Лучший педагог года

«Спасите наши души! Воздействие СМИ на детей дошкольного возраста. Психологическая безопасность. Что делать?»

Наталья Зарубина
«Спасите наши души! Воздействие СМИ на детей дошкольного возраста. Психологическая безопасность. Что делать?»

«Надо всеми силами собирать, проверять и изучать. объективные данные, касающиеся поведения и настроения не отдельных лиц и групп, а масс.»

В. И. Ленин

Действительно, о воздействии, его оказываемом эффекте правители, вожди, да и просто люди имеющие, хоть какое-то отношение к власти задумывались и раньше. А сейчас? О воздействии на массы, т. е. на большое количество людей, как о термине, подвергаемом изучению указывается в источниках от 30-х годов прошлого столетия, но более детально исследования описываются только в 90-х годах. Существуют разные формулировки в понимании информационной психологической безопасности (Г. Л. Смолян, С. Ю. Решетина, А. В. Брушлинский, С. К. Рощин, Г. В. Грачев и др.). Но, в данном случае уместно предполагать, что психологическая безопасность – это когда мишенью оказывается сам процесс построения образа чего-либо, осознания собственных проявлений и переживаний. Поэтому психологическую безопасность предлагаю понимать следующим образом – состояние информационной среды и условия жизнедеятельности общества, не способствующие нарушению целостности, адаптивности (всех форм адаптации, функционирования и развития социальных субъектов (отдельного человека, групп, общества в целом). Здесь мы имеем дело с таким пониманием информационной среды, реальных условий и их взаимодействия, где они безопасны для психических проявлений и духовной жизни социальных субъектов. Замечу, что в исследованиях вышеупомянутых авторов речь идет о личности, т. е. о человеке с уже сформировавшимися суждениями, мнениями, отношениями. Состояние же современной информационной среды настолько доступно, не разграничено в воздействии по аудиториям старшего или младшего поколения, что воспользоваться или поглощать бессознательно, просто как фон, может даже младенец. Информацию в современном мире можно сравнить, разве что с потоком горячей, движущейся лавой, она захватит вас в любом случае, от нее никуда не деться! И она несется, сметая, поглощая все на своем пути! Круглосуточные мультканалы, бесперебойное интернет общение в играх-стрелялках, в которых игрок все время должен убивать, чтобы остаться в живых, фильмы ужасов, аудио и видео реклама всего чего только можно придумать, газеты, журналы, несущие в себе скрытый смысл, не всегда понятный или еле уловимый даже для взрослого, образованного человека. Не оказаться в эпицентре сложно, но выбор есть всегда. Психологи поясняют, выбор – процесс осознанный, волевой, а может ли быть он у ребенка, если произвольная волевая регуляция начинает формироваться только в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет? Над этим стоит подумать! Поглощение информации, замечу любой, происходит с раннего детства. Погружаясь в поток, детская психика, чувствительная и чистая как лист, привыкает и усваивает быстроту, смену событий, без прочувствования, без проживания. Ведь, основная цель при подачи информации сводится в основном быстро, выгодно и много продать – это воздействие, это агрессия. И это все процесс, он нескончаем – это жизнь, ребенок растет, развивается, формируется как, какая-никакая, но личность. Современные исследования дают понять, что дети не могут выдержать пребывания сами с собой, без телевизора, интернета, радио. В своей практике я наблюдаю, как претерпевает изменения детская игра, как стали рудиментами в самостоятельной игре «Ручеек», «Сломанный телефон», «Цепи кованы! Разбейте нас!», «Казаки-разбойники». Казалось бы, примитивные игры, но они то и настраивали на правила взаимодействия, даже полоролевые. Нового в замен не придумали. Дети становятся поглотителями информации извне и потеряли способность концентрировать свое внимание на себе, полагаться в своих действиях на свои собственные потребности, желания. Интернет не проблема – проблема в том, что с его помощью дети уходят в виртуальный мир теряя суть живого человеческого контакта. Включенный телевизор с младенчества, как фон, провоцирует в итоге воспринимать негативную информацию, насилие, безразборный секс, как норму, не размышлять, а выдавать уже правильно и четко уложенные, сформулированные кем-то мысли за свои. Это включают, смотрят родители – значимые люди в жизни и судьбе. Создают информационные продукты и поводы, тоже взрослые и тоже, наверное родители. И вот, так простым нажатием кнопки на мониторе или пульте формируется представление о мире, культуре. Ложные и истинные ценности перемешаны, отделять их нет времени, оно стало дефицитом десятилетия. Родитель, воспитатель, учитель – загнанны в рамки формальности, отчетности, создания интернет иллюзии (блоги, сайты о профессиональной деятельности). Проблема еще и в том, что запретив все это мы не даем вариантов адекватного существования, взаимодействия в реальном мире, наши дети не чувствуют себя нужными, любимыми в семье. Можно сколько угодно, работать над развитием речи, хореографией, музыкальных способностей, слушать сказки, которые читает воспитатель, возможно единственный человек, делающий это в жизни ребенка. А в них и заложены все самые главные смыслы, ценности о чистоте, непорочности, добре и зле, вере в себя, любви, семье. Но, дома продолжается сериал «Букины», утром в группе дети обсуждают события в передаче «Дом-2». На встречах с родителями просто показываю к чему это может привести, например репортаж «Правда о мультфильмах». Потом, не обсуждаем, всем все понятно и расходимся по домам, сложно это, признавать свою СО-причастность, ответственность в формировании и спасении души своего ребенка. Мишень – семья, ее развитие, ее идеал. Да, услышит слушающий, да, увидит зрячий, да, найдет ищущий!

Публикация «„Спасите наши души! Воздействие СМИ на детей дошкольного возраста, Психологическая безопасность, Что делать?“» размещена в разделах

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Гусеничка»Дидактическое пособие «Гусеничка» Уважаемые коллеги! Представляю вам следующее дидактическое пособие: "гусеничка".Это пособие было выполнено тоже с помощью родителей. Спасибо.

Интерактивная игра по валеологии «Здоровый малыш» Цель игры:Закрепить знания детей о правилах личной гигиены; Учить правильно и бережно относиться к своему здоровью. Правила игры:Эта игра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Спасите наши души! Воздействие СМИ на детей дошкольного возраста. Психологическая безопасность. Что делать?»
Опубликовано: 5 апреля 2014 в 09:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД