Лучший педагог года

Технология «Прозрачный квадрат В. В. Воскобовича» или «Нетающие льдинки озера Айс» (10 фото)

Ирина Ломкова
Технология «Прозрачный квадрат В. В. Воскобовича» или «Нетающие льдинки озера Айс»

«Технология «Прозрачный квадрат В. В. Воскобовича» или «Нетающие льдинки озера Айс», как средство развития логических, конструкторских и творческих способностей у детей дошкольного возраста»

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Василий Сухомлинский.

Статья «Использование развивающей среды «Фиолетовый лес»

В. В. Воскобовича с детьми раннего возраста».

Актуальность

Публикация «Технология „Прозрачный квадрат В, В, Воскобовича“ или „Нетающие льдинки озера Айс“» размещена в разделах

Дошкольный возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое.

С внедрением ФГОС ДО планируется создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром; также важным положением являются целевые ориентиры к возможным результатам освоения ООП ДО, которые определяются в его интеллектуальном и личностном развитии.

ФГОС ДО направляет содержание образовательной области «Познавательное развитие» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Проблеме формирования познавательных действий у детей дошкольного возраста и роли в ней дидактической игры уделяли свое внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них можно отметить таких как Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Н. П. Аникеева, Н. Н. Поддьяков, Ж. Пиаже и многие другие.

Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Поэтому развитие познавательных интересов детей является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Динамично развивающийся мир предъявляет новые требования и в подготовке детей к школе. Современному обществу сейчас необходимы творческие, образованные, нравственные, предприимчивые люди, самостоятельные личности, отличающиеся мобильностью и способны к сотрудничеству. Развиваются личностные качества в дошкольном возрасте, а основным направлением развития дошкольного учреждения является повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий. Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Все начинается с творческой идеи, а заканчивается технологией. Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели. Чтобы прийти к цели, необходимо останавливать выбор на инновационных (современных) технологиях, которые направлены на достижение позитивного результата. В настоящее время существует большое количество технологий, способствующих развитию логических, конструкторских и творческих способностей у детей дошкольного возраста. Среди разнообразных технологий и методов, направленных на развитие детских способностей, позволил нам остановиться на технологии В. В. Воскобовича «Прозрачный квадрат» или «Нетающие льдинки озера Айс».

Технология «Прозрачный квадрат В. В. Воскобовича» или «Нетающие льдинки озера Айс»

Почему выбрана именно эта технология В. В. Воскобовича? Что она может дать ребенку?

В - первых отметим, что все развивающие игры В. В. Воскобовича логические, конструкторские, творческие и многофункциональные, осуществляющие стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений.

Все развивающие игры объединены по принципу постепенного и постоянного усложнения, с помощью которых, можно решать большое количество образовательных задач. Интерес, познание, творчество это основные принципы, заложенные в основу всех игр автора. Игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.

• Интерес

Дидактические игры В. Воскобовича неразрывны с развитием у детей логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях.

• Познание

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение, и делает развивающую игру важным средством развития мышления детей.

• Творчество

Использование развивающих игр в педагогическом процессе, позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности.

Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития, формируются организованность, самоконтроль, творчество, интеллектуальное развитие, мышление, дети учатся действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности. Развивается познавательная активность, мелкая моторика рук, как один из значимых компонентов успешного обучения ребёнка в школе.

Этим и обусловлена актуальность выбранной темы «Технология В. В. Воскобовича

«Прозрачный квадрат» или «Нетающие льдинки озера Айс», как средство развития логических, конструктивных и творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Технология Воскобовича запатентована. Методика опирается на детскую фантазию. Не менее важными атрибутами являются герои, среди которых есть постоянные – ключевые герои, с которыми дети проходят все испытания во время игровой деятельности,заданиях, путешествиях. Все герои могут использоваться во всех в игровых областях. Уникальность всех игр с фигурками, кубиками и шнурками придаёт сказочное сопровождение. Причём не существует готовых текстов, которые педагог зачитывает детям. Есть рекомендации, как при помощи волшебных животных и гномиков сложить сюжет, который заинтересует малыша и мотивирует к поиску новой информации.

