Мария Бородина
Театрализованные игры как средство приобщения детей к культуре. Организация и значимость театрализованных игр
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте у детей формируются индивидуальный интерес, склонности, потребности. В связи с этим, важно найти подход к каждому ребенку, чтобы помочь ему стать полноценным членом общества, умеющим проявлять творчество, самостоятельность, активность в любых ситуациях.
Ребенок очень отзывчив на добро и зло, которые так конкретно и выразительно изображаются средствами театра. И наша задача – поддержать и помочь выразить эти проявления ребенка.
Публикация «Театрализованные игры как средство приобщения детей к культуре, Организация и значимость театрализованных игр» размещена в разделах
Превращаясь в зайчат, хитрую лису, в Айболита, обезьянку или медведя, ребенок словно бы пропускает через себя поступки и действия этих персонажей. Хотя, все-таки и не становятся ими до конца. Где-то в подсознании он ощущает позицию автора и сквозь ее призму дает собственную оценку действиям этих персонажей, усваивая таким образом нормы общественной морали. В этом заключена огромная воспитательная ценность детских театрализованных игр, которые необходимо умело поддерживать и всячески поощрять.
Театрализованной игре принадлежит совершенно особое место – она передает и совершенствует возвышенные и созидательные фантазии, которых так не хватает детям в нынешней реальности. Именно на организации и значимости этого вида игры хотелось бы остановиться поподробнее.
Театр для малыша начинается с игры. Достаточно надеть маску, элемент костюма, изменить голос, жесты, движения – и начинается театр. Игра, как и игра актера, подчинена единому закону искусства, высшему закону творчества – ЗАКОНУ ПРЕОБРАЖЕНИЯ. И, конечно, подвергать столь хрупкое создание, как игра ребенка, какой-либо классификации, будет не вполне разумным подходом. Но так уж настроены взрослые, что нам всему надо дать название, соотнести что-то с чем-то. Но самое главное – это совместная организация и участие взрослых и детей в театрализованных играх создают очень светлый, радостный тон, учат ребят самостоятельно мыслить, фантазировать, творить, ярко и образно говорить, свободно проявлять свою индивидуальность, двигаться, думать и действовать, соображая – быстро, на ходу. Так что давайте-ка лучше будем играть!
Одним из первых у детей появляются имитационно-подражательные игры. Малыш мыслит действиями, а значит, и игры, к которым его привлекают взрослые, должны реализовывать потребность в двигательной активности. Например, игры-забавы с использованием песенок, потешек. Сопровождая действия с малышом словами песенки, потешки, прибаутки («Села птичка на окошко», «Сорока-белобока кашу варила», «Идет коза рогатая», «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох», радующие его.
Желание ребенка двигаться под музыку, игровую песенку, подпевать обязательно нужно поощрять. Ничего страшного в том, что малыш сначала проговаривает только окончания или последние слова строк, в последствии он самостоятельно начнет проговаривать стихи и песенки в целом.
Развертывание имитационных игр можно осуществлять и на импровизационной основе («Давай попрыгаем как зайчики», «Походим как мишки косолапые») и с использованием специальных текстов и игровых стихов.
Игровая поэзия интересна, близка и понятна ребенку своей событийной динамикой, упорядоченностью, ритмичностью и музыкальностью. Стихи К. Чуковского, С. Маршака, И. Токмаковой, А. Барто и других замечательных детских поэтов богаты оттенками словесного обозначения чувств. Участвуя в игровом действии, ребенок, вслед за автором, называет эмоции, совместно с героем проживает их, что усиливает эффект тренажа, совмещающего вербальную коммуникацию с различными видами неречевого общения. Основная игровая задача состоит в сопровождении стихотворного текста, звуковыми имитациями или движениями, воспроизводящими смысловое содержание или отражающие характер слов, фраз. Движения можно задавать изначально, а можно и придумывать вместе с детьми.
Для организации подражательных игр наряду с иллюстрированием литературных произведений можно использовать и тематическое иллюстрирование. Например, игра «Подарки». Взрослый рассказывает: «К нам в гости пришли друзья и подарили вам подарки. Папе – расческу, сыну – лыжи, дочке – куклу, маме - зеркальце» (показ движений, имитирующих расчесывание, ходьбу на лыжах, прихорашивание перед зеркалом, укачивание куклы). А вот в процессе игры «Угадай-ка» активизируются другие средства выразительности : жесты, мимика, пантомимика. Задача ребенка – постараться узнать и назвать изображаемую деятельность по одному или нескольким действиям. Например, взрослый поднимает обе руки, это действие может обозначать и поднятие какого-либо предмета, и вывешивание белья на веревку и др.
Более сложный вариант этой игры заключается в совмещении словесных описаний и неречевых средств выразительности. Для организации игрового действия необходимы мягкие игрушки – кошка и собака. После того, как ребенок познакомился с ними – рассмотрел, поиграл, предложите ему описать их внешний вид, повадки, место проживания; показать, что делает кошка, когда ее гладят? Когда видит нитку с бантиком? Когда видит собаку? Что еще умеет делать кошка? Что умеет делать собака, как ведет себя при виде кошки?
Для организации игры «Немое кино» потребуется две группы участников: одна – комментаторы, другая – судьи. Основная задача игры состоит в том, что комментаторы объясняют значение каких-либо слов (например, стул, утюг, балалайка и др.) используя при этом как можно меньше жестов, а судьи оценивают их ответы, фиксируя ошибки и отступления от правил.
После выполнения любого из этих заданий с ребенком можно поговорить о том, какие чувства, ощущения он испытывает во время показа. Так, постепенно ребенок переходит к освоению более сложных видов игр.