Ирина Яглова
Консультация «Технологии обучения образной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии обучения образной речи :
• Технология обучения детей составлению сравнений.
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
Модель составления сравнений:
• воспитатель называет какой-либо объект;
• обозначает его признак;
• определяет значение этого признака;
• сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
Публикация «Консультация „Технологии обучения образной речи“» размещена в разделах
Например: цыпленок (объект №1); по цвету (признак); желтый (значение признака); такой же желтый (значение признака) по цвету (признак, как солнце
В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
Например: "Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко".
Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка).
На пятом году жизни дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.
В составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята); в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).
На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку.
Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т. д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.
Например: дерево по цвету золотистое, как монетки (воспитатель задал признак цвета, а его значение - золотистое - выбрано ребенком).
Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.
• Технология обучения детей составлению метафор.
Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.
В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа "побуждать детей делать сложные сравнения", "учить детей раскрывать смысл метафор" и т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни.
Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.
Прием простого алгоритма составления метафоры.
• Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.
• У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).
• Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
• Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).
• Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).
Пример занятия с детьми
Детям предлагается взглянуть на картину зимнего пейзажа, где на заснеженных елях сидят снегири.
Задача: составить метафору относительно этих птиц.
Работу с детьми следует организовывать в форме обсуждения. В качестве пособия может быть использован лист бумаги, на котором воспитатель обозначает последовательность мыслительных операций.
- Что за птицы изображены на заснеженных елях?
- Снегири (воспитатель на листе бумаги пишет букву "С" и ставит стрелку вправо).
- А какие они?
- Круглые, пушистые, красные
(воспитатель уточняет - "красногрудые", и ставит букву "К" на листе бумаги).
- А что еще бывает с такими красными бочками или красной грудкой?
- Вишня, яблоки…
(воспитатель ставит стрелку вправо от буквы "К" и рисует яблоко).
-
- Так что можно сказать про снегирей, какие они?
- Снегири красногрудые, как яблоки.
- А где снегири находятся?
- На заснеженных елках
(воспитатель ставит стрелочку вниз от буквы "С" и рисует схематично ель).
- Давайте теперь объединим эти два слова
(воспитатель обводит круговым движением руки изображения яблока и ели).
- Произнесите эти два слова подряд!
- Яблоки заснеженных елей.
- Кто составит мне предложение с этими словами?
- В зимнем лесу появились яблоки на заснеженных елях. Яблоки зимнего леса радовали глаз лыжников.
Пример последовательности составления метафор детьми
1. Метафора про дождь. Дождь капает, как слезы (сравнение с объектом). Дождь идет из туч (находится место расположения объекта).
Слова для метафорической фразы: "слезы туч". Метафорические фразы: "Осенью тучи часто льют свои слезы", "Слезы туч были очень грустными и холодными".
2. Метафора про закат. Закат пылает как костер (сравнение с объектом). Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта).
Словосочетание: "костер вечернего неба". Метафорическая фраза: "За лесом пылал костер вечернего неба".
Процесс обучения будет успешным, если воспитатель после составления фраз возвращается к модели и просит детей проговорить правила их составления.
Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи.
Технология ТРИЗ
Инструментарий ТРИЗа.
• Мозговой штурм или коллективное решение проблем: перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает свое суждение, как можно ее решить, принимаются все варианты. При проведении мозгового штурма, может быть «критик», который высказывает сомнения, активизирующие мыслительные процессы.
Этапы проведения мозгового штурма:
1. Ознакомление с правилами.
2. Настройка на творческий лад.
3. В творчестве не бывает ошибок, поэтому и в этой технике — никакой критики).
4. Постановка задачи.
5. Выдвижение идей.
6. Участники выдвигают идеи, вплоть до самых безумных и нереальных. Напоминание: на этом этапе НИКАКОЙ КРИТИКИ!
7. Всё берём и всё записываем.
8. Перерыв для оценки идей.
9. Необходимо вернуть мозг в рациональное русло, переключить полушарии, сбавить обороты и спокойно обдумать предложения. Этот этап может занимать от нескольких минут до нескольких дней.
10. Выявление наиболее оптимальных идей.
Итак, метод мозгового штурма: оперативен; надёжен; позволяет выявить максимум идей за короткое время; позволяет выдвигать идеи без боязни быть осужденными, без критики; даёт развитие, модификацию своих и чужих идей; сплачивает коллектив.
• Метод фокальных объектов (пересечение свойств в одном предмете) : выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Анализируем предмет с позиции «хорошо-плохо». Зарисовываем объект.
Суть МФО – перенос признаков одного или нескольких предметов на выбранный нами объект.
Несколько рекомендаций для использования МФО.
1. Использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др.
2. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.
3. При выборе свойств следует избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т. д., т. к. они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания.
4. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА.
5. При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы: "Что ЭТО может быть?", "Где ЭТО можно использовать?". Вопрос "Кому ЭТО надо?"
ПОШАГОВАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МФО
Цель: выбор объекта и цели его усовершенствования
1 шаг Выбираем фокальный объект.
2 шаг Выбираем любые случайные объекты.
3 шаг У случайных объектов находим и выписываем максимум их свойств, характеристик и функций.
4 шаг Необходимо совместить фокальный объект с выписанными параметрами случайных объектов, соединив их в читаемое словосочетание.
5 шаг Необходимо раскрепостить воображение и дать волю своей фантазии. Это самый творческий этап МФО. Необходимо не только представить себе получившийся объект, но и подобрать ему новое применение и творчески подойти к рассмотрению КАЖДОГО получившегося сочетания.
6 шаг Необходимо выписать наиболее интересные идеи решения обновленного продукта, прошедшие «испытание тремя вопросами» и являются уникальными, т. е. эта идея еще не эксплуатируется, и на рынке похожих решений еще нет.
ЗАДАНИЕ «СОВЕРШЕНСТВУЕМ ФОКАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ»
Цель: выбор объекта и цели его усовершенствования
1 шаг Настольная лампа.
2 шаг Кошка. Портфель.
3 шаг Меховая. Мяукает. Прыгает. Теплая. Полосатая. Переносной. Вместительный. Ранец. Кожаный. Закрывается.
4 шаг Меховая настольная лампа Настольная лампа мяукает Прыгающая настольная лампа Теплая настольная лампа Полосатая настольная лампа Переносная настольная лампа Вместительная настольная лампа Настольная лампа ранец Кожаная настольная лампа Закрывающаяся настольная лампа
5 шаг «Что получилось?». Теплая настольная лампа. Можно пройти мимо этого сочетания, т. к. любая лампа накаливания нагревается, а можно усилить это сочетание и записать, что лампа не только освещает, но и обогревает помещение или наоборот, остужает. «Где это можно использовать?». Настольная лампа ранец - лампа, встроенная в ранец школьника, может освещать ему дорогу или служить предупредительным сигналом для водителей, при переходе школьником дороги, особенно выполненная в виде знака "STOP". «Кому это надо?». Кожаная настольная лампа - можно продавать ее в магазинах дорогой мебели, как аксессуар для кожаных диванов или кресел (на журнальный столик, для кабинетов (под старину) из дуба или ореха.
6 шаг Продукт №1. Лампа со встроенными электронными часами, будильником, радиоприемником и таймером включения/выключения света/звука Продукт №2. Лампа-пенал, с предусмотренными в ней местами хранения/размещения канцелярских принадлежностей
Морфологический анализ. Создание новых объектов, с необычными свойствами (выбор свойств случайный). Строим «дом». Составляющие элементы: 1) цвет. 2) материал. 3) форма. 4) этажи 5) место расположения. (Я живу в синем, деревянном доме, круглой формы, на 120 этаже, посередине лужи).
Морфологический анализ – это метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта.
Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается по возможности большее количество известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения, в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались.
Последовательность действий при морфологическом анализе:
1. Точно сформулировать проблему.
2. Определить важнейшие элементы.
3. Определить варианты исполнения элементов.
4. Занести их в таблицу.
5. Оценить все имеющиеся в таблице варианты.
6. Выбрать оптимальный вариант.
Системный оператор: дать характеристику любому предмету. Составляется таблица из девяти окошек: прошлое, настоящее, будущее по горизонтали и подсистемой, системой и надсистемой по вертикали. Выбирается объект. Раскладываются:
-свойства, функции, классификация, -функции частей, -какое место занимает в системе, связь с другими объектами, - как предмет выглядел раньше, -из каких частей состоит, -где могли его встретить, -из чего он может состоять в будущем, -из каких частей будет состоять, -где его можно будет встретить.
Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Регулярное использование приема СО (Системный оператор) формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г. С. Альтшуллер) Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.
Для того, чтобы думать о прошлом – нужна соответствующая информация, нужны знания. Дать их – задача взрослого, причем дать не приукрашивая прошлого и не упрощая его.
Настоящее осознается ребенком на основании анализа и обобщения, поэтому помощь взрослого в виде «выдачи» готовой информации о настоящем – не желательна.
Думать о будущем – это наиболее трудный элемент мышления. В основном здесь работает воображение ребенка. Помогать ему в этом случае – значит думать за него, то есть лишать его радости творчества. Вместе с тем, необходимо тактично и ненавязчиво помочь ребенку увидеть взаимосвязь будущего с настоящим.
В детском саду этот прием получил название «Волшебный экран» (у некоторых авторов – «Волшебный телевизор»). Самый распространенный вариант – девятиэкранка, но он доступен в большей мере детям старшего дошкольного возраста. Для малышей используются «урезанные» варианты: Вертикальная трехэкранка, Горизонтальная трехэкранка, Шестиэкранка.
Система – это и есть наш рассматриваемый объект. Нужно понимать, что любой предмет, живое существо, природное или общественное явление – это система: обязательно состоит из частей, обязательно само является частью чего-то, обязательно каким-то образом функционирует (имеет свою функцию). При этом у каждой системы существует прошлое и будущее.
Подсистема – это часть системы, или элементы, составляющие ее (например, система: Машина, подсистема: колеса, кузов, руль, фары, сиденья, бампер и др. ; система: Дождь, подсистема: туча, капли воды; система: Дерево, подсистема: корень, ствол, листья). Каждая из подсистем имеет свою функцию, без которой система существовать не может (Если засохнет корень, то дерево погибнет; если лишится веток, то не сможет цвести и плодоносить и т. д.) Подсистема тоже состоит из частей или элементов (например, Лист состоит из черенка, листовой пластины, прожилок и т. п., но в дошкольном возрасте на этот уровень можно не выходить.
Надсистема – это более крупная система, частью которой является рассматриваемая система. Надсистема может быть родовой (дерево может относиться к родовой классификации «растение») или по месту расположения (дерево может быть отнесено к лесу, саду, парку и т. п.)
Каждый экран отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования. Центральный экран – это выбранная для рассматривания система в настоящее время. Три экрана на горизонтальном среднем уровне отражают изменения системы при переходе из Прошлого в Настоящее и Будущее.
А три средних экрана на вертикальном уровне – подсистему и надсистему. Работа с «Волшебным экраном» только на первый взгляд кажется сложной, непонятной и трудноосуществимой. На самом деле вовсе не требуется какой-то специальной подготовки и сложных материалов. Главное, чтобы системное, экранное видение было в голове у взрослого. А использовать можно даже словесно: например, Вы приехали с ребенком летом в деревню, и малыш с интересом рассматривает цыпленка. Присоединитесь! «Ой, какой желтенький комочек! Ты знаешь, кто это? Цыпленок! А что у него есть? (лапки, клювик, глазки, и т. п.) А чем он был раньше, откуда появился? Да, представляешь, из яйца вылупился вот такой цыпленок! А когда подрастет, кем будет? (курицей или петухом). А давай посмотрим, где он живет? Как называется его домик? (курятник). А как же можно назвать одним словом цыпленка, курицу, петуха, кто они? (птицы или домашние птицы). Как видите, это не только очень просто, но и полезно: только за одно наблюдение ребенок получил полное представление о цыпленке. А при необходимости можно пользоваться любым листком бумаги и схематично рисовать на нем – здесь не важны ваши таланты художника, главное – зафиксировать процесс наблюдения, размышления, системного анализа.
Прием «Эмпатия» (сочувствие, сопереживание) (Развитие речи, творческого мышления, фантазии, в будущем такие дети не будут равнодушны к другим, будут уважать мнение собеседников)
Представьте себе, что вы тетрадь аккуратного или наоборот небрежного ученика. Сочините небольшой рассказ. Опишите как вы себя чувствуете в этой роли. Эмпатия это не - «поставь себя на его место», это: «взгляни на вещи его глазами». Можно разделиться на пары: один показывает эмоцию, другой угадывает (радость, удивление, презрение, страдание, страх, гнев)
Поэтажное конструирование (составление описательного рассказа о предметах и явлениях окружающего мира). Полотно в виде домика со слуховым окошком и девятью окошками-кармашками. 1) Кто ты? 2) Где жившь? 3) Из каких частей состоишь? 4) Какого размера? 5) Какого цвета? 6) Какой формы? 7) Какой на ощупь? 8) Чем питаешься? 9) Какую пользу приносишь?
Технологию синквейна
Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников.
Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк.
Последовательность работы:
1. Подбор слов-предметов. Дифференциация «живой» - «неживой» предмет. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).
2. Подбор слов-действий, которые производит данный объект. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).
3. Дифференциация понятий «слова – предметы» и «слова – действия».
4. Подбор слов – признаков к объекту. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).
5. Дифференциация понятий «слова – предметы», «слова – действия» и «слова - признаки».
6. Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения. («слова – предметы» + «слова – действия», («слова – предметы» + «слова – действия» + «слова - признаки».)
Плюсы синквейна
- изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
- отрабатываются знания о частях речи, о предложении;
- дети учатся соблюдать интонацию;
- значительно активизируется словарный запас ;
- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
- активизируется и развивается мыслительная деятельность;
- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу;
- дети учатся определять грамматическую основу предложений…
Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.
Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.