Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия «Старинные обычаи на Руси»

Светлана Лазебная
Конспект интегрированного занятия «Старинные обычаи на Руси»

Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.

Задачи:

Дать представление детям о купании, одевании, укачивании ребенка в старину.

Закрепить знания старинных русских имен: Тимофей, Матрена, Евдокия и др

Упражнять в нетрадиционной технике рисования (роспись пером, выполняя элементы: волнистые линии, листики, точки.

Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, лапти, чугунок; определениями: старинный, колыбельная.

Развивать связную речь, внимание, память, мышление.

Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

Публикация «Конспект интегрированного занятия „Старинные обычаи на Руси“» размещена в разделах

Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение.

Предварительная работа: беседы на темы «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»; расписывание плоскостных и объемных форм из соленого теста пером; ознакомление с техникой рисования пером; чтение русских народных сказок, былин; рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.

Оформление: волшебный камень с письмом, атрибуты весеннего леса и русской избы, кукла-малыш, уголек, зернышки пшеницы, монетки, таз с водой, полотенце, русская рубашка, колыбелька, заготовки из соленого теста «Оберег», перышки, палитры с гуашью (желтая, красная, зеленая, баночки с водой, влажные салфетки.

Программное обеспечение: Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Реализация Федеральных государственных требований: интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, чтение художественной литературы.

Образовательные ресурсы: Виноградов Г. С. «Русский фольклор», Лавреньтева Л. С. Культура русского народа: «Обычаи, обряды, занятия, фольклор», Руднев В. А. «Обряды народные и обряды церковные»,Князева О. Л. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.»

Сценарий организации НОД:

Дети входят в групповую комнату.

Воспитатель: Дети, а вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Воспитатель: Я вас приглашаю в путешествие по весеннему лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу?

Дети: Деревья, цветы, камень.

Воспитатель: Дети, что же это за камень?

Дети: этот камень упал из космоса; этот камень из сказки; он волшебный.

Воспитатель: А камень – действительно не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь – много интересного найдешь.

Дети, куда же пойдем?

Дети: Направо.

Воспитатель: А почему?

Дети: налево находится комната, где мы спим, в другой группе мы уже были.

Воспитатель: Ну, что же, в путь!

Дети проходят в зону «русская изба».

Воспитатель: Дети, куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети: В русской избе.

Воспитатель: А как вы думаете, зачем мы попали в русскую избу?

Дети: Чтобы узнать, как раньше жили люди.

Дети рассматривают самовар, печку, деревянную посуду.

Воспитатель: (показывает чугунок) Дети, вспомните, что это?

Дети: Чугунок.

Воспитатель: Для чего нужен чугунок?

Дети: В нем варили кушать.

Воспитатель: (показывает лапти) Дети, а это что?

Дети: Лапти.

Воспитатель: А для чего нужны лапти?

Дети: Их одевали на ноги.

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель: Дети, что это за звук?

Дети: Кто-то плачет?

Воспитатель: (достает из колыбельки куклу) Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш, он только сегодня родился, поэтому плачет. Давайте его покачаем.

Ребенок качает, плач стихает.

Воспитатель: С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена: Тимофей, Матрёна, Евдокия. Выбирают одно имя - ребеночка называют Егор.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его все будут называть ласково. Как можно ласково назвать Егора?

Дети: Егорушка.

Воспитатель: А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Дети: Сейчас меня зовут Даша, а когда я вырасту, то меня будут звать Дарьей. Меня зовут Сашенька, а будут называть Александра и т. д.

Воспитатель: Молодцы. А вы знаете, что обозначает имя Егор?

Дети: Нет.

Воспитатель: Это имя обозначает - хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы Егорушка вырос и у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, готовясь к занятию, я посмотрела о значении ваших имён в интернете и сейчас вам расскажу (воспитатель рассказывает о значении имен: Александра, Андрей, Арсений, Дарья и т. д.).

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что же это? (Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки).

Дети: Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель: А вы знаете, зачем нашему Егорушке эти предметы?

Дети: Нет!

Воспитатель: Раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Ребёнок кладет уголек.

Воспитатель: Когда клали уголек, говорили: «Привыкай к домашнему теплу».

Дети повторяют. Индивидуально спрашиваю 3-4-х человек.