Невозможно перечислить всех достоинств этой технологии.

Таким образом, развивающие игры Воскобовича являются актуальными для детей от двух лет и старше.

Изучив игровые технологии В. В. Воскобовича, свой выбор я остановила на игре-головоломке: «Нетающие льдинки».

В игре происходит органичная интеграция всех образовательных областей. Игра развивает внимание, логическое мышление, моторику рук, воображение, конструкторские, сенсорные и творческие способности. Способствует развитию зрительной памяти, умению считать, знакомит с пространственными отношениями и величиной, помогает понять соотношение целого и части. Дети знакомятся с геометрическими фигурами и их свойствами.

Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.

Фото «Нетающие льдинки озера Айс»

Во время игры необходимо понять правила конструирования из прозрачного квадрата.

• При складывании квадратов пластинки накладываются друг на друга всей плоскостью.

• При наложении пластинок друг на друга не допускается совмещение (пересечение) цветных элементов.

В игровой набор входят 30 квадратных прозрачных пластинок. Одна пластинка полностью окрашена в синий цвет, а на других закрашена только часть квадрата. Имеются наборы в цветах «Радуги». Играть ребенок может и с взрослым и самостоятельно. В игре используются различные схемы сложения фигур, сказочные персонажи с необыкновенными именами, сказочные истории, задания. Инструкция к игре - это сказочная история об удивительных «Нетающих льдинках Озера Айс».

Далее я выстроила систему работы по данной теме.

Наметила цель: «Развитие познавательно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях организации этого процесса в игровой форме».

Реализация цели решалась путем решения следующих задач:

1. Познакомить с правилами конструирования прозрачных квадратов.

2. Обучать приемам работы с плоскостным конструктором «Нетающие льдинки».

3. Продолжать учить детей различать геометрические фигуры, сравнивать между собой по величине, соотносить целое и часть.

4. Развивать умение анализировать, планировать, создавать конструкцию по образцу, действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога.

5. Продолжить развивать эмоциональную отзывчивость через «общение» с разнообразными сказочными персонажами, «населяющими необычный» лес.

6. Развивать внимание, память, мышление, воображение, творческие способности детей, познавательную активность, любознательность.

7. Воспитывать интерес к конструированию различных фигур из «нетающих льдинок».

8. Повышать компетентность родителей в вопросах положительного отражения игры на развитие детей.

Определила для себя ожидаемые результаты:

Получим положительную динамику в развитии конструктивных и творческих способностей, а также мыслительной деятельности дошкольников. Дети знают геометрические фигуры, умеют их сравнивать по всем признакам, могут из частей собрать целое, умеют складывать квадрат из разных геометрических фигур, складывать из частей квадрата фигурки животных, птиц и предметов. Сформируются навыки работы с плоскостным конструктором «Нетающие льдинки» В. В. Воскобовича. Появится высокая мотивация.

Для вовлечения детей в игру с плоскостным конструктором «Нетающие льдинки», я определила этапы своей работы.

Этапы проекта.

1. На первом этапе меня заинтересовала история возникновения этой игровой технологии, познакомилась с инструкцией, правилами и сказками – заданиями с персонажами. Открыла значимость использования этого пособия, этой игры на развитие логического мышления, познавательных и творческих способностей у детей.

2. Следующим этапом было изучение методической литературы и опыта работы по использованию данной технологии. Технология Воскобовича - это путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач.

3. На следующем этапе разработала комплексно-тематический план, содержание которого позволило интегрировать данный вид деятельности с основными образовательными областями и сделать образовательный процесс единым. Занятие предусмотрено один раз в неделю. Но это не ограничивает организацию данного вида деятельности. Дети с удовольствием используют прозрачные квадраты в свободной самостоятельной деятельности в течение дня.

4. Это предполагает следующий этап работы – Организацию оптимальной развивающей среды. Организацию оптимальной развивающей среды.

В центре познавательной активности «Развивай-ка» : мы дополнили игровую среду персонажами из игры, комплекты из четырех цветов с прозрачными квадратами, создали картотеку сказок, загадок, заданий для использования их в разных областях развития.

Технология «Прозрачный квадрат В. В. Воскобовича» или - фото

Для знакомства детей со схемами дополнили альбом с изображением различных фигур, приобрели книги и иллюстрации, создали познавательные презентации.

Распечатали фигурки: малыш Гео, Ворон Метр, хранитель озера-озорной Незримка фиолетового леса, Всюсь, смешной Околесик, Паук Юк, печальная Долька - на подставках, и других сказочных персонажей.

Фото №1 Технология Прозрачный квадрат В

В центре опытов и экспериментов «Любознайка», дети с удовольствием по схемам могут сложить как одноцветную, так разноцветную фигурку, при наложении друг на друга пластинок двух разных цветов, с помощью микроскопа или лупы рассматривают ее, сравнивают между фигурами по цвету, размеру и определяют на прочность, прозрачность, на весах взвешивают, исследуя получают из двух - третий цвет, и т. д.

Фото №2 Василий Сухомлинский

В «Творческой мастерской» центр пополнился чертежами, карточками-схемами, картинками - образцами для срисовывания персонажей, раскрасками, нарисованными героями сказки, сделанными совместно с детьми, что повышает их ценность и привлекательность для каждого ребенка.

Фото №3 Статья Использование развивающей среды Фиолетовый лес В

В целях повышения мотивации детей к конструированию из прозрачных квадратов, пополнилась коллекция интерактивных игр. Новые игры позволяют детям понять и закрепить названия геометрических фигур, уметь классифицировать их по всем признакам, процесс конструирования, умение решать проблемные задачки, работать со схемами и символами, и проявлять свои творческие способности.

В построении совместной деятельности главным в нашем сотворчестве становится игра, фигурки создаются из прозрачных квадратов в игре и для игры.

Погружение детей в мир игры с прозрачными квадратами выстроено пошагово.

Первым шагом было начальное знакомство с прозрачными квадратами, посвятили игре в свободной деятельности, чтобы дать детям возможность определить и понять свойства, которые им понадобятся в дальнейшем, вызвали интерес к развивающей игре, стремление развивать свой потенциал, чтобы приобрести уверенность в себе при взаимодействии с новыми игровыми материалами. Далее продолжили знакомить воспитанников с развивающей игрой «Прозрачный квадрат», с историей персонажей сказочного леса, анализировали геометрические фигуры, соотношение целого и частей. Для эффективной реализации цели данного этапа, были использованы элементы игровой технологии «Сказки». Детям рассказывается загадочная история, о происхождении «Нетающих Льдинок», предлагается путешествие по волшебному «Фиолетовому лесу», где детям читали сказку в стихах о Нетающих Льдинках Озера Айс, рассматривали схемы, картинки разных фигурок, находили сходство с животными и птицами на схемах-картинках, книжках, действовали с геометрическими фигурками (треугольники, квадраты, прямоугольники, трапеция). Обучение конструированию квадрата из геометрических фигур, продолжается.

Вторым шагом вместе с детьми собирали два квадрата по выбору (Одновременно можно складывать 2, 3, 4 квадрата и более). Подгруппам детей, можно дать задание, собрать по 12 квадратов, из каждого цветного набора. Дети собирали все пластинки вместе на середину стола, накладывали их, друг, на друга собирая, таким образом, квадрат из частей (при наложении пластинок друг на друга, старались не допускать совмещение, пересечение цветных элементов). Анализировали геометрические фигуры, повторяли их название, сравнивали их по размеру, соотносили целое и часть, выполняли задания Ворона Метра. Раскрашивали главного персонажа (Незримку). В «Подарок от Хранителя озера Айс», дети получили прозрачные квадраты - «Нетающие льдинки». Далее – продолжили знакомство с правилами развивающей игры «Прозрачный квадрат». Объяснили, что в игре с «Прозрачным квадратом» необходимо соблюдать следующие правила:

• При складывании квадратов пластинки (или льдинки) накладываются друг на друга всей плоскостью.

• При наложении пластинок (льдинок) друг на друга не допускается совмещение (пересечение) цветных элементов.

Далее упражняли в складывании простых фигурок, различных животных и предметов, отрабатывали точность движений, ведь от совпадения сторон и углов зависит вид фигурки. Продолжали упражнять детей в угадывании фигурок по картинкам - схемам, определяли из каких, геометрических фигур, состоит сказочный персонаж или предмет. Играя, дети выполняют задание и получают в подарок прозрачные льдинки, из которых собирают фигуры.

Игровые приключения детей, переходят в процесс обучения с «прозрачными квадратами». Поэтому показали детям способы работы с прозрачными квадратами :

-геометрические фигуры прикладывали стык в стык друг к другу,

- наложения прозрачных квадратов друг на друга, произвольным приемом,

- использование двух способов вместе, комбинированный способ

Когда дети научатся складывать прозрачные квадраты из разных геометрических фигур простым способом, можно переходить к следующему шагу.

Поэтому, третьим шагом был переход к изготовлению более сложных фигурок из прозрачных квадратов, и к решению более сложных заданий.

Для продолжения творческого процесса, детям предлагается срисовывание картинок по образцу, поиграть в коллективную игру «Вертикальное домино», где нужно сложить квадраты из пластинок и набрать как можно больше очков, ведь дети учатся выигрывать и чувствовать себя успешным.

Фото №4 Воскобовича с детьми раннего возраста

Когда дети научатся понимать смысл игры, то будут складывать не только квадраты и треугольники, но и создавать свои варианты фигурок, придумывать свой сюжет или историю, проявят самостоятельность при складывании животных, птиц, и других предметов.

С целью наибольшей привлекательности игры, используется дополнительный материал, что придает игре продолжительную мотивацию.

Фото №5 Актуальность Публикация Технология Прозрачный квадрат В В Воскобовича или Нетающие льдинки озера Айс размещена в разделах Воскобович В

Детям предлагается сложить фигурки по схемам из альбома. Нужно найти в альбоме фигурки, сложенные из одних и тех же пластин. Дается задание: «Сложи и проверь». Сложив разных животных, они включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, их герои становятся волшебными и совершают путешествие в загадочный мир воды, гор и неба. И т. д. Дети любят своих героев, сложенных из прозрачных квадратов. Дети срисовывают их с картинок, по образцу, затем вырезают их и ставят на конус, используют не только в сюжетно-ролевых играх, но и в театре, занятиях, лабиринтах, бродилках, и интерьере группы.

Необходимым этапом в работе по развитию конструктивных и творческих способностей у детей средствами игры головоломки: «Нетающие Льдинки» является взаимодействие с родителями, так как весь воспитательный и образовательный процесс строится в совместном социуме. Общение с родителями строится на основе сотрудничества.

Для повышения их педагогической компетентности были проведены познавательные практикумы и мастер-классы, где родители глубже познакомились с технологией игр В. В. Воскобовича и их влиянием на развитие детей.

Фото №6 Это возраст когда все впервые все только начинается речь игра общение со сверстниками первые представления о себе о других о мире

Действенным способом взаимодействия с родителями стали творческие мастерские: по придумыванию разных историй для персонажей игры, где родители вместе с детьми дома сочиняют сказки, истории, загадки и задания, а затем делятся этой информацией.

Одной из эффективных форм взаимодействия с семьей являются создание картотеки по всем сказкам, игровым заданиям, но главное обмен фотографиями с родителями в чате группы.

Работа по данной теме еще не закончена, но уже можно сказать, что она дает положительные результаты. У ребят сформировался интерес к этой игровой технологии, повысился уровень познавательной активности, они научились следовать инструкциям, оперировать понятиями относительно игры, основными геометрическими понятиями, пространственными характеристиками, хорошо ориентируются, научились работать по схемам, пооперационным картам. Научились накладывать пластинки друга на друга, совмещают закрашенные части и составляют из них геометрические фигуры или предметные силуэты. Предметные силуэты могут получать путем приложения геометрических фигур на пластинках друг к другу.

В планах дальнейшей реализации данного образовательного проекта приступить к изучению других игр этого автора.

Эффективность проделанной работы наглядно демонстрируют положительные результаты поставленной цели.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате планомерной работы использования игровой технологии «Прозрачный квадрат» или «Нетающие льдинки» в деятельности с детьми дошкольного возраста развиваются конструктивные и творческие способности.

Фото №7 Проблеме формирования познавательных действий у детей дошкольного возраста и роли в ней дидактической игры уделяли свое внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи
Публикации по теме:

«Прозрачный квадрат или льдинки озера «Айс» (фотоотчет)«Прозрачный квадрат или льдинки озера «Айс» (фотоотчет) Однажды я уже делала фотоотчет,о игре "квадрат Воскобовича", "Геоконт".Сегодня я расскажу о развивающей игре "Льдинки озера Айс",их я.

Фотозарисовки озера БалатонФотозарисовки озера Балатон Знакомство с озером Балатон состоялось по пути в Хорватию. Озеро Балатон принадлежит к числу самых крупных, пресных озер Европы. Оно.

Фотоотчет о деятельности детей подготовительной группы с развивающей игрой Воскобовича В. В. «Прозрачный квадрат»Фотоотчет о деятельности детей подготовительной группы с развивающей игрой Воскобовича В. В. «Прозрачный квадрат» Цель: сформировать у детей представление о соотношении целого и части. Задачи: - учить составлять целый квадрат из частей, выполняя правила.

Фотоотчет о занятии по рисованию «Есть прозрачный чудо-дом, днем и ночью рыбы в нем»Фотоотчет о занятии по рисованию «Есть прозрачный чудо-дом, днем и ночью рыбы в нем» Фотоотчет по рисованию «Есть прозрачный чудо-дом, днем и ночью рыбы в нем» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию фототчет по рисованию.

Мастер-класс «Прозрачный мольберт»Мастер-класс «Прозрачный мольберт» «Использование нетрадиционных технологий в художественно – эстетическом развитии воспитанников старшего дошкольного возраста»» Цель: Знакомство.

Прозрачный мольберт в психологической практике педагога-психолога и арт-терапииПрозрачный мольберт в психологической практике педагога-психолога и арт-терапии В настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста с проблемами эмоционально-личностного характера. Многие специалисты по.

Развивающая игра «Квадрат Воскобовича четырехцветный, или Квадратные забавы»Развивающая игра «Квадрат Воскобовича четырехцветный, или Квадратные забавы» Тема: «Развивающая игра: «Квадрат Воскобовича четырехцветный» или «Квадратные забавы». Уважаемые коллеги! Я думаю, что многие из вас.

Развивающая игра «Квадрат Воскобовича двухцветный»Развивающая игра «Квадрат Воскобовича двухцветный» Развивающая игра "Квадрат Воскобовича двухцветный" Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию ещё одну замечательную развивающую игру.

Развивающая игра «Прозрачный квадрат, или Нетающие льдинки озера Айс»Развивающая игра «Прозрачный квадрат, или Нетающие льдинки озера Айс» Тема: Развивающая игра «Прозрачный квадрат» или «Нетающие Льдинки озера Айс». Лариса Гацко. Блог. Прозрачный квадрат Воскобовича – это.

Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детейТехнология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детей Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании, как средство развития эмоционального интеллекта у детей. Актуальность: В настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология «Прозрачный квадрат В. В. Воскобовича» или «Нетающие льдинки озера Айс»
Опубликовано: 14 марта 2023 в 17:44
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД