Папки-передвижки

Проект «Святки-колядки» в подготовительной группе

Рязанова Инна Викторовна
Проект «Святки-колядки» в подготовительной группе

Проект в подготовительной группе

Муниципальное дошкольное образование автономное учреждение

«Детский сад№12 «Журавушка» комбинированного вида г. Орска.

Проект на тему :

«Святки -колядки».

для детей подготовительной

Группы «Лучики»

Подготовил воспитатель : 1кв. категории

Рязанова Инна Викторовна.

Публикация «Проект „Святки-колядки“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Сроки реализации проекта краткосрочный.

Тип проекта : творческо-игровой, краткосрочный, групповой, межгрупповой.

Участники проекта : дети, педагоги, родители воспитанников.

Постановка проблемы:

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание народных традиций. Очень важно с ранних лет приобщать детей к традиционным народным праздникам, повышать познавательный интерес у детей к родной истории. Учитывая, что представления детей пятого года жизни о родной истории в целом ещё недостаточно устойчивы, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с традициями народных праздников. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности «Святки. Колядки». Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, творческую, исследовательскую, конструктивную.

Гипотеза реализации проекта.

Соприкосновение с традициями духовно обогащают ребенка, поддерживают интерес к его истории и культуре. Приобщение детей к участию праздника и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт, формирует чувство благородства и ответственности за личную деятельность, творческое созидание и достойное поведение.

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором, дети постепенно осваивают народный музыкально-поэтический язык, стереотипы поведения, коммуникативные навыки.

Актуальность реализации проекта

В настоящее время на федеральном уровне актуализируются задачи духовно – нравственного воспитания, которые раскрыты в государственных нормативных документах: «Концепции воспитания и развития личности гражданина России», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования», в котором выделена предметная область

«Духовно – нравственная культура народов России».

Необходимо с детства обращать внимание на душевный и духовный мир детей. Душа современного ребенка выбирает себе в пользование любовь, доброту, тепло семьи, честность, порядочность друзей, надежность, прочность общего дома – Родины.

Мотив.

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание традиций своего народа. Учитывая, что представления детей пятого года жизни о родной истории в целом ещё недостаточно устойчивы, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с традициями народных праздников. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности «Святки, Колядки».

Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси.

Задачи:

Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Познакомить детей с обрядовым праздником «Колядки»;

Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;

Побуждать детей к совместной познавательной и творческой деятельности;

Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Участники проекта :

Дети.

Воспитатели.

Музыкальный руководитель.

Предполагаемый результат:

1. У детей сформируются представления об истории праздника Рождество Христово, традициях и обычаях Колядок;

2. Дети самостоятельно без помощи воспитателя смогут проводить игры, пляски, организовывать и участвовать в инсценировках;

3. Дети смогут выражать свои знания и эмоции в художественно – творческой деятельности (рисование, аппликация).

Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Этапы реализации проекта :

1 этап- Подготовительный :

- Подбор материала по теме (иллюстраций, стихов, пословиц, поговорок, песен, рассказов о Рождестве).

- Подготовка художественной литературы.

- Обогащение предметно-пространственной среды в подготовительной в группе.

Подготовка элементов костюмов ряженых.

Осуществление фотосъемки фрагментов проектной деятельности.

Размещение на информационном сайте ДОУ материалов о проекте «Коляда, коляда, отворяй ворота!».

- Подбор дидактических игр по теме.

2 этап - основной:

Работа по образовательным областям:

1. Социально-коммуникативное развитие:

- Сюжетно-ролевая игра «Пойдем колядовать к куклам»;

Игра-классификация «Какие животные могли быть в вертепе?»

Игра-классификация «Символы Рождества»

«Золоченый сундучок»

«Заря-зареница»,

«Уж я улком шла, переулком шла»

«Поясок»

«Тесто»

«Жмурки»

- Дидактические игры «Добро и зло», «Хорошо-плохо»;

- Ситуативный разговор: «Как тебе следует поступить в данной ситуации?

2. Познавательное развитие:

- Познавательный рассказ «Рождение Христа»;

- Рассматривание иллюстраций в книгах, сюжетных картинок;

- Знакомство с народными приметами;

- Беседы по темам: «Рождество», «Святки», «Коляда»;

- Просмотр презентации «Рождество Христово», «Святки-колядки».

Знакомство на группах с русской народной традицией празднования рождественских колядок.

Прослушивание и разучивание рождественских колядок:

«В ночном саду прозрачно и светло»

«Коляда, коляда, уж ты клюшечка…»

«Приходила Коляда»

«Сею, вею, посеваю»

«Коза пришла»

«Добрый тебе вечер, ласковый хозяин»

«Рождество Христово, ангел прилетел»

Хоровод «Зимушка-зимушка, как ты хороша!»

3. Речевое развитие

- Заучивание колядок, стихов на тему «Рождество», загадок;

- Чтение книги «Круг светлых дней» В. Соколовского, зимних русских народных сказок;

Л. Медведев «В сочельник»

Н. Хвостов «Сочельник в лесу»

Б. Пастернак «Рождественская звезда»

О. Ефремов «Рождество Христово»

Н. Гоголь «Коляда»

А. Корифонский «Христославы»

- Пополнение словарного запаса по теме «Рождественские колядки».

4. Художественно-эстетическое развитие

- Рисование на тему «Колядки»;

- Аппликация «Ангелочек»;

- Прослушивание аудиозаписей с Рождественскими песнопениями.

5. Физическое развитие:

- Подвижные игры: «Валенки», «Шел король по лесу», «Я лечу, лечу…», «Золотые ворота».

Взаимодействие с родителями:

- Информация для родителей: "Коляда, Коляда! Отворяй ворота!"

Ознакомление с народным праздничным этикетом (оформление интерьера, столовый этикет).

Беседа об обычаях и традициях праздника.

Консультация на тему «Святки».

Слушание и разучивание колядок.

Подбор народных загадок, пословиц, поговорок, колядок, детских гаданий.

Изготовление «Рождественской звезды», шапочек «Козла», «Волка», «Медведя», «Зайца».

3 этап - Заключительный:

1. Подведение итогов по реализации проекта «Святки-колядки»

2. Проведение развлечения «Рождественские колядки».

Результат

Благодаря этому проекту дети получили новые знания, расширить кругозор и представления об окружающем мире. В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа, расширился кругозор, обогатился словарный запас, с помощью музыкально – эстетической деятельности у детей появилось чувство ритма, артистизм, они увидели и почувствовали красоту народной музыки.

При реализации деятельности по подготовке и проведению музыкальных праздников, развлечений, посиделок отмечена её универсальность, что позволяет использовать её при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интеграция в различные виды деятельности.

Консультация для родителей:

"Коляда, Коляда! Что рассказать детям о празднике.

Вы когда-нибудь пробовали колядовать вместе с детьми? А ведь это отличный способ сделать праздничное время ярким и запоминающимся. Что такое колядки, как колядовать с детками в наше время, как сделать костюмы и реквизит — обо всем этом читайте в нашей заметке. А также мы подготовили подборку простых и веселых рождественских колядок, которые легко выучить с малышом.

Вы, наверное, слышали о колядках и, может быть, даже принимали участие в этом действе. Если нет, то самое время начать. Вдохновляйтесь и колядуйте со своими детками!

Что же такое Коляда, и с чем ее едят

(коледа) был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. Со временем колядование стало тесно связано с прославлением Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой «вертеп» ,показывая представления на евангельские сюжеты. Поэтому совсем не удивительно, что в колядках так тесно переплетены языческие мотивы с христианскими. И в наши дни наряженные взрослые и детвора ходят по дворам и при помощи недлинных песенок — колядок — желают хозяевам счастья и процветания в новом году.

Как колядовать с детьми в наше время

Колядуют вечером, 6 января. А утром 7 января рождествуют, поют рождественские песни и всех поздравляют с Рождеством Христовым. Щедруют 13 января, а на следующее утро, на рассвете, посевают (засевают) зерном. Посевать (засевать) ходят к крестным, близким и родственникам. Но первым в этот день в дом должен зайти мужчина, так как считается, что девушки не приносят счастья.

Здорово, если у вас получится собрать компанию взрослых и детишек, живущих с вами в одном подъезде, доме или дворе, и колядовать веселой гурьбой. По давней традиции, чтобы колядовать, нужно как минимум 3 человека.

Глава колядующих – звездарь. Это человек, который идет первым и несет звезду. На роль звездаря всегда выбирался человек, который имел громкий красивый голос и лучше других знал колядки. Звезда для колядований восьмиконечная. Ее запросто можно вырезать из плотного картона и украсить блестками или битыми елочными игрушками. Есть вариант посложнее: звезда из проволоки, которую потом обматывают цветными ленточками.

Следующим по старшинству идет звонарь. Этот человек — тоже неотъемлемая часть колядующего «коллектива». Его обязанность – нести большой колокольчик и оповещать людей звоном о том, что идут колядующие.

Третьим важным колядующим является мехоноша. Ему приходилось носить все то, что хозяева домов набросают колядующим: конфеты, печенье, деньги и т. д. Именно набросают, так как колядующие не должны брать ничего из рук –

все подарки хозяева должны класть прямо в мешок. Мешок можно сделать из плотной яркой ткани и украсить. Украшения могут быть как вышитые, так и нарисованные. Это может быть солнце, звезды, месяц, так как в старину этот праздник символизировал переход от ночи ко дню и от зимы к лету.

Костюмы для колядок

Весь колядующий «коллектив» должен быть одет подобающим образом. Рядятся на Рождество в самые яркие одежды — пестрые юбки, бабушкины платки, ленты, бусы, серьги, перстни. Щеки можно разрисовать румянами, накрасить губы. Если после Нового года остались карнавальные маски, они тоже пойдут в дело. Маски могут быть разнообразными: звери, домовые, Баба-яга и вообще сказочные персонажи. Наденьте старую дубленку мехом наружу, украсьте себя небольшими рожками и разноцветными ленточками. Запаситесь конфетти и серпантином, чтобы создать праздничное настроение.

Ну и самое главное – выучите колядки и рождественские песни вместе с детками.

Публикации по теме:

Игра «Святки — колядки» в средней группеИгра «Святки — колядки» в средней группе Цель: познакомить детей с песенными музыкальными особенностями русского народа. Задачи: 1. Пробудить в детях интерес к русским народным.

Русский народный праздник «Святки-Колядки»Русский народный праздник «Святки-Колядки» На праздник мы хотели пригласить родителей, но многие не смогли и решили пригласить старших детей. Они вместе с нами участвовали в конкурсах,.

Фотоотчет «К нам на Святки пришли колядки»Фотоотчет «К нам на Святки пришли колядки» "К нам на Святки пришли, колядки" Развлечение для старших дошкольников Дети заходят в зал садятся на места. Ведущий: Здравствуйте, детушки.

Фотоотчет «Святки-колядки»Фотоотчет «Святки-колядки» 11 января в нашем детском саду "Забавушка" прошли Святки-Колядки. Творческая группа узких специалистов подготовила театрализованное представление.

Фотоотчет «Святки-колядки» в подготовительной группеФотоотчет «Святки-колядки» в подготовительной группе Дни после Рождества до Крещения, называются святками, то есть святыми днями. Поэтому в это время необходимо совершить как можно больше.

Пришли Святки — начинай колядки. ФотоотчетПришли Святки — начинай колядки. Фотоотчет Что такое "Святки"? Это самый длинный праздник, веселый, старинный. Наши предки веселились две недели, готовили вкусные угощения, пели разные.

Русские народные праздники. Святки и колядки Форма недельного планирования Группа № 6 общеразвивающей направленности среднего возраста воспитатели: Пономарева Е. В. 2018 -2019 год. Месяц.

Сценарий праздника в старшей группе «Святки-колядки»Сценарий праздника в старшей группе «Святки-колядки» Сценарий праздника в старшей группе «Святки-колядки»Цель: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. Задачи: - познакомить.

Сценарий развлечения в старшей группе «Колядки на Зимние Святки»Сценарий развлечения в старшей группе «Колядки на Зимние Святки» Развлечение в старшей группе «Колядки на Зимние Святки» Цель: Расширять представления о традициях и обычаях русского народа, познакомить.

Творческий проект «Пришли Святки — гаданья да колядки»Творческий проект «Пришли Святки — гаданья да колядки» Срок реализации проекта: 8-19 января Участники проекта: Музыкальный руководитель – Крупина Е. Е. Воспитатель – Мичурова Н. В. Дети подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Святки-колядки» в подготовительной группе
Опубликовано: 17 января 2022 в 09:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД