Нина Горшкова
«Тактильный» алфавит своими руками в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей навыков чтения и письма является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается количество детей, у которых в школе проявляются нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Особенно это касается детей со специфическими образовательными возможностями, в частности с задержкой психического развития. Такие дети испытывают большие трудности при произношении звуков, при осуществлении звукового анализа и синтеза слов, при запоминании букв в целом. Также несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия затрудняет усвоение знаний. Дети не успевают запомнить графический образ буквы, забывают или путают ее название, при написании неправильно располагают букву или ее элементы в пространстве. Поэтому наша задача – помочь таким детям прочно усвоить буквы.
Публикация «„Тактильный“ алфавит своими руками в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ЗПР. Задержка психического развития
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Многие дети с задержкой психического развития, являясь кинестетиками, познающими окружающий мир, прикасаясь ко всему окружающему, сталкиваются с большими трудностями в обучении через только зрительное и слуховое восприятие. Поэтому они часто нуждаются в тактильной стимуляции.
С этой целью мы предлагаем детям и их родителям самим изготовить макеты букв из материалов разной фактуры, при этом первый звук в названии материала должен совпадать с самой буквой (Б – бархатная, М – махровая, Ш – шерстяная и т. д.). Также им предлагается придумать историю или сказку про эту букву, используя слова на заданный звук.
В завершении проекта проводится речевой досуг с родителями и детьми, на котором демонстрируются изготовленные макеты букв, проводится их выставка, а также каждая семья презентует свою работу, рассказывая о своей букве историю или сказку (фантазия и креативность приветствуются).
Мы считаем, что все это, способствует укреплению отношений в семье, лучшему запоминанию букв детьми, формированию внимательного отношения родителей к трудностям своего ребенка, к профилактике нарушений чтения и письма у него в дальнейшем.
1) А - атласная у нас,
Пальцем обведём сейчас.
2) Буква Б так бархатиста,
так приятно глажу лист я.
3) Буква В из мягкой ваты,
В воздушна, не помята.
4) А сейчас возьму я губку,
Г сложу я за минутку.
5) Д из дерева и досок,
Не поставь, смотри, занозок.
6 и 7) Е и Ё – как ель и ёлка,
Так колючи, очень колки
8) Буква Ж у нас железна,
Ведь железо так полезно.
9) Буква З так золотиста,
Так зеркальна и искриста.
10) И – из тоненьких иголок,
Взяли тоже их у ёлок
11) Вот и букву Й для вас,
Йодом напишу сейчас.
12) Буква К у нас из кожи,
Ее приятно трогать тоже.
13) Л из лоскутков, лохмата
И немножечко измята.
14) М – махровая мочалка,
Мыла для неё не жалко.
15) Мы из ниточек не шили,
Мы из ниток Н сложили.
16) О – как овощ, безусловно,
Из огурцов мы сложим ровно.
17) Букву П легко сложили,
Пуговицы мы пришили.
18) Много у нас ракушек морских,
Букву Р сложили из них.
19) Сделаем мы С из сетки,
Будет в маленькую клетку.
20) Букву Т конечно знаем,
Т из трубок получаем.
21) Удивительная У,
Я как узел завяжу.
22) Буква Ф у нас легка –
Серебристая фольга.
23) Х – совсем уж не грустит,
А как хлопья похрустит.
24) Целлофан мы взяли в руки,
Получили Ц без муки.
25) Букву Ч сложу вам я,
Ведь она как чешуя.
26) Шерстяная буква Ш,
Так приятна хороша.
27) Щ щетиниста, колюча,
Щ из щетки мы получим.
28) Мягкий знак уж очень мягок
И пушист ещё вдобавок.
29) Ровные возьмём пласты
И получим букву Ы.
30) Твердый знак как камень твердый,
Он загадочный и гордый.
31) Электрическая Э,
Из проводов по всей длине.
32) Ю – ювелирна и юна,
Как ювелир у нас она.
33) Я сложу из янтаря
Янтарную букву Я. (Автор Горшкова Н. А.)