Лучший педагог года

Конспект занятия «СПВ или снова о стрессе» в рамках реализации программы работы психолога с коллективом РЦ «Путь к себе»

Светлана Понкратова
Конспект занятия «СПВ или снова о стрессе» в рамках реализации программы работы психолога с коллективом РЦ «Путь к себе»

Цель:

- расширить представления у участников тренинга о причинах возникновения стресса;

- информировать о методах и приёмах снятия негативного напряжения;

- способствовать снижению психоэмоционального напряжения у участников тренинга.

Оборудование: цветные карандаши, бумага, ручки, релаксационная музыка, цветные листочки, коробка с надписью «Моё настроение», бланк с изображением восьми домиков, названиями восьми чувств и силуэтом человека; солнце.

Ход:

Психолог : - Здравствуйте, коллеги!

Публикация «Конспект занятия „СПВ или снова о стрессе“ в рамках реализации программы работы психолога с коллективом РЦ „Путь к себе“» размещена в разделах

Как известно, любая профессиональная деятельность накладывает свой заметный отпечаток на характер человека. Так, не секрет, что многие из нас, длительное время работающие в данной системе, отличаются повышенной категоричностью, уверенностью в своей правоте, непринятием другой точки зрения, авторитарностью позиций, стремлением "поучать".

Психолог : - Послушайте «Притчу о профессоре» :

Психолог : - Часто у нас, коллеги, так обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут, и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует. Можно думать о проблеме, но, как правило, это не к чему не приводит. Её “вес” не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши её или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни, которые парализуют тебя

Необходимо своевременно снимать эмоциональное напряжение, разрешать трудную ситуацию. Иначе она подобно неваляшке в любую минуту напомнит о себе. Подобный раздражитель вновь вызовет стрессовую ситуацию.

В профессиональной деятельности также могут возникать различные проблемные ситуации, которые в свою очередь могут вызвать эмоциональное напряжение, эмоциональное истощение, стресс, депрессию и т. д., и в некоторых случаях привести к заболеваниям. Для того, чтобы это не случилось нужно уметь выстроить психологические барьеры, научиться снижать эмоциональное напряжение и т. д.

- Что такое «эмоциональное выгорание»? Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт -часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки – это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое эмоциональное «выключение» человека получило название «синдром эмоционального выгорания».

По мнению известного психолога Виктора Бойко, «эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». Другими словами, выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Выгорание – это своеобразный уход, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс, фрустрацию или разочарование (речь может идти не только о работе)

Самый показательный симптом выгорания – это изменение отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям. Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с

положительными эмоциями, заряженный энергией, ему все нравится, он

«рвется в бой", готов делать практически все. Когда наступает эмоциональное выгорание, он становится безразличным и циничным к своей работе, и к коллегам по работе.

Психолог : - Уважаемые коллеги, прошу Вас занять удобное положение, расслабиться.

- Прочувствуйте, пожалуйста, в каком состоянии, настроении Вы сейчас находитесь, охарактеризуйте его одним - двумя словами.

- Все чаще мы слышим термин «эмоциональные расстройства». За этим стоят страхи и тревога, чрезмерная восприимчивость, обидчивость, плаксивость и агрессивность, чувство подавленности и одиночества, и многое другое. Не только детям, но и взрослым не просто разобраться в своих чувствах. Нередко чувства руководят поступками, и сожаление об этом приходит лишь «задним числом».

Попробуем перевести все это на символический язык. Представьте, что внутри нас находится целая страна, в которой есть король, есть Дума, множество придворных и простых граждан. Если глава страны слаб, находится в заточении или изгнании, страной правят слуги. Однако, они не обладают той мудростью, что дана королю, поэтому совершают ошибки.

Теперь становится понятной истинная причина эмоциональной и поведенческой неадекватности: всему виной слуги, неправильно занявшие свои места. И, безусловно, король, забывший о своих обязанностях.

Упражнение «Волшебная страна чувств»

«Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство живет в доме определенного цвета. Кто-то живет в синем, кто-то в зеленом, и др. У Вас есть цветные карандаши. Пожалуйста, помогите жителям и раскрасьте домики».

- Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Посмотрите – вот карта страны чувств (показываем силуэт человека) она пуста. Для этого возьмите, пожалуйста, свои волшебные карандаши.

Символически делим силуэт человека на пять зон:

- голова и шея (ментальная - мыслительная деятельность)

- туловище до линии талии, исключая руки (эмоциональная деятельность)

- руки без плеч (коммуникативные функции)

- тазобедренная область (интимная область + творческие способности)

- ноги (чувство «опоры», уверенность, а также возможность заземления негативных переживаний)

Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Предлагается участникам тренинга нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная деятельность, семья и личная жизнь.

В другом круге – их идеальное соотношение.

Есть различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего? От кого или от чего это зависит?

Упражнение «Стресс в моей жизни»

На заранее приготовленных карточках зафиксированы различные жизненные ситуации, являющиеся стрессорами (увольнение с работы, полученная ребенком двойка и т. д.) Эти карточки раздаются участникам.

В полной тишине и не показывая карточки друг другу, постройтесь в шеренгу. Каждый занимает то место, которое, на его взгляд, соответствует силе воздействия указанного в карточке стрессора. Таким образом, первым в шеренге должен оказаться самый сильный стрессор.

После того как все участники найдут свое место в строю, зачитываются ситуации. Теперь уже сообща нужно построиться в шеренгу.

- Одну и ту же ситуацию одни участники причисляют к наиболее стрессогенным, а другие – к нейтральным или вовсе не травмирующим событиям.

Психолог : - А сейчас поговорим о способах саморегуляции.

Саморегуляция — это управление своим психо-эмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

I. Способы, связанные с управлением дыханием

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

(далее дыхательные упражнение проводятся под спокойную музыку)

Упражнение № 1

Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

На счет 1–2–3–4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);

- на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;

- затем плавный выдох на счет 1–2–3–4–5–6;

- снова задержка перед следующим вдохом на счет 1–2–3–4.

Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Упражнение № 2

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка.

Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Упражнение № 3

Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох:

— глубоко выдохните;

— задержите дыхание так долго, как сможете;

— сделайте несколько глубоких вдохов;

снова задержите дыхание.

Психолог : - Подошла к концу наша встреча. Давайте из ваших ладошек создадим «Солнышко». Выберете цвет, который вам ближе. Обведите ладошку и напишите свое имя в центре. Передайте ладошку коллеге, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки.

Затем мы приклеим получившиеся ладошки (лучи) к центру солнца (подготовленному заранее).

- Хотелось бы пожелать всем успехов и творчества в работе. Чтобы работа приносила радость и удовлетворение. Чтобы в душе всегда светило солнышко и все ваши пожелания друг к другу исполнились.

- Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Опыт работы по реализации программы «Социокультурные истоки» Доклад по теме: Опыт работы по реализации программы «Социокультурные истоки». Автор: воспитатель МБДОУ детский сад «Красная шапочка» Семушина.

Фотоотчет «Экскурсия по главной улице родного села в рамках реализации парциальной программы «Край родной, навек любимый»Фотоотчет «Экскурсия по главной улице родного села в рамках реализации парциальной программы «Край родной, навек любимый» Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью воспитания детей в нашем детском саду. Взрастить.

Конспект занятия по английскому языку у дошкольников в рамках дополнительного образования «О себе» НОД: «Веселый английский» Тема: «О себе» Оборудование: игрушка Teddy bear, бумажный поезд, цветные карандаши, раскраска с поездом для каждого.

Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение»Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение» Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение» Воспитатель высшей категории: Татьяна Григорьевна.

Отчет об экскурсии «По осенним дорожкам моей малой Родины» в рамках реализации парциальной программы по НПВ «Край родной…»Отчет об экскурсии «По осенним дорожкам моей малой Родины» в рамках реализации парциальной программы по НПВ «Край родной…» В рамках реализации задач парциальной программы по нравственно-патриотическому воспитанию «Край родной, навек любимый» специалистами МБДОУ.

Презентация адаптированной программы по реализации основной общеобразовательной программы педагога-психолога АДАПТИРОВННАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте 6-7 лет группы.

Развитие сенсорных способностей детей в рамках реализации инновационной программы Лыковой И. А «Цветные ладошки» Актуальность проблемы. Во все времена, сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания.

«Посиделки в русской избе». Развлечение для детей ЗПР от 4 до 5 лет в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» Развлечение «Посиделки в русской избе» Програмное содержание: • познакомить с историей и традициями русского народа; • научить понимать.

Система работы педагога-психолога в рамках классно-обобщающего контроля «Система работы педагога-психолога в рамках классно-обобщающего контроля» Педагог-психолог МБОУ Манычская СОШ: Ледяева О. Г. Внутришкольный.

Современные формы взаимодействия ДОУ с родителями в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании» Приоритетными задачами детского сада, является обеспечение охраны жизни и здоровья каждого ребенка. Питание детей имеет огромное значение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «СПВ или снова о стрессе» в рамках реализации программы работы психолога с коллективом РЦ «Путь к себе»
Опубликовано: 6 декабря 2019 в 13:36
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД