Лучший педагог года

Сторителлинг — интерактивная технология работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников

Галина Шишова
Сторителлинг — интерактивная технология работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников

Описание опыта работы на тему:

«Сторителлинг – интерактивная технология работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников»

Хочу поделиться с вами интересной и простой в обращении педагогической технологией - сторителлинг.

Это не просто педагогическая технология развития и воспитания, это удивительный мир встречи с детством, его сохранения и понимания его самых главных секретов. Технология сторителлинг, которая зарекомендовала себя как довольно результативное средство построения внешних и внутренних коммуникаций. Она не требует затрат и может быть использована в любом месте и в любое время.

Публикация «Сторителлинг — интерактивная технология работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников» размещена в разделах

В настоящее время данная технология активно используется в образовании, в том числе, и в дошкольном. Сторителлинг - интерактивная технология, которая позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения, творчества, коммуникативных качеств детей.

Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа.

Сторителлинг разработал человек далёкий от педагогики, глава крупной международной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. Сторителлинг – это искусство создавать яркие и запоминающиеся истории.

Разрабатывая данную технику, Дэвид Армстронг принял к сведению известный общепсихологический фактор: истории выглядят более живыми, интересны, увлекательны и проще соединяются с личным опытом, нежели принципы или директивы.

Они быстро запоминаются, им дают больше значимости и их влияние на поведение людей сильнее.

Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в доскональном переводе звучит как «рассказывание истории». Однако, в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сочинительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа. Первоначально технология сторителлинг зарекомендовала себя как довольно результативное средство построения внешних и внутренних коммуникаций.

В настоящее время данная технология активно используется в образовании, в том числе, и в дошкольном.

Давайте отправимся по страницам сторителлинга.

А это значит – добро пожаловать в детство.

Глава 1. «Что такое сторителлинг, и каким он бывает»

Для чего детям нужны сказки, истории, мультфильмы и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека.

По сути, любая из этих форм повествования является направлением сторителлинга.

Сторителлинг – педагогическая технология, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересными героями, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Педагогический сторителлинг, как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга:

С дошкольниками можно использовать несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

1.В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию.

При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную информацию: правила, теории и пр., которые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории.

2.В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

Данный вид сторителлинга содействует передаче не только теоретического, но и практического знания, которое закономерно не формируется и словесно никак не выражается.

Оно особенным способом выражается в практической продуктивной деятельности и предполагает собой передачу умений и навыков.

3.Цифровой сторителлинг это формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, картинки и др.).

Глава 2. «Сторителлинг в стране детства»

Остановимся подробнее на видах сторителлинга, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в нем в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Этот вид сторителлинга применяется в тех случаях, когда над правильным решением преобладает понимание какой-либо проблемы. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, так как его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.

Сторителлинг на основе повествования: в этом виде вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса детей к теме.

Сторителлинг на основе сценария: здесь ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для редко происходящих ситуаций, или когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям детей и помогает применять их в реальном мире.

Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: это очень хороший способ решения проблем с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста:

- Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

- Технология сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

- Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность.

- Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности с детьми. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории так как сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод подачи любого материала.

- Использование метода сторителлинг в работе с детьми с ОВЗ способствует успешной адаптации их в коллективе сверстников.

- Сторителлинг объединяет родителей и детей; активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс помогает решать вопросы взаимопонимания и воспитания детей.

Глава 3. «Структура сторителлинга»

Начало. Оно, как правило, должно быть коротким, играет немаловажную роль, ставя вопрос или обозначая проблему, которую необходимо решить. Совершить это необходимо так, чтобы вызвать у детей интерес и увлечь их. Начало истории должно захватить внимание детей и удерживать их интерес. Вступление к истории должно быть связано с главной темой. Оно сосредотачивает внимание детей на вопросе или проблеме, которым она посвящена и в завершении истории будет получен ответ на данную проблему. Кроме того, вступление должно обращаться к реальному опыту детей, не должно включать в себя подсказки к решению проблемы рассказываемой истории.

Середина. Здесь происходит развитие событий. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в начале. Данная часть истории делает проблему острее, и тем самым создает определенное напряжение. Ситуация не становится разрешенной. По сути, она становится еще сложнее. Когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть накаленной, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение. Решение зависит от фантазии детей.

Конец. Он подытоживает рассказ. Чаще всего бывает кратким. Как в басне - мораль.

Цели и задачи Сторителлинга

Остановимся на наиболее важных моментах, которые необходимо учитывать при создании истории для детей дошкольного возраста.

Цель сторителлинга– захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Задачи:

- обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;

- систематизировать и донести информацию;

- обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;

- наглядно мотивировать поступки героев;

- сформировать желание общаться.

Какие возможности дает сторителлинг?

Прежде всего, необходимо учитывать возрастные особенности детей, в том числе интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития.

В истории должен быть определенный персонаж или герой. У каждого из них должны быть особенные черты характера, которые будут отображаться в изложенных событиях. Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию.

История должна вызывать чувства эмпатии представленным персонажам, представляя себя на его месте.

Можно использовать открытые вопросы в адрес детей, которые привлекают детей к участию в рассказанной истории. Нужно понимать, что изложение фактов - это ещё не история. Дети целостно воспринимают мир. Исходя из этого, необходимо добавлять эмоциональный фон к фактам. И нельзя выпускать из виду чувство юмора, оно может помочь разрешить любые проблемы. Кроме того, не стоит забывать то, что воображение и фантазия у детей более гибкие, нежели у взрослого.

Поощрение воображения ребенка содействует формированию метафорического языка. А общеизвестно, что метафоры основательно попадают в наше подсознание. Символический язык ярких придуманных рассказов развивает гибкость ума. В каждой хорошей истории легко различить ее структуру. Слушатель, скорее, ощущает ее сердцем, нежели осознает разумом.

Что развивает у детей сторителлинг?

Сочинение историй способствует обогащению активного словаря, развитию речи, внимания, мышления, воображения, памяти детей дошкольников. Ведь каждый ребенок рассказывает историю с позиции своего жизненного опыта, наделяет героев истории своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.

Сочиняя, дети «проживают» истории, приобретают способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.

Сторителлинг раскрепощает застенчивых, делает робких - смелыми, молчаливых - разговорчивыми и повышает настроение, потому что сочинять истории - это не только полезно, но еще и очень увлекательно!

Взрослым сочинять истории сложнее, чем детям, - нет детской непосредственности, свободы, полета фантазии. А дошколятам нравится - они не боятся сказать что-то не так.

Глава 4. «Сторителлинг и Я»

Тема исследования: «Сторителлинг – интерактивная технология работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников».

Цель исследования: изучение и апробирование программы использования технологии сторителлинга в культурно-образовательном пространстве ДОУ.

Объект исследования: технология сторителлинга в педагогической практике.

Предмет исследования: программа использования технологии сторителлинга в культурно-образовательном пространстве ДОУ.

Задачи исследования:

1. Обобщить теоретический материал по применению сторителлинга в педагогической практике ДОУ.

2. Составить и апробировать программу использования технологии сторителлинга в культурно-образовательном пространстве ДОУ.

3. Систематизировать методический материал по использованию технологии сторителлинга в культурно-образовательном пространстве ДОУ.

Предполагаемый результат:

- Повышение разнообразия образовательной деятельности с детьми;

- Повышение уровня заинтересованности и активности детей дошкольного возраста в происходящем действии образовательных мероприятий разного направления;

- Формирование у детей способности воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

- Расширение словаря детей, обогащение устной речи;

- Облегчение процесса запоминания дошкольниками информации через сюжет истории.

Сама технология не требует затрат и может быть использована в любом месте и в любое время. Эффективна в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. В сторителлинге важна харизматичность педагога. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает и что представляет собой как личность. Он должен обладать творческими способностями, навыками актерского мастерства: уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую историю – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в нем.

Историю нужно сделать «живучей». Она должна быть устойчивой при многочисленных пересказах. Для этого необходимо наполнить историю эмоциональным зарядом и передать его детям. Таким зарядом может быть юмор, неожиданность развязки, прием квипрокво, который часто используют в театральной педагогике, – когда одно лицо, вещь, понятие принимается за другое. Дошкольники любят путаницы, приключения, необычайные происшествия, поэтому рассказ будет им интересен.

Сторителлинг – «живой», интерактивный рассказ. Содержание его зависит от конкретной ситуации, настроения, реакции зрителей-слушателей. Функция педагога заключается в умении импровизировать, чутко реагировать на аудиторию.

История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей. Она должна затрагивать важные для детей темы, способствовать решению значимых проблем.

Педагог должен сам верить в правдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников. На правдивость истории может повлиять степень конгруэнтности рассказчика, т. е. уровень комфорта, который он испытывает, рассказывая историю.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей»Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.

Мастер-класс по дидактическому синквейну. По итогам выступления на конференции «Технология работы с детьми с нарушением речи»Мастер-класс по дидактическому синквейну. По итогам выступления на конференции «Технология работы с детьми с нарушением речи» Уважаемые коллеги, сегодня мы принимали участие в международной научно-практической конференции, которая проходила в Петербурге. Мы провели.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сторителлинг — интерактивная технология работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников
Опубликовано: 17 июня 2021 в 14:21
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД