Получи документы

Консультация «Талантливы вместе» (2 фото)

Ирина Фадеева
Консультация «Талантливы вместе»

И. А. Фадеева

Ульяновская область, г. Ульяновск

Музыкальный руководитель МБДОУ

«Центр развития ребёнка – детский сад №112 «Град Чудес»

IrinaF-box@yandex.ru

«Талантливы вместе»

Консультация «Талантливы вместе»

Одарённость человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать всё необходимое,

чтобы вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Консультация „Талантливы вместе“» размещена в разделах

Проблема работы с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов.

В наше время очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить. К сожалению, массовое обучение и воспитание часто сводятся к запоминанию и воспроизведению. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий приводит к потере интереса к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

В дошкольных образовательных организациях в основном проводится работа с детьми, имеющими средние и высокие показатели в развитии – умственном, физическом, художественном. К. Роджерс (американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии, специалист в области развития творчества, отмечает: «Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с разнообразным материалом, строят домики из песка, разбирают игрушки; для них не существует правильной и неправильной работы с красками и рисунком, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя».

Работа с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов. Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры и всех областей социальной жизни. Не случайно ФГОС делает акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т. е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, максимально использовать свои способности.

Сегодня информационное общество требует ускорения технологического и гуманитарного развития, поэтому не случайно внимание и поддержка одарённых детей. И первая, самая важная ступень этой системы – дошкольное образование.

Многолетний опыт работы позволяет мне различать группы детей по тем или иным качествам: кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке (и, как правило, у одарённых детей это лучше получается). Они особые, нуждаются в понимании, в нестандартных методах взаимодействия с ними.

На первых этапах я выявляю уровень музыкальной восприимчивости и эмоциональной отзывчивости на музыку, наблюдаю за поведением детей в ООД: как реагируют на музыку, как обращаются с музыкальными инструментами. Затем выявляю уровень развития динамического слуха,

музыкально-ритмические способности, определяю уровень музыкального мышления.

Итак, Б. М. Теплов выявляет три основные музыкальные способности:

1. ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Музыкально одаренные дети легче усваивают материал, они непринужденно справляются с заданиями. Важно не подавить инициативу и волю в творческой деятельности, дать возможность выразиться, реализовать свои способности: в танцевальной миниатюре берут на себя ведущую роль – показывают движения другим детям; в пении - солируют запев песни и т. д.

Многолетняя практика выделяет уязвимость одарённых детей:

1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня.

2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся.

5. Потребность во внимании взрослых, что вызывает трения в отношениях с другими детьми.

6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии.

Я хочу рассказать о своём опыте работы с детьми, имеющими предпосылки музыкальной одаренности. Дети, отличавшиеся особенной музыкальностью, сразу бросаются в глаза. Они отличаются высоким уровнем эмоциональной отзывчивости на музыку в «живом» исполнении и в аудиозаписи, в использовании элементов музыкального творчества в свободной деятельности, в желании непременно подпевать услышанную песню, в быстром запоминании мелодии и чистом интонировании, способностью передавать в мимике и жестах содержание песни. Желание голосом подчеркнуть смысловое содержание вокального произведения, тешить слух необычным тембровым окрасом голоса.

Выделив этих детей в отдельную группу, я организовала дополнительную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:

• участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;

• подготовку сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, проводимых в детском саду.

От родителей было получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а также их участие в различных конкурсах и программах.

На основе результатов диагностики музыкальных способностей (пения) был составлен план работы вокального кружка с его целями и задачами:

• формировать исполнительские навыки в области пения, способствовать развитию творческих способностей;

• Создание предметно-пространственной среды для развития вокальных данных;

• развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение;

• помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности;

• работа над сценической пластикой, мимикой.

Для реализации данных задач проведён комплекс мероприятий, таких как:

• приобрела: зеркала, дидактический материал по распевкам, мультимедиаматериал;

• изучила: фонопедические упражнения В. Емельянова;

• подобрала музыкальный репертуар:

распевки для подготовки артикуляционного аппарата,

распевки по тренировке правильного дыхания,

распевки для высоты звука и увеличения диапазона звука.

• Провела: совместно с логопедом работу по развитию и укреплению артикуляционного аппарата, по устранению и коррекции дефектов речи.

• Создавала: с воспитателями положительный эмоциональный настрой;

с родителями расширяли музыкальный кругозор ребёнка,

прослушивание аудиозаписей исполнителей вокального жанра.

В своей работе я опиралась на методику Емельянова В. В.

Артикуляционная гимнастика интересна, доступна, т. к. предполагается

в игровой форме.

• работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т. д.);

• с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки, массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

Вот несколько упражнений доступных и эффективных в работе над

артикуляцией. Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности:

1. Покусайте кончик языка. Повторите это упражнение 4–8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желёз, полость рта увлажнилась.

2. «Шинковать» язык – т. е., покусывая язык, постепенно высовывать его так, чтобы добраться до середины языка. Это упражнение тоже повторить 4–8 раз.

3. «Пожуйте язык». Попеременно на одной стороне рта, на другой стороне рта, на коренных зубах, сдавливая язык. Это также ещё более увлажнит рот.

4. «Пощёлкайте языком», меняя размеры и конфигурацию рта.

5. «Иголочка» – протыкайте языком поочерёдно левую и правую щеку, верхнюю и нижнюю губу. Повторить несколько раз.

6. «Щёточка» – круговыми движениями языка то влево, то вправо проведите между дёснами и губами – как бы чистим языком зубы.

8. «Обида» - оттопыриваем и выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение;

9. «Радость» - поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти движения: обиженное лицо – радостное лицо.

10. «Вопросы – ответы» - на этом упражнении и дети и взрослые осознают наличие в голосе двух режимов работы гортани – толстого голоса и тонкого голоса (соответственно – нефальцетного и фальцетного).

11. Бесшумный выдох с хорошо открытым ртом (греть руки дыханием). Обязательно контролировать рукой (дышать на пальцы). «Потрогать» дыхание рукой.

12. Перевести выдох из бесшумного в шипение горлом: «Ш», «С», «Ф». Чередуйте шипение горлом и звук «А».

Важно опробовать упражнения на себе и свободно владея ими, строить работу на принципе индивидуального подхода «глаза в глаза». В игровой форме увлечённо проходят тренировки язычка, нижней челюсти, нёба, губ, щёк, а также дыхания. Главное придерживаться принципу «от простого – к сложному». При систематических занятиях эффект от упражнений наступает уже через месяц. Это было видно при исполнении ребёнком попевок и распевок. Большое внимание важно уделять распеванию, т. е. разучиванию упражнений дли развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса. Ведь детский тембр очень неровный, особенно при пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, и это мешает пению

Систематическое использование маленьких песенок-распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения.

Эмоциональный и выразительный показ облегчает подражание и эмоционально заряжает детей. Часто попевки построены на коротких, повторяющихся мелодиях, что развивает чувство темпа и ритма, учат сочетать текст с движениями и музыкой. Разучивание распевок иногда сопровождается звучащими жестами (хлопками, щелчками, притопами, звуками шумовых инструментов, элементами пальчиковой гимнастики. Это помогает детям более точно ощутить темп, динамику, ритм. Создавая эмоциональную, творческую атмосферу, невольно наблюдаешь как в детском пенни постепенно появляются естественное, высокое, светлое звучание, певучесть, звонкость. Разучивание и пение распевок провожу не традиционным способом, сидя на стульчиках перед педагогом, а стоя или сидя на ковре в форме круга. Круг несёт в себе воспитательные и терапевтические задачи: каждый ребенок ощущает свою значимость для других детей, почувствует их поддержку и защиту.

Песенки – распевки – игры:

«КИСА»

Киса подходила, молочка просила: «Мя-у, мя-у, мя-у.

«ДВА КОТА»

Та - та, два кота, два ободранных хвоста.

Белый кот в чулане, все усы в сметане.

Чёрный кот полез в подвал и мышонка там поймал.

"ЖУК" (для развития интонационных навыков).

Жук, жук, где твой дом? Жук, жук, где твой дом?

Мой дом под кустом, под берёзовым листом.

Зайчики бежали, домик поломали.

Жу-жу-жу-жу я на веточке сижу.

ИГРА "СОБИРАЕМ ВНИМАНИЕ"

Руководитель – регулировщик, который стоит на музыкальном перекрестке. Воспитанники – музыкальные машинки, готовые ехать по жесту регулировщика.

«Регулировщик» поднимает руки – «машины» готовы (жест внимания).

Регулировщик повел руку вверх – машины набирают воздух (вдох). Регулировщик повел руку вниз – машины поехали (запели).

Регулировщик показывает внизу – машины поехали тихо, поднял руки выше – машины поехали громко.

Регулировщик опустил руки вниз – машины остановились (закончили петь).

Мне очень нравиться эта игра, т. к. мы одновременно собираем внимание детей и приучаем к жестам дирижера.

Фото «Талантливы вместе»

Анализ систематической работы показал, что уровень развития мелодического слуха достиг очень высокого уровня. Высоким показателем является развитие творческих способностей. Наблюдения показали, что дети становятся, более активны и раскрепощены. Педагоги и родители заметили, что раньше они пели для себя, а сейчас с удовольствием выступают на концертах, конкурсных программах, фестивалях, где проявляются их эмоциональность, актерские способности. Родителям было предложено продолжить развитие вокальных и других музыкальных способностей ребёнка в городских учреждениях дополнительного образования. Некоторые дети поступили в школу народной и традиционной культуры. Другие просто пошли в музыкальную школу по классу фортепиано, скрипка, где успешно занимаются. Педагоги подтвердили высокий уровень музыкальности наших детей и признали эффективность системы индивидуальной работы в ДОУ.

Таким образом, анализируя эффективность проведенной работы с детьми, имеющими предпосылки к одаренности, мы пришли к выводу, что система индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень музыкального развития ребёнка, формирует у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях.

Список литературы:

Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка

Москва: Педагогика, 2002.

Емельянов В. В. «Развитие голоса. Координация и тренинг»,

Издательство «Планета музыки», 2007.

Журнал «Дошкольное воспитание» №7,2009

Зацепина М. Б. Музыкальные способности и детская одаренность

Зацепина М. Б. Одаренный ребенок. – 2015. – № 2. – С. 6-10.

Михайловой М. А. “Развитие музыкальных способностей детей”

Ярославль, 1997.

Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей». Часть 2

Москва: ВЛАДОС, 1997

Рыбкиной Н. В. «Артикуляционные жесты» (https://vk.com)

Музыкальное развитие детей ПЕСЕНКИ – РАСПЕВКИ

Теплов Б. М. «Психология музыкальных способностей»

Глава VIII. Основные музыкальные способности

Прикреплённые файлы:

talantlivy-vmeste_hdr0e.pptx | 3072,19 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Читаем вместе с детьми» На основе знакомства детей с лучшими произведениями художественной литературы решается целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного,.

Консультация «Играй вместе с детьми» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Семицветик»» городского округа город Шарья Костромской области.

Консультация «Играй вместе с детьми» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Семицветик»» городского округа город Шарья Костромской области.

Консультация «Играйте вместе с детьми» Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное.

Консультация для родителей «Давайте играть вместе» Уважаемые родители, сегодня я вам предлагаю поговорить о игре. Каждый родитель мечтает о том, чтобы ребенок вырос самостоятельным, умным,.

Консультация для родителей «Рисуем вместе» Уважаемые родители! У многих из вас появляется вопрос, как провести свободное время вместе с ребенком? Предлагаю вам организовывать совместную.

Консультация «Играйте вместе с детьми» Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Талантливы вместе»
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 06:39
+223Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 68.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД