азбука финансовой грамотности. Смешарики. Все серии».
Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает условия для привлечения родителей к формированию интереса по экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка, способной адаптироваться к многообразному миру экономики.
В рамках обмена опытом и выявления качества проводимой работы в МБДОУ были проведены следующие мероприятия:
- Игра – квест «Путешествие в страну финансов».
- Мастер – класс для педагогов о значимости родительского авторитета средствами квиз-игры «Дети и деньги».
- Презентация из опыта работы: «Опыт работы по финансовой грамотности с дошкольниками».
Применялись такие формы организации педагогического процесса познания экономических представлений как: чтение художественной литературы. Чтение художественной литературы, экономических сказок и обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, экономически грамотно влияет на формирование финансовой культуры и нравственных качеств детей.
Игровые обучающие ситуации «Супермаркет», «Парикмахерская» и другие игры, способствовали формированию понятий и представлений по финансовой грамотности. Дети имели возможность закрепить экономические термины и понятия, а так же получали необходимые знания о значимости профессий, о том, что результат труда людей оплачивается деньгами.
В детском саду в ходе образовательной деятельности мы воспитываем у детей ценностное отношение к труду, к его результатам, дети знакомятся со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями : деньги, труд, цена, честность, экономичность. Но следует понимать, что именно семья является первичной средой, которая способствует формированию экономического сознания и культуры, в котором ребенок познает экономические понятия и ценности. Именно поэтому работу по экономическому воспитанию необходимо выстраивать так же с участием родителей.
В связи с этим, реализация четвертого направления проходила через организацию работы с родителями. Применяются различные формы взаимодействия с родителями, к ним относятся:
- консультации («Финансовая грамотность детей», «Как научить ребенка трудиться»).
- памятки-рекомендации («Куда тратятся деньги», «Покупай правильно», «Как можно сьекономить деньги в семье», «Финансовая грамотность дошкольников», «Как научить детей обращаться с деньгами», «Азы финансовой культуры для дошкольников», «Родителям об экономическом воспитании детей», «Формирование финансовой грамотности в игровой деятельности»).
- индивидуальные консультации по запросу родителей.
Тесный контакт с семьями помог выработать общий подход, а так же обеспечить логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.
Подводя итог, можно отметить, что создание в учреждении условий для формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста эффективны.
Проводимая работа дала возможность добиться положительных результатов по формированию основ финансовой грамотности. У детей повысился интерес и уровень их знаний экономического содержания, видна положительная динамика формирования финансовой культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшего развития деятельности по обогащению созданных в детском саду условий, направленных на формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.