Ребёнок кладёт зёрнышко.

Воспитатель: Когда клали зернышко говорили: «Будь всегда сыт».

Дети: Будь всегда сыт.

Ребёнок кладет денежку.

Воспитатель: Когда клали монетку, говорили: «Будь всегда богат».

Дети: Будь всегда богат.

Воспитатель: А теперь давайте искупаем Егорушку. А что приговаривали, когда купали ребёнка. Давайте вспомним потешку.

Дети:

Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки -

Полное ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

Бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Воспитатель: А теперь давайте вытрем Егорушку. А что же приговаривали, когда вытирали?

Дети говорят потешку:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель: Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?

Дети: Одевали.

Воспитатель: А оденем мы ребёночка в отцовскую рубашку. Родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они.

Воспитатель: Когда надевали рубашку, родители приговаривали: «Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается». Предлагает детям повторить.

Воспитатель: Одели мы нашего Егорушку, а теперь будем укладывать спать! А куда клали спать ребеночка?

Дети: Не знаем.

Воспитатель: В колыбельку. Это кроватка куда клали и качали ребёнка. В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребёночка можно было качать в любую сторону.

Дети кладут ребёнка в колыбельку.

Воспитатель: А пока он будет засыпать, давайте поиграем в русскую народную игру «Ворон».

Дети:

Ой, ребята, та-ра-ра (идут по кругу)

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)

В позолоченных серьгах (показывают серьги)

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (показывают игру на трубе)

Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)

Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)

Да (поднимают и опускают руки)

Воспитатель: Ребята, а мне кажется, что наш малыш не спит. Давайте мы споём ему колыбельную. Колыбельная – это песенка, под которую засыпает ребёнок. (Закрепление нового слова).

Дети поют совместно с воспитателем:

Баю-баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, - говорит, -

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!

Воспитатель: Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная? Чем?

Дети: Да, она нежная, ласковая, спокойная.

Воспитатель: А когда вы вырастете, тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. И у нашего Егорушки сегодня первый день рождения. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Оберег-это предмет, который защищал и охранял людей от бед. (Закрепление нового слова)

Воспитатель: Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит.

Дети садятся за столы, педагог напоминает об осанке, показывает образец готового оберега.

Воспитатель: Из чего он сделан?

Дети: Из соленого теста.

Воспитатель: А какими узорами расписан?

Дети: Точками, волнистыми линиями, листочками.

Воспитатель: Дети, мы с вами сейчас находимся в русской избе и расписывать будем по старинным обычаям. А вы знаете, чем рисовали на Руси?

Дети: Перышками.

Воспитатель: Да, гусиными перышками. Дети, возьмите правильно гусиные перышки и приступайте к работе. Воспитатель помогает детям наводящими вопросами, хвалит за аккуратность, оригинальность творчество и т. п.

Воспитатель: А теперь давайте подарим Егорушке сделанные нами обереги, пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети: Никогда не болей, будь здоров. Расти сильным, крепким да удалым. Слушай отца-батюшку да родную матушку. Будь добр, и пусть тебе встречаются добрые люди. Живи-поживай, да добра наживай.

Воспитатель: Ребята мы побывали в гостях в русской избе. Вам было интересно?

Предлагаю детям выбрать фишки: красные, если было интересно, синие -нет. Объяснить, что понравилось или не понравилось.

Воспитатель: Вот сколько нового мы узнали о русских традициях, а в следующий раз мы познакомимся с ещё одной русской традицией - встречей птиц, русским народным праздником «Сороки» Спасибо, ребята, за вашу работу, за старание.

Публикации по теме:

Планирование НОД по рисованию «Каргопольская игрушка»Планирование НОД по рисованию «Каргопольская игрушка» «Платочек – каргопольская роспись».Цели и задачи:Продолжать знакомить детей с росписью каргопольской игрушки (барышень); учить выделять.

Планирование НОД по рисованию «Мезенская роспись».Планирование НОД по рисованию «Мезенская роспись». «Мезенский конь».Предварительная работа: Д/у «Мезенские прописи» - упражнять детей в рисовании узоров и элементов мезенской росписи в клеточках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Старинные обычаи на Руси»
Опубликовано: 27 сентября 2014 в 10:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД