Конспект классного часа для учащихся начальной школы «Толерантность… или Как жить в мире с другими людьми?»

титушина наталья
Конспект классного часа для учащихся начальной школы «Толерантность… или Как жить в мире с другими людьми?»

Цель: формирование у обучающихся установки на толерантное поведение.

Задачи:

1. Обучающая:

- познакомить учащихся с понятием «толерантность»;

- раскрыть характеристики толерантного человека;

- сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;

2. Воспитательная:

- воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;

- воспитывать внимательное отношение к себе и другим.

3. Развивающая:

- развивать навыки рефлексии;

- развивать способность осознавать свои чувства;

- развивать коммуникативные навыки.

Возраст участников: 8 -11 лет

Оборудование и материалы:

1. Мультфильмы: «Ёжик должен быть колючим» ,«Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»

2. Компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Структура занятия:

I. Первый этап - организационный: повышение уровня сплоченности, взаимопонимания учащихся.

II. Второй этап – основное содержание занятия.

1. Формулирование темы занятия, основных целей.

2. Система упражнений.

III. Заключительная часть:

1. Просмотр мультфильма.

2. Рефлексия занятия.

I. Организационный этап занятия.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня наша встреча посвящена важной теме, и вы ее узнаете чуть позже. Сначала мы проведем упражнение.

1. Разминка.

Упражнение «Кто быстрее и дружнее»

Цель: повышение уровня сплоченности, взаимопонимания.

Ребята делятся на 2 группы по 5 человек. Выполняют команду, не общаясь друг с другом:

- Построиться по росту;

- Построиться в алфавитном порядке по первой букве имени.

Обобщение: Обе команды проявили сплоченность, взаимопонимание, одобрите друг друга аплодисментами.

II.Основное содержание занятия.

1. Сообщение темы и цели занятия.

Мы все отличаемся по внешнему виду, возрасту, по вкусам и убеждениям. Если мы с другом мало чем отличаемся, то нам с ним проще общаться. Все нам видится одинаково. Но если друг не похож на меня, то разговор становится более сложным, но одновременно и более содержательным. Сегодня мы будем говорить о том, как находить общий язык с другими людьми. Тема нашего занятия «Толерантность…или как жить в мире с другими людьми

Мы живем в поликультурном обществе. Что это означает? Рядом с нами можно найти представителей:

- разных культур и национальностей:

- разных вероисповеданий: христиане, мусульмане, буддисты.

- разных убеждений: активисты политических партий, экологического движения., фанаты спортивные и музыкальные и так далее.

-разных интересов: филателисты, книголюбы, художники, музыканты, кладоискатели, альпинисты и так далее.

Каждый человек интересен сам по себе, но одновременно он является и представителем группы. Изучая, Другого, общаясь с ним, вы лучше поймете не только позицию человека, но и историю его группы. Речь идет о важности толерантного, миролюбивого отношения к представителям других национальностей, вероисповеданий, убеждений.

А что такое толерантность? Давайте посмотрим значение данного слова.

(Слайд № 2)

Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Обобщение: Таким образом, толерантность это в первую очередь уважение к различиям и правам других людей и себя.

Вопрос толерантности имеет важное значение, потому как сейчас в мире происходят межнациональные конфликты, приводящие к войнам, терроризму, гибели невинных людей. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами.

(Слайд № 3)

Они уезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь.

Все вы помните, что недавно в нашей стране на Дальнем Востоке в результате стихийных бедствий пострадали люди. Жители вынуждены были покинуть свои дома, свое хозяйство.

(Слайд № 4)

Каждый, кто считает себя толерантным человеком, откликнулся на призыв о помощи пострадавшим. А вы считаете себя толерантным? Кто из вас участвовал в помощи?

(Участие в школьной акции «Помоги ближнему», Всероссийской акции «Мы вместе»)

Молодцы!

2. Практическая часть.

1)Решение практической ситуации.

Ребята, давайте сформулируем правила толерантного поведения. Мы сейчас посмотрим отрывок из мультфильма «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду». Вам предстоит выполнить задание.

Задание для ребят.

- Подумай, что нужно делать, как вести себя, чтобы, установить взаимопонимание и добрые отношения с новым человеком, человеком другой культуры.

(Слайд № 5) Правила толерантного поведения.

-Как должен вести себя толерантный человек?

2) Сочини конец истории. «Кто из них прав?»

-А сейчас вам предстоит сочинить конец истории. Придумать свое завершение проблемы отношений между животными, которые являются героями литературного произведения.

(Чтение по ролям. Распределение ролей)

Обсуждение

- Ребята давайте поможем зверям ответить на вопрос: «Какая еда лучше?»

Подводится итог, что нет «лучшей» еды для всех, каждому нравиться что – то своё.

-- Чему учит нас, людей эта история с животными?

Эта история учит нас решать проблемы, разрешать конфликты. Мы все разные, но надо воспринимать человека таким, какой он есть.

- Давайте посмотрим на себя разные ли мы?

И в этом нам поможет разобраться игра «Кто есть кто…»

3) Игра «Кто есть кто…»

Цель: Участники получают богатую информацию друг о друге.

Этапы игры:

1. Ребята рассаживаются по кругу.

2. Сообщение участникам об игре, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга.

3. Ход игры.

Учитель называет личностное качество или описывает ситуацию и просит участников, по отношению к которым справедливо данное высказывание, выполнить определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: "Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами!"

• у кого голубые глаза - трижды подмигните;

• тот, кто любит вкусно покушать, пусть погладит себя по животу;

кто похож на маму, пусть себя обнимет;

кто похож на папу, пусть похлопает в ладоши;

• кто любит собак, должен дважды пролаять;

• любящие кошек скажут "Мяу!" и подтянуться;

• кто любит читать, пусть пожмет руку соседу;

• кто рад, что учится в данном классе, громко скажет "Ура!";

• кто считает себя любознательным человеком, пусть заглянет под свой стул;

• кто мечтал стать невидимым, спрячется за стул;

• кто занимается спортом, тот приложит ладонь правой руки к сердцу.

4. Итог игры: - Что вы узнали интересное о своем однокласснике?

Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность. Вы разные, но вместе вам хорошо.

Каждый человек и внутренне, и внешне уникален и неповторим. Чтобы это понять, нужно больше общаться и дружить с разными людьми.

III. Итог занятия.

В заключении нашего занятия давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Ежик должен быть колючим».

1. Просмотр мультфильма «Ежик должен быть колючим».

2. Рефлексия.

- А сейчас я предлагаю вам украсить нашу планету хороводом ладошек, на которых вы напишите правила толерантного поведения. Начало предложения звучит так «Чтобы жить в мире с другими людьми…» (Дети читают свои записи на ладошках и прикрепляют на доску).

(Уважение, доброта, дружба, понимание, поддержка, терпимость,доверие. чуткость)

Проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему. Необходимо понимать, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть. Ведь в многообразии заключается наша сила и гармония.

Четыре угла — четыре выбора".

Цель: Повышение уровня сплоченности участников.

Время проведения: 30 минут.

Этапы игры:

1. Информирование. Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению. На время игры для каждого раунда Вам понадобятся по четыре больших листа бумаги (формат A3) и скотч. Прикрепите в четырех углах комнаты листы бумаги и напишите на них названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Листы крепятся на видных местах.

2. Члены группы становятся на середину комнаты.

3. Объявите участникам, что в ходе игры они смогут лучше узнать друг друга. Сначала все ходят по комнате, затем каждый останавливается у того листа бумаги, который кажется ему самым подходящим.

4. Все участники, собравшиеся в одном углу, рассказывают друг другу, почему они выбрали именно этот цвет. Каждый должен запомнить всех, кто находится в том же углу (3 минуты).

5. Во втором раунде можно написать на новых листах четыре времен года.

6. В третьем раунде Вы можете использовать названия четырех музыкальных инструментов, например: скрипка, саксофон, арфа, барабан.

7. В четвертом нарисуйте на бумаге геометрические фигуры (по одной на каждом листе, например, треугольник, квадрат, круг и фигуру неправильной формы.

8. После каждого раунда игроки собираются в середине комнаты. Порядок игры соблюдается четко: участники должны останавливаться возле того листа бумаги, надпись на котором нравится им больше всего. При этом они запоминают всех остановившихся рядом.

Обсуждение игры:

• Какие участники чаще всего оказывались в одной и той же группе?

• Какие игроки оказались в одной группе редко или вообще ни разу?

• Что интересного каждый из вас узнал о других членах группы?

Замечания:

• инструменты: молоток, пила, клещи, игла;

• города: Париж, Рим, Москва, Шанхай;

• напитки: кофе, чай, кока-кола, молоко;

• животные: лев, антилопа, змея, орел;

• здания: вилла, бунгало, замок, храм;

• знаменитые люди: А. Эйнштейн, Дж. Пуччини, В. Шекспир, Билл Гейтс

Часть 4. Заключение. Рефлексия. 10 минут.

Черты толерантной личности

1. Расположенность к другим

2. Снисходительность

3. Терпение

4. Чувство юмора

5. Чуткость

6. Доверие

7. Альтруизм

8. Терпимость к различиям

9. Умение владеть собой

10. Доброжелательность

11. Умение не осуждать других

12. Гуманизм

13. Умение слушать

14. Любознательность

15. Способность к сопереживанию

14 шагов к толерантности

1. Желание быть толерантным.

2. Стремление человека стать лучше. Постоянное саморазвитие (личностный рост). Умение ставить себя на место других.

3. Не осуждать.

4. Замечать мелочи и тонкости; замечать особенности ситуации;

5. Расширять свой круг общения. Менять места. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).

6. Знакомиться с другими культурами, традициями: язык, рисунки, литература, архитектура; костюмы (одежда, кухня, музыка, танцы, песни.

7. Наблюдать.

8. Улучшить самоконтроль.

9. Развить в себе умение молчать/слушать.

10. Менять точки зрения.

11. Сопереживать.

12. Не зацикливаться.

13. Быть активным.

14. Не оценивать.

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.

2. Асмолов А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа// Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.

3. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). СПб., 2001.

4. Други и другие в языке, истории, традициях…/Авт.: К. Г. Митрофанов, Е. В. Власова, В. В. Шаповал. – М.: Прометей, 2002.

5. Рожков М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.

6. Солдатова Г. У., Шалгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.

7. Толерантность в общественном сознании. России. М., 1997.

8. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. СПб., 2001.

9. Шаповал В. В. и др. Мозаика культур. / Под ред. А. П. Шевырева, Т. Н. Эйдельман. -М.: Локус/Пресс. 2005

Прикреплённые файлы:

kopija-toleratnost_accbi.pptx | 1044,6 Кб | Скачан: 298
 
Публикации по теме:

Конспект открытого занятия «Мы в мире, дружбе будем жить» (поликультура) КОНСПЕКТ организации образовательной деятельности в старшей группе «Мы в мире, дружбе будем жить» Цель: Продолжать формировать у детей.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе «Мы в мире дружбы будем жить» Тема: «Мы в мире дружбы будем жить» Цель: познакомить детей с явлениями общественной жизни. Задачи: дать сведения о Празднике единства и.

«Ребёнок в общении с другими людьми». Мнемотехника по ОБЖ (старший возраст)«Ребёнок в общении с другими людьми». Мнемотехника по ОБЖ (старший возраст) Данная методика значительно облегчает детям запоминание. Я составила мнемотаблицы по стихам к разделу "Ребёнок и другие люди". Взрослые.

Праздничный досуг, посвященный Дню матери и Дню толерантности: «Будем дружно в мире жить, будем мам своих любить» Цель: Воспитание нравственных чувств у детей подготовительной группы посредством музыкально- театральной деятельности. Через разучивание.

Психологический практикум по ликвидации конфликтов среди подростков «Жить в общении с другими» Цель занятия: пробуждать интерес ребенка к самому себе, помогать в формировании адекватной самооценки, чувства уважения к другим, закреплять.

Сценарий праздника «В мире, дружбе будем жить» ПРАЗДНИК «В МИРЕ, ДРУЖБЕ БУДЕМ ЖИТЬ» (СТАРШАЯ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА). Дети вместе с ведущей входят в зал. ВЕДУЩАЯ: Есть одна страна.

Сценарий выпускного вечера в детском саду «Путешествие с Машей и другими героями» «Путешествие с Машей и другими героя 1 ведущий: Дорогие гости, дорогие родители! Сегодня у нас торжественный и немного грустный день – выпускной.

«Мы в мире, дружбе будем жить». Формирование у дошкольников толерантного отношения к разным национальным культурам«Мы в мире, дружбе будем жить». Формирование у дошкольников толерантного отношения к разным национальным культурам «Мы в мире, дружбе будем жить»Цель: Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным.

Утренник для детей подготовительной к школе группы посвящённый празднованию первого мая «Мы в мире, дружбе будем жить» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28 Утренник для детей подготовительной.

Вместе научим ребенка безопасно жить в этом мире! (фотоотчёт)Вместе научим ребенка безопасно жить в этом мире! (фотоотчёт) С 25 августа по 15 сентября прошла Общероссийская акция по безопасности дорожного движения «Безопасность детей – забота родителей!». Наш.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Новый год
Автор публикации:
Конспект классного часа для учащихся начальной школы «Толерантность… или Как жить в мире с другими людьми?»
Опубликовано: 21 октября 2015 в 16:31
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о мастер-классе «Под сенью древних куполов»
Доброе время суток, коллеги и гости моей странички! Сегодня хочу предложить Вам окунуться в прекрасное ! Мне методистом нашего учреждения было дано...
Оформление летнего детского участка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Все дети и даже многие взрослые мечтают попасть в сказку. А что же делать летом, как не сотворить ее своими руками! Наши дети очень любят читать книгу и...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе на...
Конспект по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе. Воспитатель 1 категории Улевич Е. В. Тема «Пешеходный переход». Задачи:...
Конспект наблюдения за радугой «У нас в гостях разноцветный мостик» в средней группе
Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект наблюдения в средней группе. Месяц октябрь радовал нас кратковременными дождями. Когда...
НОД по физической культуре «Пожарные на учении» (подготовительная к школе группа)
Дата проведения: 15 ноября 2018 г. Возрастная группа: подготовительная. Доминирующая ОО - физическое развитие, интегрируемые ОО: познавательное развитие,...